Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли(на примере розничной торговой сети).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 723

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полной противоположностью этому типу магазинов является универмаг, который отличается большим многообразием групп товаров, предлагаемых – обычно это одежда, бытовая техника и хозяйственные товары - каждой товарной группой занимается специализированный отдел универмага, который возглавляют специалисты по поставке или торговле товарами данной группы.

Универсам (супермаркет) – довольно крупные торговые заведения, которые имеют относительно небольшие торговые наценки, предлагают широкий ассортимент и используют самообслуживание. Главная цель – удовлетворять потребности людей в продуктах питания и хозяйственных товарах. Для того чтобы найти популярные группы товаров, универсамы применяют тактику «захват чужих территорий», предлагая потребителям ассортимент товаров, который не был ранее в магазинах этой категории, прежде всего непродовольственные товары - косметику, хозяйственные товары, игрушки, лекарства, которые продаются по рецептам, электробытовые приборы, видеокассеты, спортивные товары. Кроме этого, универсамы стремятся привлечь потребителей, предоставляя новые виды услуг.

Реагируя на требования рынка, универсамы открывают у себя кондитерские, прилавки с гастрономическими деликатесами и отделы свежих морских продуктов. Универсам широкого профиля (гипермаркет) – огромный магазин, цель которого - удовлетворять все потребности покупателей в продовольственных и непродовольственных товарах, по своим размерам и величине товарного ассортимента превосходит традиционный универсам. Кроме продуктов питания, в нем продаются мебель, бытовая техника, одежда и множество других вещей. Такие магазины распространены в Европе, но не имеют успеха в США (Метро) [6, с.42].

1.2 Розничные торговые сети: виды и характеристика

В условиях роста конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Конкуренция в розничной торговле России, соответственно, все больше обостряется, что особенно способствует снижению и изменение структуры потребительского спроса.

Оценка рыночной конкурентной среды – это определение средней степени привлекательности определенного рынка для предприятий, действующих на нем, с позиции возможности противостояния конкурентному давлению субъектов, которые непосредственно влияют на них. Оценку рыночной конкурентной среды торговых сетей мы рекомендуем проводить по направлениям, характеризующие преимущества и недостатки этого сегмента, а также влияние отдельных субъектов на его формирование действующие конкуренты; потенциальные конкуренты; потребители; поставщики; механизмы, способствующие формированию конкурентных преимуществ.


Сети магазинов – один из самых значительных и важных феноменов розничной торговли XIX в. Сеть магазинов – это два или более торговых заведений, которые находятся под общим контролем и владением, продают товары аналогичного ассортимента, имеют общую службу закупок и сбыта, а так же аналогичное архитектурное оформления [6, с.43].

В последнее время большая часть современного бизнеса приобретает сетевой характер. Это значительно повышает оборачиваемость капитала, сокращает издержки и создает новые возможности для максимизации прибыли.

Сетевой бизнес получил широкое распространение в розничной торговле. Розничная торговая сеть – это торговое предприятие, управляющее группой предприятий розничной торговли, в котором принятие решений, закупка товаров происходит централизованно в регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются. Поскольку закупки товаров производятся большими партиями, сети имеют определенные конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками. Они получают новые товары сразу после их появления на рынке, повторные заказы выполняются немедленно, товары поставляются по самым низким ценам. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества. Крупные сети заключают договора, по которым поставщики производят товары под торговыми марками этих сетей, получают исключительные права на продажу определенных товаров. Используются современные технологии продажи товаров (в том числе самообслуживание с элементами индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов - консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.). При этом применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, способствующее более эффективному управлению торговыми предприятиями [23].

Для сетевой торговли характерны единый управляющий центр и одна корпоративная стратегия (в том числе, составление графиков поставок, общее управление поставками товаров и материалов, единое управление перемещением товаров, запасами и другими ресурсами, централизация обработки заказов, единая маркетинговая стратегия деятельности на рынке, единое управление брендами). Открывая новые магазины розничные сети, представляют товары разного ценового диапазона, но стремятся предложить дешевый товарный ассортимент.


Торговой сетью принято считать «несколько магазинов (торгующим аналогичным товаром, ориентированных на один класс покупателей, имеющих единые цены, ассортимент и рекламную политику) и объединяющую их инфраструктуру» [7, с.12].

Данное определение не совсем точно раскрывает экономическую природу понятия «торговая сеть»: декларируется ориентация всех торговых объектов сети на один сегмент потребителей, в то время как сетевая структура может быть мультиформатной, и может ориентировать свои торговые объекты на разные целевые аудитории потребителей. С учетом всех перечисленных особенностей можно сформулировать определения ключевых терминов:

1. Сетевая форма организации торговли – способ управления и организации розничной торговли из единого административного центра, при котором ряд торговых предприятий разного формата с одной и той же специализацией разных подгрупп товаров, имея один торговый знак, используют общую торговую инфраструктуру, имеют общую стратегию развития сети, реализуемую в рамках единой торговой политики [45].

2. Сетевая розничная торговля – сектор рынка розничной торговли, который представляет собой совокупность предприятий торговли разного формата, объединенных в единую сеть и использующих преимущества сетевой формы ее организации.

3. Розничная торговая сеть – оператор рынка розничной торговли, использующий сетевую форму ее организации (оператор сектора сетевой розничной торговли). На сегодняшний день известны несколько значений термина «торговая сеть».

Исследовав отечественную и иностранную научную литературу, публикации специалистов, отчеты профильных консалтинговых компаний, терминологию, взгляды, общепринятые и используемые в современной практике сферы обращения, можно сделать вывод, что существует два основных подхода к толкованию термина «Торговая сеть».

Создание торговых сетей – это такой метод управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле. Торговля относится к так называемым раздробленным отраслям, в которых предприятия располагаться в непосредственной близости от мест расположения потребителей. Она состоит из большого количества, в основном частных, мелких и средних предприятий и ни одно из них не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли.

Отличительной чертой раздробленных отраслей является отсутствие операторов, обладающих лидерством и признанных всеми покупателями.


Не смотря на то, что розничная торговля как отрасль традиционно относится к «раздробленной» и остается таковой, по мере накопления капитала для получения экономии от масштаба начинают применяться сетевые технологии, позволяющие получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок.

При том низкие барьеры входа превращают возможность появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор, и сама конкурентная борьба в «раздробленных» отраслях варьируется от умеренно сильной до ожесточенной. Сегодня самым быстрорастущим видом предприятий сетевой розничной торговли товарами повседневного спроса стали гипер- и супермаркеты.

1.3 Современное состояние розничных торговых сетей в России

Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики. Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в 2016 году составила более 12,4 млн. человек – 18,3% по среднегодовой численности по видам экономической деятельности.

Показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций торговли в целом характеризуется увеличением. Согласно официальной статистике за 5 лет, начиная с 2014 года средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций торговли выросла в среднем на 12850 рублей и в 2015 году составила 22439 рублей. В 2016 году – 25238 рублей.

В последние годы в РФ наблюдается рост общего количества торговых объектов, как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Динамика роста в целом невысока (1,0-3,6% в год), хотя отмечается более активное увеличение площадей сетевых форматов торговли, супермаркетов и дискаунтеров. Кроме того, развитие форматов торговли очень не однородно по территориям России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и других торговых сетей.

На долю остальных городов-миллионников – еще 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится пятая часть площадей торговых сетей. В то же время, отдаленные и труднодоступные территории России, зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия). Согласно результатам анализа развития торговли в России и зарубежных странах российская розничная торговля демонстрирует существенное отставание от развитых государств Европы по обеспечению торговыми площадями, а так же доле дистанционной торговли в обороте торговли.


В настоящее время темпы роста российского потребительского сектора являются одним из самых высоких в мире. Розничная торговля является одной из самых крупных отраслей в России: в 3,5 раза больше строительной отрасли, в 5,5 раз больше сельского хозяйства, в 13 раз больше телекома.

По объему рынка (по итогам 2016года) российская розница занимает 5 место в мире после США, Китая, Японии, и Германии [14].

Что же касается продаж по видам товара, то наибольший процент в обороте розничной торговле занимает продажа алкогольных изделий, на них тратится 7,3% всех денежных средств. Для сравнения на хлеб и хлебобулочные изделия тратится 2,2% всех денег. Ниже представлены 15 видов товара, в обороте розничной торговле, в процентах от общего количества:

  • Алкогольные изделия 7,3%
  • Верхняя одежда 6,5%
  • Автомобильное топливо 6,4%
  • Автомобили 6,1%
  • Продукты из мяса 3,9%
  • Мясо животных и птицы 3,5%
  • Фармацевтические и медицинские товары 3,4%
  • Кондитерские изделия 3%
  • Цельномолочная продукция 2,3%
  • Обувь кожаная 2,3%
  • Хлеб и хлебобулочные изделия 2,2%
  • Табачные изделия 2%
  • Строительные материалы 1,9%
  • Свежие фрукты 1,7%
  • Косметические и парфюмерные изделия 1,7%

Российский рынок продуктовой розницы по размеру занимает 5 место в мировом рейтинге. По данному показателю Россию опережают только Индия, Япония, Китай и США. В топ-5 продуктовых ритейлеров в России входят Дикси, Метро, Ашан, Х5, Магнит. В совокупности на них приходится более 20% рынка, тогда как в развитых странах на долю пяти лидеров приходится 60-70% рынка. Магнит и Х5 завоевали по 6% рынка, Ашан – 4%, Метро и Дикси – по 2%.

На современном этапе рынок розничной торговли переживает упадок. Оборот розничной торговли в 2014 году в сопоставимых ценах упал на рекордные 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 27,6 трлн. рублей – такого спада не было с 1991 года. Об этом говорится в Федеральной службе государственной статистики.

Причиной этому послужило сложное геополитическое положение России. Во второй половине 2014 года российская валюта оказалась под давлением нескольких факторов. Обостренная ситуация в Украине, санкции Запада, а так же падение цен на нефть привели к девальвации рубля.

В декабре 2015 года ситуация ухудшилась на рынке энергоносителей. Начало 2016 года стало негативным для российской валюты – курсы доллара и евро к рублю продолжали расти на фоне падения нефтяных котировок до уровня 30 долларов за баррель. Эти неприятная экономическая ситуация не могла не повлиять на российскую розницу. Так, оборот розничной торговли в России в декабре 2015 года в сопоставимых ценах снизился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и стал 2,9 трлн. рублей.