Файл: 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики 4.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, занимающаяся производством общестроительных работ. За 2012-2014 гг. объем выполненных работ организацией увеличился, возросла численность персонала, повысился уровень рентабельности как выполнения работ, так и продаж. проанализировав качественный и количественный состав работников, можно сделать вывод, что в 2014 году по сравнению с 2012 годом среднесписочное численность работников увеличилась на 19% и составила 304 человек, в основном увольнялись молодые специалисты, в возрасте от 20 до 30 лет. Текучесть труда в ООО «Контакт» сильно выражена. В организации применяются линейно-функциональная организационная структура. Проанализировав финансовое состояние ООО «Контакт» можно сделать вывод, что организация эффективно планирует свою деятельность, обеспечивает нужды необходимыми ресурсами; финансовая деятельность организации направлена на обеспечение своевременного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Финансовое состояние является индикатором, характеризующим жизнеспособность организации, и одним из основных критериев ее конкурентоспособности.
Оценим основные внешние факторы применительно к ООО «Контакт»:
I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:
II. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ООО «Контакт» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства, Алтайского края и г. Барнаула, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.
III. Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной
внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:
IV. Социальные факторы. Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность ООО «Контакт», относятся следующие:
Анализ внешнего окружения открывают для предприятия ООО «Контакт» возможности для развития бизнеса с учетом всех возможных угроз.
Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность организации: необходимо следить за ценами на закупаемые товары, поскольку рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию организации.
Можно сформулировать основные требования к поставщикам на строительном рынке: популярность (известность торговой марки), надежность, заинтересованность в совместной работе, понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции, минимальные сроки поставки.
Работа с одним поставщиком увеличивает риск и ограничивает возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети. Для снижения такого рода риска ООО «Контакт» работает с несколькими поставщиками.
Одним из важнейших элементов внешней среды организации являются конкуренты - фирмы или организации, вступающие в борьбу с рассматриваемой фирмой за удовлетворение потребностей потребителей на том или ином рынке. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.
Далее рассмотрим основных потребителей услуг производства общестроительных работ. ООО «Контакт» может выступать на клиентурных рынках пяти типов: потребительском рынке; рынке предприятий; рынке промежуточных продавцов; рынке государственных учреждений; международном рынке.
Каналы реализации продукции - это совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников.
Основными потребителями ООО «Контакт», являются жители Ключевского района, государственные учреждения различных ветвей власти, индивидуальные предприниматели и бизнес. Компания ООО «Контакт» участвовала в торгах 69 раз, из 34 раза выигрывала тендер на оказание услуг и выполнение различного рада работ. 25 раз заказчиком выступало государство, в лице различных учреждений, как муниципального так и федерального уровня.
Таким образом можно сделать вывод, что внешняя среда оказывает очень сильное влияние на конкурентоспособность организации ООО«Контакт». Наиболее важный фактор в оценке конкурентоспособности – это потребители, которые формируют спрос, и за которых ведется конкурентная борьба.
Конкурентная среда формируется внутриотраслевыми конкурентами, реализующими аналогичную продукцию том же рынке. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации [23].
Все вышеперечисленные факторы, формирующие конкурентоспособность организации ООО «Контакт», целесообразно описать при помощи стратегической модели анализа 5 сил конкуренции, разработанной М. Портером в 1979 году. Данная модель описывает способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых организация в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Теория конкуренции М. Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке: рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков; угроза вторжения новых участников; опасность появления товаров - заменителей; уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции М. Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. Угрозы для роста компании, обнаруженные с помощью модели анализа конкуренции Портера, помогают при проведении SWOT-анализа компании.
Первая сила: угроза вторжения новых игроков. Обычно новые игроки привносят на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы, что может являться потрясением для отрасли, изменять поведения потребителей, задавать новые стандарты работы для существующих игроков.
Вторая сила: рыночная власть покупателей. Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка. ООО «Контакт» при разработке стратегии выбирает тех покупателей, которые являются наименее влиятельными на рынке.
Третья сила: рыночная власть поставщиков. Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли.
2.2 Анализ внешней среды ООО «Контакт»
Оценим основные внешние факторы применительно к ООО «Контакт»:
I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:
-
Инфляция. Наблюдается существенный рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов полуфабрикатов и сырья, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятия искать источники пополнения оборотных средств. При этом также увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и следовательно, к снижению спроса на нее. Таким образом, инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей организации. -
Налоговая ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность ООО и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок приведет либо к положительному, либо отрицательному влиянию на деятельность организации.
II. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ООО «Контакт» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства, Алтайского края и г. Барнаула, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.
III. Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной
внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:
-
Уровень конкуренции в отрасли. В настоящее время в г. Барнауле и в Алтайском крае появилось большое количество фирм, реализующих широкий ассортимент строительных услуг. Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области предприятию очень трудно удерживать свое положение в реализации данного вида работ. -
Изменение доходов потребителей. В настоящее время ООО «Контакт» ориентируется в выпуске своих услуг на потребителей со средним и высоким уровнями дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации.
IV. Социальные факторы. Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность ООО «Контакт», относятся следующие:
-
средний уровень заработной платы в отрасли: поскольку заработная плата работников фирмы (минимальная заработная плата на предприятии 8000 руб., максимальная - 30000 руб., средняя величина – 16000 руб.) несколько превышает среднюю зарплату в данной отрасли (12000 руб.), то у фирмы имеется возможность повышать требования к работающим. Вместе с этим, по прогнозам специалистов, следующие 1- 2 года ожидается значительное повышение спроса на инженеров строительной отрасли, что приведет к росту заработной платы этих специалистов на рынке труда и заставит фирму повысить им заработную плату, чтобы избежать текучести кадров из ООО «Контакт». -
движения в защиту прав потребителей и повышение требований к фирмам, предоставляющим аналогичные услуги и работы.
Анализ внешнего окружения открывают для предприятия ООО «Контакт» возможности для развития бизнеса с учетом всех возможных угроз.
Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность организации: необходимо следить за ценами на закупаемые товары, поскольку рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию организации.
Можно сформулировать основные требования к поставщикам на строительном рынке: популярность (известность торговой марки), надежность, заинтересованность в совместной работе, понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции, минимальные сроки поставки.
Работа с одним поставщиком увеличивает риск и ограничивает возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети. Для снижения такого рода риска ООО «Контакт» работает с несколькими поставщиками.
Одним из важнейших элементов внешней среды организации являются конкуренты - фирмы или организации, вступающие в борьбу с рассматриваемой фирмой за удовлетворение потребностей потребителей на том или ином рынке. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.
Далее рассмотрим основных потребителей услуг производства общестроительных работ. ООО «Контакт» может выступать на клиентурных рынках пяти типов: потребительском рынке; рынке предприятий; рынке промежуточных продавцов; рынке государственных учреждений; международном рынке.
Каналы реализации продукции - это совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников.
Основными потребителями ООО «Контакт», являются жители Ключевского района, государственные учреждения различных ветвей власти, индивидуальные предприниматели и бизнес. Компания ООО «Контакт» участвовала в торгах 69 раз, из 34 раза выигрывала тендер на оказание услуг и выполнение различного рада работ. 25 раз заказчиком выступало государство, в лице различных учреждений, как муниципального так и федерального уровня.
Таким образом можно сделать вывод, что внешняя среда оказывает очень сильное влияние на конкурентоспособность организации ООО«Контакт». Наиболее важный фактор в оценке конкурентоспособности – это потребители, которые формируют спрос, и за которых ведется конкурентная борьба.
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Контакт»
Конкурентная среда формируется внутриотраслевыми конкурентами, реализующими аналогичную продукцию том же рынке. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации [23].
Все вышеперечисленные факторы, формирующие конкурентоспособность организации ООО «Контакт», целесообразно описать при помощи стратегической модели анализа 5 сил конкуренции, разработанной М. Портером в 1979 году. Данная модель описывает способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых организация в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Теория конкуренции М. Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке: рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков; угроза вторжения новых участников; опасность появления товаров - заменителей; уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции М. Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. Угрозы для роста компании, обнаруженные с помощью модели анализа конкуренции Портера, помогают при проведении SWOT-анализа компании.
Первая сила: угроза вторжения новых игроков. Обычно новые игроки привносят на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы, что может являться потрясением для отрасли, изменять поведения потребителей, задавать новые стандарты работы для существующих игроков.
Вторая сила: рыночная власть покупателей. Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка. ООО «Контакт» при разработке стратегии выбирает тех покупателей, которые являются наименее влиятельными на рынке.
Третья сила: рыночная власть поставщиков. Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли.