Файл: 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики 4.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четвертая сила: появление товаров-заменителей. Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения роста цен.
Пятая сила: внутриотраслевая конкуренция. Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка [15].
Теперь оценим влияние пяти сил конкуренции на ООО «Контакт» (таблица 11).
Таблица 11 - Влияние на ООО «Контакт» пяти сил конкуренции
Сила конкуренции | Влияние |
1 | 2 |
1. Соперничество между имеющимися конкурентами | В настоящее время на рынке Алтайского края достаточно организаций, занимающихся производством общестроительных работ. Особенно острая конкуренция у ООО «Контакт» возникает с ООО «МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА», ООО «Алвар» и ИП Варданян Артур Жораевич. Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данную организацию. |
2. Угроза появления новых конкурентов | Эта угроза является недостаточно сильной для организации. Компании, занимающиеся производством общестроительных работ в Алтайском крае, имеют многолетний опыт работы, увеличивают долю рынка, а значит, за счет увеличения объемов сбыта появляется возможность снижать цены, тем самым создавая барьеры для новых игроков. |
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей | Появление товаров-заменителей не оказывает никакого негативного воздействия на деятельность ООО «Контакт», т.к. организация осуществляет закупку материалом и товаров, ассортимент которых может меняться в зависимости от достижений НТП и пожеланий потребителей, также существует возможность совершенствования технологии производства общестроительных работ. |
4. Способность поставщиков торговаться | Эта угроза оказывает среднее влияние на исследуемую организацию, так как предприятие существует уже более 10 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки. |
5. Способность покупателей торговаться | Многие покупатели чувствительны к различным скидкам. Среди многообразия конкурентов важно предоставлять клиентам наиболее выгодные условия, при этом получать максимальное количество прибыли. Поэтому данная угроза является наиболее существенной для ООО «Контакт». |
Из таблицы 11 можно сделать вывод, что из 5 сил наиболее существенное влияние на ООО «Контакт» оказывает соперничество между конкурентами, а также способность покупателей торговаться.
Рассмотрим основных конкурентов ООО «Контакт», занимающихся производством общестроительных работ в Алтайском крае, и дадим им потребительскую оценку по 5-ти бальной системе (таблица 12). Балы проставлялись с учетом опроса клиентов, исследуемых организации.
Таблица 12 - Характеристика конкурентов рынка производства общестроительных работ
Организация | Своевременность предоставляемых услуг | Качество предоставляемых услуг | Стоимость предоставляемых услуг | Сумма баллов | ||
Контакт | 5 | 5 | 4 | 14 | ||
МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА | 5 | 5 | 5 | 15 | ||
Алвар | 4 | 3 | 4 | 11 | ||
ИП Варданян Артур Жораевич | 4 | 3 | 4 | 11 | ||
ЭССКО | 4 | 4 | 4 | 12 | ||
ПЛАСТДЕТАЛЬ | 3 | 5 | 4 | 12 | ||
Инвест Групп | 4 | 4 | 4 | 12 | ||
Ратмир | 4 | 3 | 3 | 10 |
Из таблицы 12 видно, что одним из самых сильных конкурентов является компания ООО «МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА». ООО «Контакт» незначительно уступает ей в размерах, объему сбыта и, соответственно, в цене.
Для оценки конкурентоспособности ООО «Контакт» относительно маркетинговой стратегии проведем сравнительный анализ организации с компанией МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА (так как она является лидером на рынке по итогам проведенного исследования) и ЭССКО по различным факторам в баллах и сделаем соответствующие выводы (таблица 13).
Таблица 13 - Определение конкурентоспособности организации на рынке определенного товара
Факторы конкурентоспособности | Контакт | МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА | ЭССКО |
1 | 2 | 3 | 4 |
I ПРОДУКТ | | | |
качество | 5 | 5 | 4 |
стиль | 5 | 5 | 4 |
престижность марки | 5 | 5 | 4 |
упаковка (этикетка) | 5 | 5 | 5 |
гарантийный срок | 5 | 5 | 5 |
ИТОГО | 25 | 25 | 22 |
II ЦЕНА | | | |
номинальная | 4 | 5 | 3 |
скидки | 3 | 4 | 3 |
возможность снижения цены | 4 | 5 | 3 |
ИТОГО | 11 | 14 | 9 |
Продолжение таблицы 13
1 | 2 | 3 | 4 |
III КАНАЛЫ СБЫТА | | | |
прямые | 5 | 5 | 4 |
косвенные | 5 | 5 | 4 |
степень охвата рынка | 4 | 5 | 3 |
наличие и качество складских помещений | 4 | 5 | 4 |
транспорт | 4 | 5 | 3 |
ИТОГО | 22 | 25 | 18 |
IV ПРОДВИЖЕНИЕ на рынке | | | |
реклама | 1 | 4 | 1 |
стимулирование сбыта | 3 | 4 | 2 |
PR | 1 | 2 | 1 |
ИТОГО | 5 | 10 | 4 |
ИТОГО ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ | 63 | 74 | 53 |
Мы видим, что ООО «Контакт» по качеству выполняемых работ не отстает от своего конкурента МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА, незначительно уступает в цене, однако касаемо продвижения товара на рынке здесь можно отметить низкий уровень стимулирования сбыта и отсутствие рекламы, что негативно сказывается на объемах продаж и, соответственно, потребительском сегменте. Вместе с тем, ООО «Контакт» опережает своего конкурента ЭССКО по всем параметрам.
Для подведения итогов сравнительного анализа изобразим многоугольник конкурентоспособности организации ООО «Контакт» в сравнении с конкурентоспособностью компании ООО «МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА» и сделаем соответствующие выводы (Рисунок 3).
О
Продукт
Цена
ОО «Контакт»
О ОО «МИЛЬСТРОЙ-СИБИРИКА»
Каналы сбыта
Продвижение
Потребители
Поставщики
ЭССКО
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности организаций
На рисунок 3 наглядно представлены те направления деятельности организации, над которыми необходимо вести работу. ООО «Контакт» необходимо совершенствовать свою ценовую политику, сбытовую деятельность, а также особое внимание уделить продвижению товара, чтобы усилить свои конкурентные преимущества и в целом повысить конкурентоспособность.
Таким образом, с учетом знания всех возможностей и угроз, а также слабых и сильных сторон, ООО «Контакт» сохраняет свое конкурентное преимущество среди торговых организаций на протяжении многих лет. ООО «Контакт» необходимо совершенствовать свою ценовую политику, сбытовую деятельность, а также особое внимание уделить продвижению товара, чтобы усилить свои конкурентные преимущества и в целом повысить конкурентоспособность.
В заключение второй главы отметим, что наибольшее влияние на конкурентоспособность ООО «Контакт» оказывают условия поставки, конкурентная среда в отрасли, а также предпочтения потребителей. Проанализировав влияние внешних и внутренних факторов на деятельность и состояние конкурентоспособности ООО «Контакт», можно сделать вывод, что организация имеет высокую конкурентоспособность, которую обеспечивают такие факторы, как цена и качество предоставляемых товаров и услуг, большой опыт работы на рынке фармацевтических препаратов, однако кроме этого ООО «Контакт» имеет и слабые стороны, такие, как отсутствие опыта ведения рекламных кампаний, несовершенная структура дебиторской и кредиторской задолженности. Организации необходимо разработать конкурентную стратегию, позволяющую применять правильные методы повышения конкурентоспособности, а именно продвижения, рекламы и стимулирования сбыта.