Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо проведение процедуры по установлению обязательного исполнения местных бюджетов таких муниципальных образований через органы казначейства, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Федерации, а также обеспечения участия органов государственной власти в назначении на должность руководителей финансовых подразделений исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления [21].

Введение рекомендуемых мер не приведет к автоматической отставке органов местного самоуправления, временные рамки их деятельности должны быть определены и четко ограничены.

Также следует предусмотреть процедуры немедленного снятия специальных мер по устранению причин, повлекших их введение. Это позволит повысить организационную и финансовую дисциплину органов местного самоуправления, предоставит возможность органам государственной власти оперативно реагировать на возможные злоупотребления органов местного самоуправления в рамках действующей Конституции Российской Федерации и законодательства.

2. Упрощение механизма наступления ответственности органов местного самоуправления, в частности, процедур отрешения от должности Главы местного самоуправления и роспуска представительного органа местного самоуправления, за принятие нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъектов Федерации.

Необходимо расширить перечень оснований наступления такого вида ответственности, в частности, предусмотреть ее наступление не только за принятие нормативных актов, но и за любые действия (бездействие), приводящие к перечисленным последствиям.

3. Четкая фиксация в законодательных актах процедур предоставления отчетности органами местного самоуправления в государственные контрольные органы. Неопределенность этих процедур приводит к тому, что деятельность муниципальных органов носит непрозрачный характер, а контрольные процедуры в их отношении осуществляются не полноценно. Необходим осуществлять постоянный мониторинг принятых решений, а также введение муниципального аудита.

4. Конкретизация в Федеральном законе процедуры отзыва выборных лиц местного самоуправления в силу утраты доверия граждан. Помимо общего положения об утрате доверия как ключевом основании отзыва должностного лица, необходимо определить условия установления факта утраты доверия, порядок и процедуру отзыва, а также правовые механизмы принуждения должностного лица к оставлению от должности в случае его отказа в принятии решения излагаемого населением [25].


Так как данный вопрос особо важен, его следует решать, либо на федеральном уровне, либо на региональном, но не на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в сфере организации контроля над деятельностью органов местного самоуправления, в настоящее время существует целый комплекс нерешенных проблем. С целью их разрешения необходимо выполнить системный и планомерный подход при четком следовании предложенным принципам и направлениям для совершенствования организации контроля.

2.3 Направления совершенствования организации контроля в Администрации города Тобольска

Анализ организации контроля за деятельностью Администрации города Тобольска позволил выделить основные проблемы и недостатки. Решение их является приоритетным направлением совершенствования контроля в Администрации города Тобольска.

Во-первых, представляет целесообразным реформирование организационной структуры Управления организационной и контрольной работы в Администрации г. Тобольска.

Во-вторых, в Положении об Управлении организационной и контрольной работе необходимо более четко прописать вопросы взаимодействия Управления с органами местного самоуправления и их структурными подразделениями.

Следует указать, что Управление организационной и контрольной работы с целью выполнения возложенных на него задач и функций имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, создавать комиссии по осуществлению отдельных контрольных функций со всеми структурными подразделениями аппарата, органами Администрации города, аппаратом Тобольской городской Думы, Управлением организационной и контрольной работы Правительства Тюменской области, другими органами государственной власти, предприятиями и организациями, расположенными на территории города, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города Челябинска.

В-третьих, с целью совершенствования публичного контроля за деятельностью органов местного самоуправления Городского округа город Тобольск представляется утвердить в Управлении организационной и контрольной работы специальную форму учета обращения, о возможных проявлениях коррупции поступившего по электронной почте или телефону доверия. Это позволит наиболее эффективно отслеживать устные и электронные обращения граждан по вопросам проявления коррупции в органах местного самоуправления.


В-четвертых, рекомендовать применять к руководителям структурных подразделений, допустивших нарушение исполнительской дисциплины (несвоевременное и некачественное исполнение распорядительных документов и поручений Губернатора и Правительства Тюменской области, решений Тобольской Городской Думы, его заместителей, нарушение сроков принятия мер по критическим материалам, поступивших через СМИ), меры дисциплинарного взыскания.

В-пятых, рекомендовать специалистам Контрольного отдела Управления организационной и контрольной работы проводить анализ причин несвоевременного исполнения распорядительных документов и поручений Губернатора и Правительства Тюменской области, решений Тобольской городской Думы, правовых актов и поручений Главы города, его заместителей, принятия мер по критическим материалам, поступивших через СМИ, и принять меры по их недопущению.

В-шестых, в связи с участившимися случаями несоответствия информации о принятых мерах структурными подразделениями по проверенным обращениям действительности, необходимо увеличить количество проверок с выездом на место.

Комплексная реализация предложенных мероприятий по совершенствованию организации контроля в Администрации Городского округа г. Тобольск позволит значительно повысить эффективность не только Управления организационной и контрольной работы, но и эффективность деятельности органов местного самоуправления Городского округа город Тобольск в целом.

Заключение

По итогам проведенного исследования нормативно-правовых и теоретических основ контроля над деятельностью органов местного самоуправления можно сделать следующие выводы.

В настоящее время четко определено, что одной из главных причин, препятствующих позитивному развитию и социально-экономическому процветанию России, является острая проблема безответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим актуальными являются вопросы организации и осуществления контроля над деятельностью (бездеятельностью) органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности. Источником серьезнейших политических рисков является нерешенность данных вопрос.

В действующем законодательстве о местном самоуправлении вопросы подконтрольности органов местного самоуправления решены следующим образом:

1. Контроль со стороны государства. Соответствующие нормы закреплены в новой редакции статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Государственные органы должны также располагать и возможностью контролировать использование муниципальной собственности и муниципальных финансов. Муниципальные бюджеты не могут быть тайной для государственных органов. За лозунгами невмешательства в дела местного самоуправления кроется элементарная бесконтрольность и безответственность.


2. Контроль со стороны населения. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся статьи об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В частности, предусмотрен такой вид ответственности, как возможность досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. Но практическая сторона регулирования ответственности в виде утраты доверия совершенно неясна [6].

Фактически население лишено возможности решить вопрос о выражении доверия либо недоверия главе муниципального образования либо представительному органу. Таким образом, возникает дисбаланс между правом населения избрать органы (должностных лиц) местного самоуправления и правом населения привлечь органы и должностные лица местного самоуправления к ответственности. Это существенно ограничивает реальные возможности граждан по осуществлению контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Внутренний контроль. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления [17].

В случае возникновения конфликта между представительными и иными органами местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий наиболее часто возникают судебные споры между контролирующими и контролируемыми органами по поводу отмены тех или иных решений. При этом самостоятельное право отменить незаконное решение исполнительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления у представительного органа местного самоуправления отсутствует. Последний имеет право лишь предложить исполнительной власти принять меры по устранению тех или иных нарушений, а при невыполнении - обратиться в суд. Полномочия представительного органа местного самоуправления, таким образом, явно недостаточны для осуществления действенных контрольных функций.


Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Постановление Правительства Тюменской области от 30.01.2012 № 31-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), муниципальных функций при осуществлении муниципального контроля и административных регламентов предоставления государственных услуг".

3. Положение о порядке разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля и административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденное Распоряжением Администрации города Тобольска №770 от 04.04.2019г.

4. Постановление Администрации города Тобольска «О Порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов Администрации города Тобольска, предоставляющих муниципальные услуги, их должностных лиц, муниципальных служащих» №58 от 06.07.2016г.

5. Устав города Тобольска. Устав принят Решением Тобольской городской Думы от 17.06.2005 N 61.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

9. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М.: ИНФРА, 2006. 208 с.

10. Валентей С.Д. Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права, 2008, №3. С. 26-31.

11. Варфоломеева Ю.А. Правовые основы финансового контроля // Финансовое право. 2005. №12.

12. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: НОРМА, 2007. 368 с.

13. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, 632 с.

14. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление: Учебное пособие. Хабаровск - Нижний Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007, 148 с.

15. Иванова М. Органы местного самоуправления: учебное пособие, Оренбург: ОГУ, 2017. 271с.