Файл: Анализ взаимодействия коммерческой организации с внешней средой на основе торговой сети ООО ТЦ “Купец”.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система управления коммерческой деятельности торгового предприятия
1.1 Понятие коммерческой деятельности, ее функции и задачит
1.2 Сущность системы управления коммерческой деятельностью и методы ее исследования
2.1 Организационно - экономическая характеристика торговой сети ООО ТЦ «Купец»
2.2 Анализ коммерческой деятельности торговой сети ООО «ТЦ Купец»
Введение
Бизнес - это набор процессов, направленных на совершение покупки и продажи товаров и услуг, удовлетворение потребительского спроса, развитие рынков товаров, минимизацию издержек обращения и получение прибыли.
Вопросы квалифицированной и грамотной деловой активности в торговле и других отраслях экономики в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели особую актуальность. Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем коммерческих операций как формы взаимодействия отдельных отраслей, предпринимателей, корпораций и бизнеса.
В данных условиях компании и промышленные компании сталкиваются с комплексными проблемами при осуществлении коммерческой деятельности, от установления деловых отношений с контрагентами, путем организации закупки материальных ресурсов до экономически выгодной реализации продукции.
Управление компанией в целом и управление коммерческой деятельностью в частности - одни из самых актуальных проблем в рыночных отношениях. Процесс глобализации рынка и интеграционные процессы торговли спровоцировали появление множества новых торговых форматов, направленных на вытеснение уже существующих компаний и занятие их места в экономике с целью увеличения своей доли на рынке. Невозможно выдержать эту битву без создания эффективной системы управления коммерческой деятельностью.
Важной задачей в процессе управления является выход на качественно новый уровень коммерческой работы, поскольку в современных условиях степень влияния коммерческой деятельности на эффективность предприятия становится все более значительной. Необходимо было расширить управленческие задачи, разработать новые приемы и методы управления коммерческой деятельностью коммерческих предприятий. В связи с этим необходимо постоянно искать пути совершенствования управления коммерческой деятельностью.
Изучение теоретических основ управления бизнесом, основанных на законах и категориях рыночной экономики, и их практическое использование позволяют коммерческим работникам регулировать экономические отношения между поставщиками и покупателями товаров, прогнозировать и снижать коммерческие риски, дать указание производителям выпускать товары с учетом потребительского спроса.
Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений. А развитие системы управления коммерческой деятельностью ведет предотвращению появления недостатков в их взаимодействии.
Объектом исследования работы является торговое предприятие ООО «ТЦ Купец».
Предметом данной дипломной работы является коммерческая деятельность предприятия на примере ООО «ТЦ Купец».
Целью работы является разработка направлений совершенствования системы управления коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть функции и задачи коммерческой деятельности;
2) раскрыть сущность коммерческой деятельности предприятия;
3) дать характеристику предприятия;
4) провести анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «ТЦ Купец»;
5) дать рекомендации по совершенствованию организации системы управления коммерческой деятельности торгового предприятия.
Практическая значимость заключается в том, что была проведена оценка системы управления коммерческой деятельности торгового предприятия, в процессе которой были разработаны предложения по повышению эффективности системы управления коммерческой деятельности, использование которых даст положительные результаты в работе службы сбыта.
Глава 1. Система управления коммерческой деятельности торгового предприятия
1.1 Понятие коммерческой деятельности, ее функции и задачит
Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка и буквально означает «торговля». В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег, во-вторых, самостоятельная отрасль народного хозяйства и, в-третьих, деятельность, направленная на совершение актов купли-продажи товаров и услуг. Термин «коммерция» ближе к третьему понятию торговли — деятельности, связанной с осуществлением купли-продажи.
В современном деловом языке понятие коммерческой деятельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка приближает понятие коммерческой деятельности к понятию предпринимательства (бизнеса). В узком значении коммерческая деятельность связывается с деятельностью торговых организаций.
Оба эти определения не вполне адекватно отражают сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская деятельность часто не исчерпывается коммерческими процессами и может предполагать организацию разработки и налаживание производства продукции или услуги, причем эти задачи могут иметь ключевое значение. В то же время деятельность, связанная с закупками и продажами, осуществляется не только в предприятиях торговли, а имеет место во всех видах предпринимательства. Поэтому на любом современном предприятии должны быть специалисты, владеющие методами коммерческой работы. Однако в чистом виде коммерческая деятельность присутствует именно в торговых организациях. Поэтому «Коммерческая деятельность» как экономическая дисциплина рассматривает организацию коммерческих процессов главным образом на предприятиях сферы обращения, т. е. использует узкую трактовку определяемого понятия.
Таким образом, коммерческая деятельность — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли. Субъектами коммерческой деятельности выступают юридические и физические лица, имеющие право ее совершения, объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги.
В современных условиях ведения бизнеса коммерческая деятельность не сводится только к совершению торговой сделки. Коммерческий успех напрямую зависит от знания рыночной ситуации, понимания потребностей потребителей и умения их удовлетворить, предлагая соответствующий ассортимент товаров. Поэтому коммерческая деятельность охватывает изучение потребительского спроса, управление товарным ассортиментом, рекламно-информационную работу и организацию сервиса.
Кроме того, коммерческие работники должны уметь вести поиск и подбор выгодных поставщиков, налаживать с ними договорные отношения, организовывать транспортировку товара, а также создавать и поддерживать оптимальные товарные запасы.[14]
Являясь составной частью рынка, коммерция, опираясь на свои позиции, одновременно становится основой рыночного хозяйства. Как показывает практика, активность коммерции тем выше, чем устойчивее и динамичнее действующая среда рынка. В своей предназначенности и деятельности коммерция должна базироваться на российской модели формирования рынка и складывающихся рыночных отношениях. Важно представить, что коммерческая деятельность не ограничивается заданными пределами. По мере продвижения к рынку она непременно будет расширяться. Коммерческие процессы следует рассматривать в увязке с субъектами хозяйствования и факторами внешней среды. Однако пока многие вопросы механизма практического приложения коммерции на потребительском рынке работникам торговли приходится решать интуитивно — на основе имеющегося опыта.
На рынке товаров происходит взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Рынок рассматривается как товарное хозяйство, представляющее сферу товарно-денежного обмена с определенной системой коммерческих действий и отношений. Рыночные процессы и коммерция тесно взаимосвязаны между собой. Изменения в рыночной среде сопровождаются изменениями и в коммерческих действиях. Следовательно, коммерция должна обладать автономностью и адаптироваться к требованиям рынка.
Преобразования, проводимые в торговле и коммерции, не могут не учитывать ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие экономические перемены, особенности переходного периода, менталитет и покупательское поведение населения. Во-вторых, все элементы макро- и микросреды должны работать как единый и слаженный механизм, действующий в новых условиях хозяйствования. В-третьих, рыночные преобразования необходимо проводить в увязке с экономическими процессами и рыночными принципами, утвердившимися в мировой практике.[17]
Рисунок 1 - Основы коммерческой деятельности
К функциям коммерческой деятельности можно отнести:
- организацию хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
- изучение и анализ источников закупки продукции;
- обеспечение связи производства с потреблением продукции, ориентированных на покупательский спрос, в части ассортимента, объема и обновления выпускаемой продукции;
- осуществление купли-продажи товаров с учетом складывающейся потребности рынка и покупательной способности;
- расширение сферы целевых рынков (сегментов);
- сокращение издержек обращения товаров.
Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
1) неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
2) гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
3) умение предвидеть коммерческие риски;
4) выделение приоритетов;
5) проявление личной инициативы;
6) высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
7) нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.
Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений, как о самом товаре, так и о его производителях. Важно также владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, и о покупательной способности населения.
Рисунок 2 - Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование ассортиментом товаров и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия
Условием целенаправленности коммерческой деятельности является стратегия. Она зависит от факторов внешней и внутренней среды, складывающихся ситуаций и требований рынка на текущий и перспективный периоды
Микросреда, или внутренняя среда субъекта (предприятия, рынка), непосредственно связана с хозяйственной, коммерческой деятельностью и экономическим поведением субъекта. Макросреда, или внешнее окружение, оперирует происходящими экономическими процессами, объемами производства отраслевого назначения, динамикой макроэкономических показателей и их изменением во времени. Микро- и макросреда связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.
Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск — это степень неопределенности результата. Коммерческий риск — это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порча груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «навешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.