Файл: 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функциональная конкуренция означает разные способы удовлетворения потребностей потребителей.

Видовая конкуренция базируется на различиях во внешнем виде одинаковых товаров от разных производителей.

Предметная конкуренция является борьбой между аналогичной продукцией, которая основывается на качестве.

Ценовая конкуренция является следствием снижения стоимости с целью привлечь покупателей.

Существуют и незаконные методы конкурентной борьбы. Они основываются на создании рекламы, которая отрицательно характеризует товар конкурента. Сюда же относится подделка товаров других компаний.

Конкуренция и ее виды в той или иной степени присутствуют на рынке. Она является двигателем для развития рыночных отношений, улучшения производственного процесса, качества и снижения стоимости товаров и предоставляемых услуг.

Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Также конкурентоспособность определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. [8, с. 65].

Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. В настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Рассмотрим некоторые из них (табл.1).

Таблица 1 - Определение понятия «конкурентоспособность»

Автор

Содержание определения

Портер М.

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [1, с. 67].

Макдоналд М., Данбар Я.

Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами [13, с. 28].

Жан-Жак Ламбен

Конкурентоспособность фирмы - ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты [11, с. 36].

Фатхутдинов Р.А.

Конкурентоспособность объекта - это его способность конкурировать (управлять своими конкурентными преимуществами, соперничать) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время. [10, с. 38]

Юданов А.Ю.

Конкурентоспособностью продукта (товара) называется степень притяга­тельности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя [9, с. 42].



Отсюда можно сделать вывод, что суть конкурентоспособности состоит в улучшении или сохранении позиции организации на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Следовательно, конкурентоспособность - это многоликая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (рис. 1).


Рисунок 1 - Иерархия уровней конкурентоспособности

Учитывая, что конкурентоспособность предприятия - это его способность выдерживать конкуренцию на определенном рынке, исходной категорией для оценки является рынок товаров и услуг. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в научной литературе получила название «уровень конкурентоспособности», под которой понимается степень превосходства одного объекта над другим в условиях конкуренции, предполагающей наличие большого количества соперников (по отношению к ним и определяется степень превосходства) [5].

Таким образом, конкуренция и конкурентоспособность в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства. Конкуренция в рыночной экономике играет определяющую роль, и эту роль обобщил А. Смит в своем принципе «невидимой руки». Согласно этому принципу, каждый отдельный субъект предпринимательства, добиваясь выгоды для себя, вне зависимости от собственных воли и сознания, направляется так называемой «невидимой рукой» рынка к достижению пользы и выгоды для общества в целом.

    1. Факторы конкурентоспособности организации



Конкурентоспособность – это способность субъекта хозяйствования опережать соперников с использованием своих преимуществ для достижения поставленных целей. Данное понятие является одной из интегральных характеристик, которые могут быть использованы при оценивании эффективности хозяйственной деятельности представителей предпринимательского сектора. Говоря иначе, конкурентоспособность – это способность субъекта выдержать конкуренцию.



Конкурентоспособность предприятия состоит из составляющих, не связанных друг с другом напрямую, но влияющих друг на друга.

Конечным проявлением конкурентоспособности можно считать размер рыночной доли предприятия. Идеологической основой конкурентоспособности можно считать нацеленность и способность предприятия к удовлетворению требований потребителей с высоким качеством при низкой цене.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется его способностью обеспечить: низкие издержки производства; уникальность продукта; качественный и доступный сервис; экологическая чистота продукта; качество продукта; своевременный вывод продукта на рынок. Неспособность предприятия обеспечить одно или несколько условий, значительно снижает его конкурентоспособность.

Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем.

Ни одна компания не может обеспечить максимально эффективное выполнение всех стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, одновременно. Каждая компания составляет стратегический план, в рамках которого определяется очередность выполнения конкурентных стратегий, по итогам анализа их важности. Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой локальной стратегии предприятия. Конкурентоспособность предприятия формирует и определяет его рыночную стоимость.

Компании с дальновидным руководством, конкурентным войнам, предпочитают сотрудничество с конкурентами. Вырабатывая общие стандарты поведения, конкуренты снижают накал борьбы и исключают применение методов, порочащих известные бренды. Стратегия на сотрудничество позволяет мелким предприятиям успешно конкурировать с крупными компаниями.

Факторы конкурентоспособности - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации. Факторы могут изменять конкурентоспособность организации в сторону повышения и в сторону уменьшения.


Внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;

  • научно-технический потенциал;

  • производственно-технологический потенциал;

  • финансово-экономический потенциал;

  • кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);

  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

  • уровень материально-технического обеспечения;

  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

  • меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику);

  • административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации);

  • основные характеристики самого рынка деятельности данной организации (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

  • деятельность общественных и негосударственных институтов;

  • деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Также конкурентоспособность организации складывается из следующих факторов:

  • ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;

  • ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;

  • «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента [7].

С множеством спорных вопросов сопряжена конкурентоспособность. Это, во-первых, определение степени адекватности всей производственно-технической структуры требованиям в сфере маркетинга, оценки возможности эффективного ресурсосбережения при выпуске качественной и экономичной продукции.


Во-вторых, повышение уровня соперничества предприятий может влиять на степень осознания сотрудниками стратегии организации и ее целей.

В-третьих, повышение конкурентоспособности нормативной базы зависит от регламентных актов, технологической и методической документации, а также различных качеств готовой продукции.

В-четвертых, соперничество в сфере информационных ресурсов может выражаться в определенной практической применимости, системности и доверенности.

Конкурентные преимущества могут проявляться в организационно-экономической и технико-технологической сферах деятельности предпринимателя в форме прибыли, высокой рентабельности и роста объема продаж. Оценка конкурентоспособности позволяет с использованием современных технологий снизить себестоимость готовой продукции, эффективного использования тех или иных сегментов рынка, а также быстрой адаптации к его изменениям.

Важный критерий группировки конкурентных преимуществ – это базовое условие, которое определяет характер источника их проявления. По указанному признаку известны следующие виды таких преимуществ:

  • экономической направленности (состояние рынка, государственная политика, рыночные факторы, оказывающие стимулирующее воздействие на спрос, а также степень выделения финансовых средств предприятия);

  • нормативно-правовые преимущества, предоставленные в форме льгот, субсидий, субвенций, таможенного законодательства;

  • структурный характер конкурентоспособности, выраженный в интеграции производственного процесса и реализации готовой продукции;

  • административный характер, проявляющийся в ограничениях со стороны муниципальной и государственной власти при выдаче лицензий и патентов, квотировании и т.д.;

  • технический характер в форме технических и технологических особенностей производства.

Таким образом, рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно предположить, что конкурентоспособность организации представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, а с другой, - характеристик внешних факторов, влияющих на него. Факторы конкурентоспособности предприятия определяются особенностями страны и предприятия, и уточняются рынком.