Файл: Реинжиниринг бизнес-процессов(Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1726
Скачиваний: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании
1.1. Бизнес-процессы компании: содержание, структура и границы
1.2. Сущность, этапы становления, цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов компании
1.3. Концепция и процедура реинжиниринга бизнес-процессов компании
Глава 2. Анализ бизнес-процессов компании ООО «Деловые линии»
2.1. Анализ бизнес-процессов компании
2.3. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов в компании ООО «Деловые Линии»
- отсутствует сотрудник, осуществляющий координацию деятельности со сторонними перевозчиками, что замедляет скорость обработки заказа в случае отсутствия необходимого транспорта среди автопарка компании и ухудшает качество предоставляемых транспортных услуг сторонними перевозчиками, так как их никто не контролирует, они предоставлены сами себе;
- в обязанности одного диспетчера входит как организация доставки по городу, так и в другой город, которые включают в себя комплекс разнообразных операций и схем действий. В доставочном отделе отсутствует четкое разделение полномочий, все диспетчеры дублируют компетенции своих коллег, а распределение работы происходит на неформальном уровне.
Получив подробное описание организации бизнес-процесса транспортировки и четкое представления о его проблемных местах, можно предложить новую структуру организации бизнес-процесса, которая будет содержать в себе следующие изменения:
- Разграничение сфер ответственности сотрудников доставочной службы, а именно диспетчеров. В штате доставочного отдела числятся 4 диспетчера, которые работают по двое, сменяя друг друга. Для более эффективной организации транспортировки необходимо разделить диспетчеров по видам доставки, а именно: создание должности диспетчера внутренних перевозок (организация и координация доставки груза по городу и пригороду) и диспетчера внешних перевозок (организация и координация грузоперевозок в другой город). Таким образом, в доставочной службе будет 2 диспетчера по управлению внутренними перевозками и 2 диспетчера по управлению внешними перевозками;
- Внедрение отдельной должности специалиста по работе со сторонними грузоперевозчиками, который будет состоять в штате доставочной службы и выполнять обязанности по мониторингу загруженности сторонних перевозчиков и осуществлять контролироль качества выполнения заказов клиентов компании «Деловые Линии».
- Внедрение комплексной ERP- системы, которая позволит автоматизировать и синхронизировать деятельность всех подразделений. После внесения заявки в систему специалистом по работе с клиентами, подбор машины будет осуществляться автоматически из числа доступных машин, а в случае если среди собственного автопарка необходимого транспортного средства не будет в наличии, заявка сразу будет перенаправляться к специалисту по работе со сторонними грузоперевозчиками через единую систему.
В случае закрепления заказа за транспортным средством компании, заказ сразу будет поступать к диспетчеру исходя из направления перевозки.
После проведения реинжиниринга и организации изменений в работе бизнес-процесса транспортировки груза, схема его функционирования будет выглядит следующим образом:
0 - Поступление запроса в компанию; 1 - Формирование заявки в единой системе; 2 - Поступление заявки к диспетчеру по организации внутренних перевозок; 3 - Поступление заявки диспетчеру по организации внешних перевозок; 4 - Поступление заявку к специалисту по работе со сторонними грузоперевозчиками; 5 - Организация погрузки груза в транспортное средство; 6 - Организация забора груза с адреса клиента; 7 - Доставка груза по городу; 8 - Доставка груза в другой город; 9 - Выгрузка груза.
Рисунок 5 – Карта бизнес-процесса транспортировки после реинжиниринга
В результате внедрения нового проекта по организации бизнес-процесса транспортировки были достигнуты следующие результаты:
- сократилось время на обработку заказа. Если изначально в день доставочная служба могла обработать в среднем 150-200 заказов в течение дня, то после преобразований она способна организовать доставку для 300 поступивших заказов за счет ускорения операций и возможностей быстрого принятия решений;
- положено начало осуществлению контроля качества сторонних грузоперевозчиков посредством мониторинга степени удовлетворенности клиентов от реализованной транспортировки, на основе чего формируется общая статистика и принимаются решения по дальнейшему продолжению сотрудничества с теми или иными партнерами для минимизации вреда имиджу компании;
- в связи с тем, что в день стало обрабатываться больше заказов, появилась возможность организовать большую загрузку транспортного средства, в особенности при организации доставки по городу. Благодаря чему, себестоимость организации одной транспортировки сократилась на 15 % из-за роста производительности труда.
Заключение
В заключении необходимо еще раз отметить, что уровень организации логистики в нашей стране напрямую влияет на современное состояние и темпы экономического развития. Любая логистическая деятельность направлена на минимизацию издержек, максимизацию прибыли, оптимизацию производственных процессов и сокращение времени, затрачиваемого на транспортировку. Для того чтобы данные функции успешно выполнялись в любой компании должна существовать слаженная работа всех бизнес-процессов, которая даст возможность быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка и настраивать логистическую деятельность под его требования. Данному стремлению может поспособствовать применения метода реинжиниринга бизнес-процессов.
В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены основные принципы проведения реинжиниринга, определено его место среди других методов структурных преобразований, сформулирована последовательность действия для успешного проведения реинжиниринга и на основе полученной информации был произведен анализ состояния производственной деятельности транспортной организации «Деловые Линии», выявлены слабые места в функционировании бизнес-процессов компании и разработаны рекомендации по проведению реинжиниринга проблемных бизнес-процессов.
Благодаря реинжинирингу были достигнуты следующие результаты:
- выработана последовательность операций обработки заказа на организацию доставку, которая позволила сократить продолжительность цикла организации транспортировки груза, что в свою очередь увеличило производительность и уровень удовлетворенности потребителей;
- увеличился уровень координации участников операций по организации транспортировки и адаптации к возникающим требованиям и обстоятельствам внешней среды посредством организации четкого разделения ответственности сотрудников доставочной службы, что освободило их от загруженности функциями разного характера и позволило им сконцентрироваться на совершенном выполнении узконаправленных обязанностей.
- повысился уровень автоматизации выполняемых бизнес-процессов с помощью внедрения ERP-системы.
Для дальнейшей успешной работы обновленной организации необходимо периодически рассчитывать ключевые показатели эффективности для своевременного обнаружения и оперативного устранения возникающих проблем.
Список литературы
- Акулов В. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / В. Акулов. - М. : Litres, 2019. - 214 с.
- Блинов А. О. Диагностика реинжиниринга бизнес-процессов современных организаций / А. О. Блинов // Вестн. Уфим. гос. ун-та экон. и сервиса Наука. Образование. Экономика. Сер.: Экономика. 2017. - № 2 (8). - С. 44-50.
- Ветрова Е. Н. Финансовый менеджмент. Практикум: учеб. пособие / под ред. Е. М. Роговой ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 2017. - 124 с.
- Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 400 с.
- Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2017. - № 5. - С.88-95.
- Дудченко Е.М. Особенности управления бизнес-процессами в компаниях, находящихся на этапе зрелости / Профессия – директор. - 2017 - № 3. - С. 23-28.
- Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.
- Маслова Е.Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 336 с.
- Незамайкин В. Н. Финансовый менеджмент : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 467 с.
- Погодина Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для СПО / Т. В. Погодина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 351 с.
- Просветов Г.И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 340 c.
- Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 c.
- Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
- Рогова Е. М. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 540 с.
- Рудакова О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.
- Сидоров Д.А. Управление изменениями. Реорганизация и реструктуризация предприятия. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2019. - 44 с.
- Смолякова Н.В. Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка // Креативная экономика. - 2019. - № 1 (97). - С. 137-148.
- Тавер Е.И. Менеджмент на основе процессного подхода // Методы менеджмента качества. - 2017. - № 2. - С.22-26.
- Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. Г. Б. Поляка. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 456 с.
- Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2018. - 356 c.
- Харрингтон Дж., Эсселинг K.C., Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. - СПб. : «Азбука», 2018. - 336 с.
Сравнительный анализ процессно-ориентированного и функционального подходов к управлению организацией[24]
Объект сравнения |
Функциональный подход |
Процессно-ориентированный подход |
Определение подхода |
Управление предприятием на основе выделения функциональных зон и структурных подразделений. |
Управление организацией путём разработки сети бизнес-процессов, их координации и постоянного улучшения |
Единица организационного анализа |
Должность - Отдел - Подразделение |
Индивид - Команда - Бизнес-процесс |
Основа внутреннего регулирования |
Организационная структура |
Организационная культура |
Элементы внутреннего регулирования |
Бюрократические: иерархия, нормы, инструкции и правила, внешняя мотивация, ответственность |
Органические: целостность задач, внутренняя мотивация, командная работа, лидерство, вовлеченность |
Характеристика организационной структуры |
Жесткая, вертикально структурированная иерархическая система |
Горизонтальная структура с определением ответственного за каждый бизнес-процесс |
Используемые типы структур |
Линейные, функциональные, дивизиональные, матричные |
Виртуальные, сетевые, командные, проектные, модульные |
Распределение ответственности |
Ответственность только за результаты собственного труда |
Ответственность за процесс и его продукт |
Специализация |
Разделение труда по видам деятельности. Выполнение одной или нескольких относительно простых операций. |
Выполнение разнообразных функций, требующих широкого круга знаний и творческого подхода |
Цель деятельности |
Максимизация прибыли за счет наращивания объема |
Максимальное удовлетворение потребностей клиента процесса |
Основа системы мотивации |
Заинтересованность в результате выполнения своих непосредственных функций или подразделения |
Заинтересованность в продукте бизнес-процесса |
Система коммуникаций |
Слабые коммуникации между структурными звеньями. Изолированность функциональных областей, конфликты между структурными единицами одного уровня. Рассеивание информации |
Скоординированное горизонтальное взаимодействие, стабильное вертикальное взаимодействие, свободный доступ к информации. |
Оперативность принятия решений |
Относительно низкая из-за усложнения процесса обмена информацией |
Достаточно высокая за счет уменьшения уровней иерархии |
Адаптация к внешней среде |
Замедленная реакция на изменения внешней среды из-за затрудненности в движении информации, рассеивания информации и целей |
Быстрая реакция на изменения внешней среды за счет ориентации на постоянное совершенствование бизнес-процессов |
Система контроля |
Контроль отдельных операций, результатов деятельности подразделений |
Создание точек контроля на уровне входов и выходов процесса, управление качеством процессов, внешний контроль со стороны клиентов процесса |
Сравнение методов описания бизнес-процессов[25]
Наименование метода |
Основные характеристики |
Область применения |
Табличное описание бизнес-процессов |
Позволяет установить взаимосвязей и определения ответственных лиц |
Описание бизнес-процессов на первом этапе их осмысления |
Графическое представление |
Повышает эффективность работы с описанием бизнес-процессов |
Позволяет описывать бизнес-процессы |
Нотация IDEF0 |
Нотация позволяет отражать в модели процесса обратные связи различного типа - по информации, управлению, движению материальных ресурсов |
Используется для построения функциональной модели организации и применяется для описания бизнес-процессов верхнего уровня |
IDEF3 |
IDEF3 относится к методологии описания потоков работ. Основа методологии IDEF3 состоит в построении моделей процессов по принципу последовательно выполняемых во времени работ |
Предназначена для описания рабочих процессов(потоков работ) |
DFD |
Представляет собой методологию описания потоков данных |
Позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между работами, а также документооборот |
Группа нотаций Case-средства Aris |
Особенностью описания бизнес- процессов является их событийная ориентация: помимо работ, отображаются и события бизнес-процессов |
Наглядное отображение взаимосвязей процессов позволяет применять данную методологию для различных компаний, независимо от их величины и количества процессов |
UML |
Представляет собой группу нотаций, которые в основном используются для разработки информационных систем |
Используется в компаниях, которые решают оптимизировать бизнес-процессы, и является наиболее эффективной базой для дальнейшей автоматизации |
Организационная структура участников проекта по реинжинирингу
Организационная единица, участвующая в реинжиниринге бизнес-процессов |
Функции |
Управляющий (руководящий) комитет. |
Ответственен за выделение ресурсов в организации для целей проведения реинжиниринга и за правильность выполнения этапов согласно сформированному плану-графику работ. Иными словами руководящий комитет выступает контрольно-распорядительным органом, во главе которого стоит лидер проекта. |
Лидер проекта (чаще всего менеджер высшего звена). |
Наделен правами по контролю работ по реинжинирингу в течение всех его этапов, а также лично несет ответственность за успешный результат внедрения. Он имеет полное представление о задачах реинжиниринга и степени их сложности и трудоемкости реализации. Лидеру проекта необходимо подробно знать принцип организации бизнеса на предприятии, а также обладать способность концептуально мыслить для обобщения модели совокупности изменяемых бизнес-процессов. |
Владельцы бизнес-процессов (выбираются лидером проекта среди числа руководителей линейных или функциональных подразделений, на основе которых после проведения реформ предполагается формирование процессных подразделений). |
Осуществляют обеспечение необходимыми ресурсами каждый отдельный бизнес-процесс на период реинжиниринга, а после они становятся администраторами процессов. Владельцы бизнес-процессов выступают посредниками между проектной группой осуществляющей реинжиниринг и, продолжающими свое функционирование, подразделениями организации. В частности, владелец бизнес-процесса информирует участников проектных команд по реинжинирингу об особенностях функционирования предприятия и объясняет сотрудникам функциональных подразделений суть изменяемой технологии работы. |
Проектная группа. |
Занимается описанием бизнес-процессов, разработкой их альтернатив, устанавливает показатели эффективности, а также создает план реализации и согласно ему выполняет реинжиниринг бизнес-процессов. Разработка проектных решений осуществляется путем выдвижения предложений и их критического обсуждения. При этом аутсайдеры занимаются методологическим обеспечением процедур реинжиниринга, а инсайдеры должны обладать знаниями о методах моделирования для осуществления грамотного анализа. |
Методологический центр. |
Является координатором коллективной работы множества проектных групп и снабжает их методологией, инструментарием, типовыми решениями и, как правило, состоит из представителей общесистемных отделов организации или консалтинговой компании |