Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Контрольная функция характерна для всех органов государственной власти и местного самоуправления в пределах компетенции, предусмотренной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, федеральными законами, уставами муниципальных образований, что предполагает самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления при реализации данной функции, а также форм ее осуществления. Местное самоуправление как вид социального управления, являющейся неотъемлемым звеном в реализации местным сообществом своих общих интересов, разрешение вопросов местного значения через выборные органы, не может быть реализовано без осуществления многообразных форм контроля.

В связи с этим вопрос контроля деятельности органов государственного и муниципального управления особенно актуален.

Организовать работу контрольных органов следует так, чтобы совершенствовать управляемость в системе исполнительной власти на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. Решения, принятые на вышеуказанных уровнях, должны неукоснительно исполняться соответствующими органами власти и должностными лицами. Все решения вышестоящих органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для выполнения нижестоящими. Не должно быть бесконтрольных должностных лиц. Невозможно осуществить какие-либо меры, без постоянного контроля выполнения поставленных задач.

Проблема контроля управления деятельности органов местного самоуправления, находится в центре внимания отечественных исследователей, таких как Атаманчук В.Г., Иванов В.В., Коробова А.Н., Шумянкова Н.В. и других. Но их исследования в большей степени анализируют процессы контроля на уровне страны или региона.

Таким образом, для муниципального образования Городской округ город Тобольск бесспорна актуальность исследования существующих форм и методов организации контроля органов местного самоуправления.

Объектом исследования является изучение процесса организации контроля за деятельностью Администрации города Тобольска.

Предметом исследования является практика осуществления сформированных методов и форм контроля за исполнением полномочий по решению вопросов местного значения Администрацией города Тобольска.

Цель исследования - анализ организации контроля за деятельностью органов муниципального управления в Городском округе город Тобольск и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить направление государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

- проанализировать организацию и практику контроля за деятельностью органов местного самоуправления в Администрации г. Тобольска;

- раскрыть проблемы и сформулировать рекомендации по улучшению организации контроля за деятельность органов местного самоуправления.

Методологической основой работы является системный подход. Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод анализа документов, статистический метод.

Теоретической основой исследования являются труды Выдрина И.В., Кокотова А.Н., Глазуновой Н.И., Князева С.Д., Нарутто С., Шугриной Е.С.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введение доказывается актуальность выбранной темы, формулируются цель, задачи, объект и предмет работы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения сформированных предложений для совершенствования деятельности контрольной работы Администрации города Тобольска, а также процесса организации контроля за деятельностью органов муниципального управления в городе Тобольске.

1. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в РФ

1.1 Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления

местный самоуправление контроль внутренний

Конституционное утверждение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не означает, что местные самоуправляющиеся структуры все цело самостоятельны и не подпадают под контрольную и надзорную деятельность государства.


Статьей 15 Конституции РФ определена необходимость соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, то есть, установлен принцип соблюдения законности. К формам соблюдения законности над деятельностью органов местного самоуправления относится: выполнение норм действующего законодательства, строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность разрешать возникающие проблемы населения, неукоснительно следовать уставу муниципального образования и т.д. Это обуславливает необходимость организации государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления [1].

Объектами контроля местного самоуправления являются органы местного самоуправления, а так же принимаемые ими акты, решения, принятые населением муниципального образования на референдуме, решения органов государственной власти в отношении муниципальных образований.

Субъектами контрольной деятельности выступают: органы местного самоуправления, население муниципального образования, судебные органы, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы, осуществляющие контрольную и надзорную деятельность (прокуратура, контрольно-ревизионные подразделения, налоговые органы и т.д.).

Контроль в сфере муниципального управления основывается на принципах: законности, соразмерности, правовой определенности [1].

Две статьи Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» посвящены государственному контролю по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В 21 статье указывается, что контроль возможен не только за переданными полномочиями, но и за использование материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных на эти цели. Согласно ст.77 Федерального закона №131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти реализуют контроль по осуществлению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Фактически не определена процедура контроля. Устанавливается только, что органы местного самоуправления не должны препятствовать контролю.

В соответствии с п. 2 ст.5 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №131-ФЗ организация контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.


Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В статьях 14, 77 Федерального закона №131-ФЗ используется не только термин контроль, но и надзор. Надзор осуществляется как прокуратурой (общий надзор), так и специальными государственными инспекциями (административный надзор).

Контроль подразделяется на внешний контроль и внутренний. Особенность внешнего контроля заключается в том, что он проводится за неподчиненными в административном отношении контролирующему субъекту органами. Внутренний контроль осуществляется непосредственно внутри органов одной системы и охватывает всю деятельность обследуемого органа, а система внешнего контроля чаще всего образуется как узкоспециализированная и касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольного звена [6].

На органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Все требования, в том числе процедурные, установленные этим законом, распространяются и на контроль (надзор) за органами местного самоуправления за исключениями, установленными в самом законе [7].

С точки зрения единства государственно-правовой системы контроль следует рассматривать как гарантию обеспечения законности деятельности муниципальных властей и соблюдения баланса интересов населения муниципальных образований и государственного целого, как средство обеспечения социальной справедливости в обществе.

Можно выделить следующие формы и направления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления:

- прокурорский надзор;

- контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- контроль за организацией и проведением конкурсов на размещение муниципальных заказов;


- административный контроль и надзор;

- финансовый контроль;

- государственная регистрация уставов муниципальных образований и контроль за законностью муниципальных правовых актов;

- отрешение от должности главы муниципального образования и главы администрации;

- роспуск выборного органа местного самоуправления;

- временное государственное управления.

Далее последовательно рассмотрим каждое из направлений.

Прокурорский надзор. Для прокуратуры в России надзор за законностью в сфере местного самоуправления не является основной функцией. Роль прокуратуры в сфере местного самоуправления включает:

- защиту законных прав населения, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- применение мер ответственности в случаях незаконного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления, нарушения установленного порядка их функционирования;

- применение мер ответственности в случае ущемления прав граждан самими этими властными структурами.

В настоящее время прослеживается тенденция постоянного увеличения количества оспоренных прокуратурой актов, принятых органами местного самоуправления. Возможно, одной из причин этого являются существенные изменения законодательства о местном самоуправлении и неспособность органов местного самоуправления быстро отреагировать на это изменение.

Контроль по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий может быть следующих форм:

- выдача органами государственной власти предписаний об устранении нарушений;

- согласование проектов муниципальных правовых актов и иных решений, принимаемых по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;

- отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;

- предоставление органами местного самоуправления отчетности об осуществлении отдельных государственно-властных полномочий;

- правовая экспертиза и анализ муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;

- проверка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий;

- назначение уполномоченных должностных лиц органов государственной власти для постоянного наблюдения за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий, и другие [10].