Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ПАО “Лукойл”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1651

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) методы, основанные на анализе имеющейся информации;

2) методы сбора новой информации;

3) методы моделирования деятельности организации;

4) эвристические методы анализа

Идентификация рисков заключается в выявлении и описании элементов риска и форм их проявления, выявлении факторов, влияющих на риск, определении специфики риска, в прогнозировании особенностей его реализации, изменении риска во времени, степени взаимосвязи с другими рисками. Другими словами, целью этого этапа является выявление причин, обусловливают реализацию риска.

Типичными средствами для выявления рисков являются[6]:

- Опросные листки. Каждый раздел опросного листа должен содержать подробное перечень вопросов, что позволит составить достаточно полное представление о структуре и количественных показателях объекта.

– Структурные диаграммы. Предназначены для анализа особенностей предприятия и связанных с ними рисков. Полученные таким образом данные используют для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанные с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы, а также коммерческих рисков.

Методы, используемые на этапе идентификации рисков, по сущности и организационной форме достаточно просты. Но их корректное применение имеет существенное значение, поскольку потеря важной информации на этом этапе приведет к существенным ошибкам и неоправданным затратам. Основными методами, характерными для этого этапа, является метод сканирования и метод мозгового штурма. На этапе идентификации рисков проекта целесообразно использовать оба приведенные метода. Сначала применяют метод сканирования с целью выявления и кластеризации всех мест потенциального возникновения рисков. После этого для каждого из предварительно определенных направлений исследований, которые соответствуют своему кластеру, проявляют конкретные риски с помощью метода мозгового штурма.

Идентификация операционного риска может осуществляться с помощью опросных методов (анкетирование, интервью, анализ факторов опасности), методов сценарного анализа (сценарный анализ, анализ причинно-следственных связей), функционального анализа (исследование опасности и работоспособности, анализ видов последствий и отказов) и других (мозговой штурм, метод Дельфи).

Для выработки решений по выбору корректного метода управления риском в отдельной ситуации недостаточно выявить причины и возможные особенности реализации риска, необходима еще и количественная оценка риска, под которой понимают измерения его уровня, результатом чего становится характеристика масштабов влияния и вероятности наступления риска. В основе такой оценки лежит поиск зависимости между размером возможных потерь и вероятностью их наступления отдельно по кредиту, портфелем кредитов и в процессе операционной деятельности.


Обычно все методы оценки риска объединяют в четыре группы[7]:

1) экспертные - позволяют определить уровень риска в том случае, когда отсутствует необходимая информация для осуществления расчетов или сравнения, основанные на опросе квалифицированных специалистов с последующей статистически математической обработкой результатов этого опроса;

2) экономико-статистические - применяются только при наличии достаточно большого объема статистической информации для получения точной количественной величины уровня риска. Вычисляют среднее отклонение, коэффициент вариации, - коэффициент тому подобное;

3) расчетно-аналитические - предназначены для расчета относительно точного количественного выражения уровня риска на основе внутренней информационной базы самого предприятия (преимущественно применяются при оценке риска неплатежеспособности и риска снижения финансовой устойчивости);

4) аналоговые - позволяют оценить уровень риска по отдельным операциям на основе сравнения с аналогичными, уже многократно осуществляемыми операциями. При этом для сравнения используют как собственный, так и внешний опыт осуществления таких операций.

К наиболее известным и распространенным количественным методам принятия решений относятся следующие:

а) построение дерева решений;

б) платежные матрицы;

в) анализ точек безубыточности;

г) линейное программирование.

Например, построение дерева решений. Этот метод предполагает принятие определенной последовательности решений и как только одно решение становится очевидным или появляется какая-то дополнительная информация, и другое решение надо скорректировать с учетом прошлых ошибок, или в связи с тем, что появляется возможность воспользоваться преимуществами владения новой информацией. В связи с этим последовательность решений, которые предстоит принять в случае наступлении определенных событий с учетом вероятности наступления этих событий и возможными материальными затратами или доходами может быть представлена ​​в виде схемы, напоминает дерево, со ствола которого расходятся ветви и веточки. Дерево решений достаточно популярен метод, используемый для выбора наилучшего направления действий среди возможных вариантов

Такая модель чаще всего применяется при принятии программных (формализованных решений).


Формализованное решение – это результат выполнения ранее определенной последовательности действий. Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому целесообразно формализовать решения для определенных, регулярно повторяемых ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции, рекомендации.

Характеристики поведенческой модели: лицо, принимающее решение не имеет:

– полной исходной информации для принятия управленческого решения;

– полной информации о все возможные альтернативы, вероятности их наступления и их последствия;

– способности или возможности предвидеть последствия реализации каждой альтернативы.

Поскольку в процессе принятия решения сочетаются логические, рационально содержательного и психологические моменты, важнейшим фактором эффективности управления выступает профессионализм руководителя, его стиль и подходы к принятию решений. В зависимости от этих факторов он принимает рациональное решение, решение, основанное на опыте, или интуитивное решение.

Когда количества информации недостаточно или количественная модель является чрезмерно дорогой, руководство может использовать качественные модели прогнозирования. Это мнение жюри, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод, что управленческое решение имеет сложную недостаточно исследованной природу, поэтому ученые и специалисты рассматривают различные аспекты принятия управленческих решений, чтобы выявить закономерности осуществления этих процессов в политике, бизнесе, государственном управлении. Существует большое количество различных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений. Управленческие решения, принимаемые в условиях риска, должны стать предметом дальнейших исследований.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ ПАО «ЛУКОЙЛ»


2.1. Организационно-экономическая характеристика компании

В настоящее время «ЛУКОЙЛ» является глобальной энергетической компанией, которая осуществляет свою деятельность через дочерние предприятия в 34 странах мира на четырех континентах. ПАО «Лукойл» есть одной из наибольших нефтегазовых компаний в мире по размеру запасов углеводородов.

Основными видами деятельности компании является разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт выработанной продукции. Основная часть деятельности компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. «ЛУКОЙЛ» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

«ЛУКОЙЛ» сегодня обеспечивает около 1% общемировых запасов углеводородов; более 2% общемировой добычи нефти; около 1% мировых доказанных запасов нефти; 16,4% общероссийской добычи нефти и 15,7% общероссийской переработки нефти.

ПАО «ЛУКОЙЛ» относится к типу международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, поскольку под одним собственником и под единым контролем происходит производство конечного продукта.

Вертикальная бизнес-модель ПАО «ЛУКОЙЛ» как организационная форма интеграции создана для организации эффективной работы всех сегментов, максимально отвечая стратегическим целям в интересах всех заинтересованных сторон.

ЛУКОЙЛ сегодня – это (рис. 1):

Компания №1

Компания №2

Компания №3

Компания №4

Компания №5

Компания №6

Компания №7

Компания №8

среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру запасов нефти

среди крупнейших компаний России («Эксперт РА»)

среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов углеводородов

среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти

среди европейских, ближневосточных и африканских и №10 среди 250 крупнейших энергетических компаний мира (Platt's)

среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи углеводородов


среди 2000 крупнейших компаний мира (The Forbes 2000).

среди частных нефтегазовых компаний мира (рейтинг Fortune Global-500)

Рисунок 1 - Место ПАО «Лукойл» в мире

Замкнутый производственный цикл, начиная от геологоразведочных работ и заканчивая удовлетворением спроса самых взыскательных клиентов, позволяет Группе «ЛУКОЙЛ» минимизировать риски, снижать межсегментные затраты и сокращать зависимость от внешней бизнес-среды.

Интеграционные структуры управления, к которым относится ПАО «ЛУКОЙЛ» предусматривают согласованное развитие и взаимодополнение одной структуры другой в интересах более эффективного использования ресурсов и более полной реализации целей предприятия (объединений предприятий).

Разведка и добыча

деятельность по разведке и разработке нефтегазовых месторождений и добычи нефти и природного газа, которая ведется главным образом в Российской Федерации, а также на территории Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, на Ближнем Востоке, в Южной Америке, Северной и Западной Африке

Переработка, торговля и сбыт

переработка и транспортировка продукции, деятельность по реализации нефти, природного газа и продуктов их переработки

Нефтехимия

деятельность по производству и реализации нефтехимической продукции

Энергетика

деятельность по генерации, транспортировке и реализации, электро- и тепловой энергии, а также предоставления сопутствующих услуг

Рисунок 2 - Основные операционные сегменты деятельности ПАО «Лукойл»

Доходы ПАО «Лукойл» формируются за счет чистой прибыли, износа и амортизации, списания затрат по сухим скважинам, прибыли от выбытия и снижения стоимости активов, процентов полученных.

Расходы ПАО «Лукойл» формируются за счет операционных расходов, расходов по финансированию, текущего налога на прибыль, отложенных расходов по налогу на прибыль.

Сопоставим динамику чистой и операционной прибыли (рис. 3).

Рисунок 3 - Динамика чистой и операционной прибыли ПАО «Лукойл» (Приложение А, приложение Б)

Как видно с рис. 3, наблюдается тенденция роста прибыли от продаж с одновременным увеличением чистой прибыли.

Отметим, что на смену величины денежного потока от операционной деятельности, при его связи с движением денежных средств, существенное влияние малая процедура его коррекции на величину изменения от оборотных активов.

Одним из основных условий повышения темпов экономического роста ПАО «Лукойл», снижения его зависимости от внешних источников финансирования является увеличением размера чистого денежного потока, который может быть обеспечен за счет: сокращение абсолютной суммы и относительного уровня постоянных и переменных расходов; продаж основных средств, которые не используются в хозяйственном обороте; выбору оптимального метода начисления амортизации; осуществление эффективной ценовой политики, которая обусловит повышение прибыльности операционной деятельности; усиление претензионной работы с целью возвращения долгов и взыскания штрафных санкций.