Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия органов местного самоуправления устанавливаются согласно законодательству в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц - в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования [21].

Можно выделить следующие основные виды внутреннего контроля за деятельностью органов местного самоуправления:

  1. Контроль представительного органа за деятельностью исполнительного органа является довольно распространенным.

К наиболее типичным формам такого контроля можно отнести:

- отчеты исполнительных органов перед представительными органами;

- запросы депутатов в адрес исполнительных органов;

- доклады руководителей отраслевых и функциональных органов местной администрации перед комиссиями и комитетами представительного органа.

Для осуществления контрольных полномочий по отдельным вопросам Дума может создавать специальные (временные) комиссии.

Довольно действенными формами контроля, осуществляемого депутатами представительных органов муниципальных образований, являются обращения депутатов и депутатские запросы.

  1. Депутатский запрос и депутатское расследование.

Депутатское обращение - это постановка вопроса для рассмотрения его органами местного самоуправления и органами государственной власти, их должностными лицами, руководителями общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в период между заседаниями Представительного органа в пределах их компетенции и по предметам ведения муниципального образования. Депутат или группа депутатов могут обратиться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности. Адресат, к которому обратился депутат, обязан дать ответ на его обращение, предоставить запрашиваемые документы или сведения безотлагательно. В случае если адресату для ответа на вопрос требуется дополнительная проверка или изучение, ответ депутату сообщается в письменной форме не позднее чем в месячный срок со дня получения обращения [14].

Депутатский запрос - это включенное в повестку дня заседания Представительного органа требование к органам местного самоуправления и органам государственной власти, их должностным лицам, руководителям общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, дать разъяснение или изложить позицию по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования. Инициатором запроса может быть депутат, группа депутатов, постоянная комиссия, депутатская группа, несколько комиссий [17].


Запрос является последним депутатского воздействия на органы местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей общественных организаций, предприятий и учреждений. Ему должны предшествовать все возможные иные меры разрешения возникшей проблемы, в том числе и депутатские обращения.

Депутатское расследование – подразумевает под собой комплекс мероприятий, осуществляемых с целью установления и проверки фактов нарушений должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования, муниципальных правовых актов в выявлении обстоятельств, которые привели к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании, а также действий (бездействий) муниципальных предприятий, организаций, учреждений, приводящих к ухудшению положения граждан [10].

3. Муниципальный финансовый контроль. Согласно положениям о муниципальном финансовом контроле в муниципальных образованиях Российской Федерации целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Основными задачами муниципального финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;

- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета муниципального образования по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;

- контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;

- контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии города, а также иных форм муниципальной поддержки;

- контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;


- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;

- контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;

- контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом [19].

Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.

4. Контроль за исполнением нормативных актов. Целью контроля исполнения правовых актов главы города является обеспечение эффективной управленческой деятельности главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования в решении вопросов местного значения.

Основные задачи контроля исполнения правовых актов главы муниципального образования в администрации муниципального образования:

- содействие исполнению действующих программ и планов реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

- получение информации о ходе и качестве реализации принятых правовых актов, ее оперативное использование для принятия правильных управленческих решений;

- осуществление сравнительного анализа достигнутых результатов развития муниципального образования с запланированными.

В муниципальных образованиях также возможно создание специализированных органов местного самоуправления, органов местной администрации или структурных подразделений органов, осуществляющих муниципальный контроль (инспекции, надзоры и прочие). Контрольные полномочия могут выполняться органами и должностными лицами местного самоуправления также наряду с другими функциями (регулятивными, разрешительными, руководящими, организационными и так далее).

Полномочия органов местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц - в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования [25].


Например, регламент Администрации г. Тобольска определяет, что контроль выполнения планов работы Администрации города осуществляет управление организационной и контрольной работы. Отчет о выполнении текущего квартального плана представляется в Управление организационной и контрольной работы до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Контроль исполнения поручений, данных на совещаниях у Главы города, заместителей Главы города, осуществляют соответствующие уполномоченные руководители структурных подразделений аппарата, органов Администрации города.

Контролю исполнения в Администрации города подлежат:

- документы органов и должностных лиц государственной власти;

- решения городской думы, постановления и распоряжения Главы города, поручения Главы города, его заместителей;

- письма и обращения Главы города в органы государственной власти;

- служебные письма, требующие исполнения и ответа;

- письма, обращения юридических лиц и граждан;

- принимаемые меры по критическим материалам в адрес администрации города, размещенным в средствах массовой информации.

Таким образом, внутренний контроль является одним из важнейших направлений контроля над деятельностью органов местного самоуправления. Внутренний контроль осуществляется представительным органом, специально создаваемыми контрольными органами и т.д. Следует выделить наиболее важные виды внутреннего контроля: это финансовый контроль и контроль за исполнением нормативных актов.

2. Организация контроля и ее совершенствование в Администрации г. Тобольска

2.1 Анализ деятельности Управления организационной и контрольной работы Администрации г. Тобольска

В соответствии с Регламентом Администрацией города Тобольска Управлением организационной и контрольной работы осуществляется контроль исполнения документов органов и должностных лиц государственной власти, решений Тобольской городской Думы, правовых актов Главы города, заместителей Главы города, поручений Главы города по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития города Тобольска [2].


Проводится повседневный анализ материалов, размещенных в средствах массовой информации, и контроль устранения критических замечаний, поступивших в адрес Главы города и Администрации города.

Наиболее часто уделяется внимание контролю исполнения мероприятий по реализации органами местного самоуправления ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также плана действий Администрации г. Тобольска по реализации Прогноза социально-экономического развития города на будущие годы, наказов избирателей, данных Главе города Тобольска.

Контроль осуществляется с помощью контрольных карт (Приложение 1). Схема прохождения контрольной карты представлена в Приложении 2.

Проанализируем основные показатели деятельности Управления организационной и контрольной работы за 2016-2019 годы по основным направлениям:

1. Контроль исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской городской Думы.

2. Контроль исполнения поручений Губернатора Тюменской области, Главы города.

3. Проверка исполнения правовых актов и поручений Главы города с выездом на объекты.

4. Контроль качества оформления правовых актов и служебных документов.

5. Состояние планирования работы структурными подразделениями аппарата и органами Администрации города.

6. Контроль исполнения мероприятий по критическим материалам, поступившим в адрес местного самоуправления г. Челябинска через СМИ

Данные по контролю исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской городской Думы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Показатели исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской Городской Думы

№ п/п

Показатели

Годы

2016

2017

2018

2019

Постановления

1.

Принято всего документов

1533

2111

433

365

2.

Поставлено на контроль пунктов

274

141

50

48

3.

Подлежало исполнению

113 (100%)

108 (100%)

23 (100%)

19 (100%)

4.

Выполнены в установленные сроки

107 (94,7%)

102 (94,4%)

22 (95,7%)

16 (84,2%)

5.

Информация представлена с нарушением сроков

1 (0,9%)

6 (5,6%)

1 (4,3%)

-

6.

Не представлена информация о выполнении

5 (4,4%)

-

-

3 (15,7%)

Распоряжения

1.

Принято всего документов

1910

2789

4728

2935

2.

Поставлено на контроль пунктов

247

245

403

502

3.

Подлежало исполнению

227 (100%)

201 (100%)

366 (100%)

426 (100%)

4.

Выполнены в установленные сроки

216 (95,1%)

185 (92%)

332 (90,7%)

402 (94,4%)

5.

Информация представлена с нарушением сроков

7 (3,1%)

15 (7,5%)

30 (8,2%)

10 (2,3%)

6.

Не представлена информация о выполнении

4 (1,8%)

1 (0,5%)

4 (1,1%)

14 (3,3%)

Всего распорядительных документов

Принято

3443

4900

5161

3300

Поставлено на контроль пунктов

521

386

453

550

Подлежало исполнению

340 (100%)

309 (100%)

389 (100%)

445 (100%)

Выполнены в установленные сроки

323 (95%)

287 (92,9%)

354 (91%)

418 (93,9%)

Информация представлена с нарушением сроков

8 (2,4%)

21 (6,8%)

31 (8%)

10 (2,3%)

Не представлена информация о выполнении

9 (2,6%)

1 (0,3%)

4 (1%)

17 (3,8%)