Файл: Реинжиниринг бизнес-процессов(Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1724
Скачиваний: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании
1.1. Бизнес-процессы компании: содержание, структура и границы
1.2. Сущность, этапы становления, цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов компании
1.3. Концепция и процедура реинжиниринга бизнес-процессов компании
Глава 2. Анализ бизнес-процессов компании ООО «Деловые линии»
2.1. Анализ бизнес-процессов компании
2.3. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов в компании ООО «Деловые Линии»
Введение
Современные условия хозяйствования как в мировом, так и в национальном масштабах требуют использования эффективных подходов к управлению сложными производственно-экономическими системами. Создание гибких организационных структур в производстве и сфере услуг возможно в результате перехода к процессному управлению, который наблюдается на отдельных российских предприятиях и в настоящее время.
Однако продолжающиеся реформы, кризисные явления в отечественной и мировой экономике, нечеткость понятийно-категориального аппарата теории процессного управления и отсутствие эффективных методов и инструментов управления бизнес-процессами обусловливают малую распространенность процессно-ориентированного подхода к управлению. Одним из способов повышения эффективности бизнес-процессов является осуществление их реинжиниринга, что и определяет актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования выступает подразделение транспортного предприятия «Деловые Линии» расположенное в г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования являются бизнес-процессы транспортной компании и наличие проблемных мест в организации их функционировании.
Целью исследования является разработка мероприятий реинжиниринга бизнес-процессов ООО «Деловые линии».
В соответствии с целью определены задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании;
- проанализировать бизнес-процессы компании ООО «Деловые линии»;
- разработать карту реинжиниринга бизнес-процессов ООО «Деловые линии».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные работы российских и зарубежных ученых по вопросам управления эффективностью деятельности компании, инновационного менеджмента, маркетинга, стратегического планирования, реинжиниринга бизнес-процессов, а также соответствующие материалы международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций. Основные вопросы темы работы исследовались в трудах: Блинова А. О., Гапоненко А., Елиферова В.Г., Репина В.В., Рудаковой О.С., Смоляковой Н.В. и других.
В процессе исследования использовались современные методы, инструменты и приемы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний, методы системного, логического, статистического и ситуационного анализов, математического моделирования, а также статистические методы сбора и обработки первичной информации.
Глава 1. Теоретические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов компании
1.1. Бизнес-процессы компании: содержание, структура и границы
Систематизируя имеющуюся информацию о тенденциях современного экономического пространства, можно выделить такие его характерные черты как глобализация; переход к информационной экономике (информатизация); управление знаниями, которое признается ключевой компетенцией организации; организационная культура становится ее основным системообразующим фактором; необходимость создания инноваций и развития предпринимательства; развитие электронного бизнеса и различных форм электронной коммерции; виртуализация и сетизация - трансформация структурного аспекта организации; смещение акцента в сторону командной работы; внимание к социальной ответственности и этике бизнеса; учет индивидуальных различий и управление многообразием. В совокупности эти процессы определяют усиливающуюся неравновесность социально-экономических систем. Механицизм, жесткость и функциональная изолированность, свойственные традиционным подходам ограничивают возможности организации по эффективному приспособлению к новым условиям. Организации интегрируются с внешней средой, становясь открытыми бизнес системами, управление которыми должно строиться на координации целостных бизнес-процессов.
Процессно-ориентированное управление рассматривается как альтернатива традиционному функциональному[1].
В Приложении 1 представлены результаты сравнительного анализа функционального и процессно-ориентированного подходов к управлению организацией, который выявил определенные преимущества последнего:
- проектирование и согласование сети процессов способствует повышению качества управления;
- повышается качество принимаемых решений;
- усиливается стратегическая ориентация деятельности;
- снижение нагрузки на руководителей за счет определения владельцев процессов и распределения ответственности между процессными командами;
- ускорение обмена информацией и другими ресурсами за счет усиления горизонтальной интеграции и заинтересованности всех участников процесса в его качестве, что способствует повышению динамичности и адаптивности организации;
- облегчается определение потребностей в персонале и его подбор для выполнения определенных работ за счет выделения процессных команд, рабочих зон и зон ответственности;
- возможность использования единого языка описания, позволяющего доступно отображать процессы организации с использованием графических инструментов;
- возможность комплексной автоматизации деятельности компании на основе моделирования процессов;
- выделение подпроцессов и операций позволяет более точно определять точки контроля и критические элементы бизнес-процессов;
- упрощение обмена информацией между звеньями организации за счёт укрепления горизонтальных связей и сокращения уровней иерархии.
Несмотря на выявленные достоинства, применение процессно-ориентированного управления не всегда приносит успех организации и ее руководству. Зачастую причиной этому служат вполне очевидные ошибки, допускаемые на этапах внедрения, а также формальный подход руководства. Переход к процессно-ориентированному управлению требует переориентации мышления как руководителей, так и сотрудников. Указанные проблемы обусловлены не только формализмом руководства, но и противоречиями теоретического свойства, присущими процессно-ориентированному управлению.
В мировой практике менеджмента процессный подход к управлению уже давно применяется руководством различных компаний и подкреплен соответствующими теоретическими разработками. В России же это относительно новое направление в менеджменте, не имеющее точного понятийно-категориального аппарата, эффективных методов и инструментов[2].
Обобщая выявление особенностей процессно-ориентированного управления, целесообразно уточнить определение категории «бизнес-процесс».
В результате интеграции приведенных выше характерных для бизнес-процесса свойств автором было разработано определение термина «бизнес-процесс»: «бизнес-процесс - динамическая модель системы действий по преобразованию «входов» в «выходы», направленных на достижение цели компании и удовлетворение потребностей клиентов».
В данной работе считаем оптимальным использовать определение Блинова А. О.: «бизнес-процесс - устойчивая динамическая совокупность потоков работ, характеризующаяся самоподобием элементов и обеспечивающая удовлетворение потребностей заинтересованных в данном процессе сторон за счет эффективной преобразующей деятельности культурной, социальной и технико-инструментальной подсистем»[3]. Данное определение, во-первых, учитывает наличие социокультурной составляющей процесса, во-вторых, делает акцент на удовлетворении потребностей заинтересованных в деятельности организации сторон, а не исключительно прямых клиентов процесса.
Бизнес-процессы компании обычно составляют следующие группы (рисунок 1)[4].
Рисунок 1 - Классификация бизнес-процессов компании[5]
В деятельности компании выделяют ряд операционных и поддерживающих бизнес-процессов, среди которых ключевым, несомненно, является производство. В процессе производства выделяются составляющие элементы - подпроцессы, в рамках каждого из которых обеспечивается решение определенных задач.
За отдельные производственные подпроцессы отвечают те или иные структурные подразделения предприятия.
Таким образом, в процессе оптимизации бизнес-процессов компании необходимо учитывать специфику его производства, организацию и стратегические цели предприятия. Существующие классификации бизнес-процессов не могут полностью описать все процессы предприятия и служат только основой для выделения, описания и построения модели сети бизнес-процессов на конкретном предприятии. Определение ключевых бизнес-процессов и их анализ позволит предприятию провести их оптимизацию и последующее управление с наибольшим эффектом.
1.2. Сущность, этапы становления, цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов компании
Одним из определяющих факторов современного развития реинжиниринга бизнес-процессов является применение информационных технологий[6]. Возникновение электронной коммерции в большинстве случаев является результатом реинжиниринга бизнес-процессов. Без информационных технологий роль реинжиниринга в управлении, его результативность были бы ничтожно малы, т. к. именно информационные технологии позволяют создавать разнообразный инструментарий для выполнения ключевого элемента реинжиниринга - описания бизнес-процессов.
Применение реинжиниринга стимулирует и инновационная деятельность предприятий. Успешное создание и (или) реализация инновационных идей невозможны на неэффективных предприятиях. Гибкие структуры, получаемые в результате реинжиниринга, востребованы не только при производстве продукции или оказании услуг, но и в инновационной деятельности. Одной из тенденций современного развития инновативных предприятий является интеграция подразделений маркетинга и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что создает условия для применения реинжиниринга.
Указанные факторы, а также значительное изменение условий хозяйствования способствовали изменению требований к управлению, а соответственно, и к его концепциям.
Несмотря на отсутствие общепризнанных методологий реинжиниринга, у всех приверженцев этой концепции сложилось единое понимание ее цели: повышение эффективности деятельности предприятия в кризисных ситуациях, разрешение его структурных проблем[7].
Для изучения теоретических основ реинжиниринга необходимо четко обозначить его объект и предмет.
По мнению ряда исследователей, объектом реинжиниринга являются бизнес-процессы, а не структуры предприятий или их отдельные функции[8].
Немаловажным в формировании единой теоретико-методологической базы реинжиниринга является определение его сущности.
В трудах М. Хамера и Дж. Чампи под реинжинирингом бизнес-процессов понимаются фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнес-процессов для достижения перелома в работе по совершенствованию критических текущих показателей, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость реализации бизнес-процессов[9].
Дж. Пеппард и Ф. Роуланд определяют реинжиниринг бизнес-процессов как философию совершенствования, основной задачей которой является достижение фундаментальных улучшений путем перепроектирования процесса для максимизации ценности и минимизации прочих показателей[10].
По мнению А. О. Блинова, реинжиниринг представляет собой системную перестройку бизнес-процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности организации.
П. В. Кутелев под реинжинирингом бизнес-процессов понимает кардинальное изменение традиционной функционально ориентированной структуры управления производственно-экономической системы, основанное на выделении взаимодействующих бизнес-процессов, обусловленное необходимостью не устранять системные ошибки в несоответствующей современному рынку схеме организации управления предприятиями, а внедрять принципиально новую модель бизнеса[11].
Радикальные преобразования бизнес-процессов в целях повышения эффективности деятельности предприятия, вывода предприятия из кризиса приводят к глубоким структурным изменениям, которые имеют как отрицательные, так и положительные последствия.
К положительным результатам реинжиниринга бизнес-процессов относят[12]: