Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли(на примере розничной торговой сети).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Торговля как отдельная отрасль народного хозяйства, которая отличается от других отраслей своими функциями и местом в системе воспроизводства, имеет большое значение для всей экономики России.

Именно торговля обеспечивает поддержку отечественных товаропроизводителей, способствует повышению конкурентоспособности предприятий, обеспечивает наполнение бюджета страны, она поддерживает сбалансированность производства и потребления, формирует долю валовой добавленной стоимости страны, обеспечивает материальный и культурный уровни человека, способствует повышению качества жизни населения в целом.

Процессы возникновения бизнес - структур, имеющих сетевую организацию, получили широкое распространение в розничной торговле, а масштаб торговой деятельности ведущих предприятий и тенденции и их развития на потребительском рынке позволяют говорить о них как о ключевых элементах современной организации товарного обращения, требует постоянного внимания к совершенствованию их деятельности. В этих условиях возникает необходимость продолжения научных исследований в направлении разработки методов и инструментов повышения экономической эффективности торговых сетей.

Таким инструментом является управление деятельностью торговых предприятий на основе системного анализа рыночной конкурентной среды.

Широкое распространение в розничной торговле получил сетевой формат бизнеса.

Розничная торговая сеть – это такое торговое предприятие, которое управляет группой предприятий розничной торговли и где принятие решений, закупка товаров происходит централизованно.

В российских регионах такой сектор экономики, как сетевая розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.

Сети имеют особые конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками, поскольку закупки товаров производятся большими партиями. Розничным торговым сетям товары поставляются по самым низким ценам, повторные заказы выполняются незамедлительно, а новые товары сети получают сразу после их выхода на рынок. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества.

У крупных торговых сетей есть исключительные права на продажу товаров под их собственной торговой маркой. Такие товары производят для них поставщики посредством заключения договора.


Розничная торговая сеть использует современные способы продажи товаров: новые технологии, самообслуживание с элементами индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов-консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.

Для этого применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, которое способствует более эффективному управлению торговым предприятием.

Для сетевой торговли характерны общий управляющий центр и единая корпоративная стратегия, которая заключается в: едином управлении брендами, единой маркетинговой стратегии, общем управлении поставками товаров и материалов, едином управлении перемещения товаров, запасами и другими ресурсами, централизации обработки заказов, составлении графиков поставок. Открывая свои магазины розничные торговые сети, представляют товары различного ценового диапазона, но стремятся к дешевому товарному ассортименту.

Объект - исследования торговые розничные сети «Лента».

Цель работы - сформулировать предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей в России

В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретико-методологические основы розничной торговли, в том числе классификатор форматов сетевой розничной торговли;
  • актуализировать информацию о тенденциях развития розничной сетевой торговли в России;
  • провести краткий ситуационный анализ и перспективы развития розничной торговой сети на базе крупного сетевого ритейлора;
  • предложить направления развития потенциала сетевых продаж ритейлора.

Предмет исследования - совокупность экономических и социальных процессов, определяющих особенности и закономерности развития торговых розничных сетей в России.

Проблемы развития торговых центров и торговых сетей исследуются многими отечественными учеными. Среди отечественных и зарубежных ученых и практиков необходимо упомянуть таких как: Б. Берман, М. Годунова, А. Тимофеева, Р. Скуба и др. В трудах вышеупомянутых ученых рассматривались ключевые принципы развития торговых сетей, определялись, связанные с этим, тактические и стратегические задачи, проводился анализ организационных структур и результатов деятельности различных сетевых объединений в сфере торговли.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Сущность и специфика розничной торговли

За последние 20-25 лет розничная торговля в России показала значительные изменения. На место традиционных для советской розницы, гастрономов и универмагов, пришли современные форматы, а те, которые продолжают функционировать устаревшие торговые точки приходят к идее модифицировать методы работы, или закрываются как неэффективные и поглощаются более успешными конкурентами.

Итак, эволюцией развития розничной торговли России можно рассматривать:

  • наследование централизованной сети магазинов СССР;
  • появление элементов малого предпринимательства (киоски, рынки);
  • появление первых «элитных супермаркетов»;
  • появление современных торговых сетей для массового потребителя, интернет-магазинов и т.д.

Розничная торговля – это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Предприятия розничной торговли, которые непосредственно контактируют с покупателями, предлагают им нужный товар нужного уровня качества, в нужное время, в нужном месте, выполняют следующие основные функции: торговые и технологические.

Главными торговыми функциями предприятий розничной торговли являются:

  • исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;
  • изучение покупательского спроса и предложения на конкретные виды товаров;
  • формирование ассортимента товара и составления заявок на завоз товара;
  • предоставление торговых услуг покупателям;
  • рекламирование товаров и услуг.

Главными технологическими функциями предприятий розничной торговли являются:

  • прием товаров, поступивших от поставщиков, по количеству и качеству;
  • хранение, маркировка товаров и установление на них цены;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров;
  • внутренние магазинные перемещения, выкладка и размещение товаров в торговом зале и на торговом оборудовании;
  • продажа товаров (помощь при их выборе, предложение покупателям,)
  • расчеты с покупателями;
  • предоставление дополнительных услуг покупателям (при необходимости).

Таким образом, розничная торговля (retailing) это такая экономическая деятельность, которая связана с продажей товаров и услуг потребителям для личного их использования. Здесь речь идет о любом факте продажи товаров и услуг конечному потребителю, от автомобилей и готовой одежды до еды в ресторанах и билетов в кинотеатр.

Розничная торговля - это последний этап процесса распределения. В отличие от розничной, оптовая торговля (wholesaling) – это промежуточный этап процесса распределения, когда товары и услуги продаются не конечному потребителю, а розничным фирмам или фирмам-производителям. Эти фирмы, в свою очередь, используют данные товары и услуги для ведения своего собственного бизнеса или для перепродажи другим.

Одной из прогрессивных форм розничной торговли, в настоящее время выступают торговые сети. Всемирная сетевая торговля ассоциируется с известными гигантами, как, например, Wal Mart Stores Inc – американская компания, основанная в 1962 году, которая в настоящее время является крупнейшей торговой сетью в мире, объединяющая более чем 8000 магазинов. Основные форматы данной сети – гипермаркеты и супермаркеты.

В России современные торговые форматы появились не сразу.

Именно с 2000-го по 2008-й год в России начали увеличиваться темпы роста объемов розничного товарооборота предприятий. Розничная торговля – это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Розничная торговля в переводе с англ. – retailtrade, означает «малый бизнес», с франц. Retailer – «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» – «разделять, отделять часть от целого, одно от другого».

Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т.е. ритейл, ритейлинг – это розничная торговля. Термин «retailing» (розничная торговля, англ.) происходит от старинного французского слова «retailer» – «разрезать что-либо на кусочки», «часть чеголибо». Это означает, что розничный продавец выполняет функции деления большого объема товара, который он получает от оптовых торговцев или производителей, на небольшие объемы с целью продажи их конечным пользователям [6, с.43].

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям [2, с.12].


Розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:

  1. С учетом специфики обслуживания потребителей:

Стационарная торговая сеть – наиболее распространенная, включает в себя как значительные современные, технично оборудованные магазины, магазины-склады, так и павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы.

Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, лавок-вагончиков, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа дома. Посылочная торговля обеспечивает население, предприятия, организации лекарственными средствами, канцтоварами, книжной продукцией, радио- и телеаппаратурой, аудио- и видеозаписями. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия и др.).

  1. По характеру торгового помещения:

Магазины – специально оборудованные стационарные помещения, предназначенные для продажи товаров (услуг). Они имеют торговые и неторговые помещения, предназначенные для различных торговотехнологических операций.

Магазины-склады – осуществляют торговлю строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием и др. Имеют торговый зал, административные помещения, зал товарных образцов, склад;

Павильон - оборудованное временное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, и ограниченное количество рабочих мест; Киоск – оснащен торговым оборудованием временное строение без торгового зала. Он рассчитан на одно рабочее место продавца. Товарный запас сохраняется под прилавком.

Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, которая не имеет торгового зала и помещений для хранения товара, рассчитана на одно (два) рабочих места продавца. На ее площади размещен товарный запас на один день торговли [8, с.80].

Автомагазины – предназначены для передвижной торговли. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины или для торговли в крупных городах в местах скопления людей. Внемагазинная торговля. Основная масса магазинов чувствует растущее конкурентное давление со стороны внемагазинных каналов продаж. К основным видам внемагазинной торговли относятся прямой маркетинг, персональные продажи, торговля через торговые автоматы, или вендинг, торговля на рынках.