Файл: Анализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Глава 1.Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1016
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды.
1.1 Сущность внешней среды предприятия
1.2 Факторы микросреды предприятия
1.2 Факторы макросреды предприятия
Глава 2. Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Агроторг»
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ микросреды предприятия
Экономическая среда не менее важна, чем демографическая. Помимо самих людей для предприятия важна еще их покупательская способность. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита, что в свою очередь зависит от темпов роста экономики, издержек, уровня инфляции, уровня безработицы. Экономическая среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары, состоянием рынка. Если она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции.
Политическая среда. Как правило, экономическая деятельность предприятий осуществляется в рамках существующего законодательства. Эта среда слагается из законов, нормативных документов, государственных учреждений, различных общественных организаций и объединений. Предприятиям необходимо отслеживать изменения в политике и законодательстве, которые помогают или наносят ущерб их бизнесу. Наиболее важными являются законодательные акты и нормативы, регулирующие взаимоотношения с потребителями и отношения с другими фирмами, поставщиками, посредниками. Знание законов помогает предприятиям правильно ориентироваться на рынке, изыскивать различные возможности повышения эффективности производства, торговли в рамках существующего законодательства.
Научно-техническая среда. Научно-техническая среда напрямую связана с научно-техническим прогрессом - одним из наиболее крупномасштабных факторов прямого воздействия, определяющих спрос. Научные достижения существенно меняют среду функционирования предприятий: появляются новые технологии, новые товары, более дешевые виды сырья, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Товары, созданные на основе научно-технических разработок, меняют образ жизни потребителей, повышают качество удовлетворения потребителей, сокращают время жизни товаров на рынке.
Культурная среда. Люди живут в обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности, нормы поведения. В рамках конкретного общества люди придерживаются множества взглядов и ценностей. Причем для них характерна высокая степень устойчивости. Например, многие верят в то, что необходимо работать, быть честным, вступать в брак. Традиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются законами, государственной властью, церковью. Задача фирмы состоит в выявлении тенденций в культурной среде и учете их в деятельности предприятий.
Природно-климатические условия. В последнее время серьезное влияние обращается на среду обитания человека. Промышленность почти всегда наносит вред природной среде. Экологические проблемы, связанные с производством и потреблением, оказывают существенное влияние на деятельность предприятий, увеличивая их расходы, в том числе на научные исследования. Изменения экологической обстановки сказываются на товарах, которые предприятия предлагают на рынке. Ухудшение экологической обстановки заставляет многие правительства ужесточать законы об охране окружающей среды. Государство также вмешивается в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Так, серьезные опасения возникают в связи с истощением таких не возобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.
Подводя итоги первой главы можно сказать, что внешняя среда предприятия – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда разделяется на микросреду - это система и факторы, которые непосредственно воздействуют на предприятие и подвержены его прямому воздействию, и макросреду - системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на предприятие через его микросреду и не подконтрольны ему.
Глава 2. Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Агроторг»
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования является ООО «Агроторг Пятерочка».
Компания общество с ограниченной ответственностью "Агроторг Пятерочка" с ИНН 7825706086 зарегистрирована 28.12.1998.
Организации присвоен ОГРН 1027809237796. Организации присвоен КПП 784101001
Учредители - Общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный центр ИКС 5", Компания СПИК ГЛОБАЛ ЛИМИТЕД.
Размер уставного капитала составляет 28 740 768 876 ₽. Статус компании на 01 декабря 2020 – Действует.
Юридический адрес Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» - город Санкт-Петербург Невский проспект 90/92.
Основной вид деятельности (ОКВЭД) Агроторг Пятерочка - Розничная торговля.
Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.
Задачи организации:
- получение дохода владельцем предприятия;
- обеспечение потребителей продукцией (услугами) предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
- обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
- создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
- недопущение сбоев в работе предприятия
Основные цели организации:
- Рост доходов
- Своевременно предлагать продукты, обладающие высоким качеством и низкой ценой
- Своевременная доставка товаров
- Улучшение качества товаров
Предприятие создано в виде общество с ограниченной ответственностью, что отразилось на организационной структуре предприятия. В соответствии с Гражданским Кодексом ООО «АГРОТОРГ Пятерочка» полностью соответствует занимаемому им статусу юридического лица, имеет собственный юридический адрес и адрес места расположения предприятия, обладает уставом, имеет свой расчетный счет в банке, имеет право выступать истцом и ответчиком в суде.
В своей повседневной деятельности предприятие неукоснительно руководствуется собственной нормативно-правовой документацией (внутренней и внешней). Все операции с нормативно-правовой документацией производятся строго согласно требованиям и нормам организации документооборота. Как правило, все новые документы такого характера составляются в соответствии с ранее принятыми. Все операции, производимые в процессе деятельности общества, анализируются и сопоставляются с документами, регламентирующими им проведение (с планами, сметами, программами, приказами, распоряжениями и т.д.) Благодаря согласованной работе всех служб предприятие имеет возможность грамотно и рационально вести документооборот на предприятии, что закономерно сказывается на эффективности использования документов, а также на результативности коммерческой работы в целом. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
«ООО Агроторг Пятерочка» - общество с ограниченной ответственностью представляет собой сеть магазинов розничной торговли «Пятёрочка».
Организационная структура управления ООО «Агроторг Пятерочка» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Агроторг Пятерочка»
«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2019 г. была представлена новая концепция торговой сети и открыт первый обновленный магазин в Москве, а также стартовала масштабная программа обновления торговой сети. Количество магазинов «Пятёрочка» составляет 16 096 (данные на 30.06.20 г.), из них в новой концепции - 1 120. Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Отчет по показателям хозяйственной деятельности ООО Агроторг Пятерочка. На основе данных бухгалтерского баланса (таблица 1) приведено сравнение ключевых финансовых показателей ООО "Агроторг" за 2017-2019 года.
Таблица 1
Отчет о финансовых результатах (в тыс.руб)
Наименование показателя |
2019 |
2018 |
2017 |
Выручка |
1 234 350 406 |
1 035 979 233 |
761 420 949 |
Себестоимость продаж |
(914 450 043) |
(757 696 482) |
(553 718 537) |
Валовая прибыль |
319 900 363 |
278 282 751 |
207 702 412 |
Коммерческие расходы |
(263 778 846) |
(218 550 674) |
(162 005 385) |
Прибыль от продаж |
56 121 517 |
59 732 077 |
45 697 027 |
Прочие доходы |
21 733 737 |
12 127 493 |
5 897 457 |
Прочие расходы |
(62 050 965) |
(53 147 572) |
(36 296 732) |
Прибыль до налогообложения |
8 534 016 |
12 406 987 |
13 540 303 |
Чистая прибыль |
7 206 061 |
10 127 918 |
10 060 839 |
EBIT(прибыль до вычета процентов и налогов) |
16 142 736 |
19 382 131 |
15 814 675 |
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) |
4.5% |
5.8% |
6% |
По данным бухгалтерского баланса, содержащихся в базе данных ФНС, проведем анализ финансовых показателей за 2017 – 2019 гг. (Таблица 2)
Таблица 2
Анализ финансовых показателей ООО «Агроторг Пятерочка»
Наименование показателя |
Изменение показателей от 2017г. к 2018г. |
Изменение показателей от 2018г. к 2019г. |
Выручка |
Увеличилась на 36% |
Увеличилась на 16,1% |
Себестоимость продаж |
Увеличилась на 36,8% |
Увеличилась на 17,2% |
Валовая прибыль |
Увеличилась на 33,9% |
Увеличилась на 13,1% |
Коммерческие расходы |
Увеличились на 34,9% |
Увеличились на 20,6% |
Прибыль от продаж |
Увеличилась на 30,7% |
Уменьшилась на 6% |
Прочие доходы |
Увеличились на 105,6% |
Увеличились на 79,2% |
Прочие расходы |
Увеличились на 46,4% |
Увеличились на 16,7% |
Прибыль до налогообложения |
Уменьшилась на 8,4% |
Уменьшилась на 31,3% |
Чистая прибыль |
Увеличилось на 0,6% |
Уменьшилась на 28,9% |
EBIT(прибыль до вычета процентов и налогов) |
Увеличилась на 22,5% |
Уменьшилась на 16,8% |
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) |
Уменьшилась на 0,2% |
Уменьшилась на 1,3% |
В сравнительном анализе финансовых показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО "Агроторг" за 2017-2019 года, содержащихся в базе данных ФНС видно, что к 2018 году ООО «Агроторг Пятерочка» увеличила почти все свои финансовые показатели и доходы выросли, а к 2019 году прибыль предприятия значительно сократилась.
2.2 Анализ микросреды предприятия
Факторы имеющие ключевое значение для предприятия являются стратегическими и обозначаются аббревиатурой SWOT, содержащую в себе первые буквы английских названий важных факторов. На русский они переводятся, как сила, слабость, возможность и угроза. После оценивания стратегических факторов определяется корпоративная миссия. Для осуществления процесса формулировки стратегии, необходимо исследовать выявленные стратегические факторы с учетом ситуации, сложившейся на момент анализа. Этот процесс принятия стратегических решений часто упоминается в литературе как ситуационный анализ.
SWOT- матрица является приемом обобщения стратегических факторов предприятия и иллюстрирует, как внешние благоприятные возможности и угрозы, кои могут быть сопоставлены с внутренними силами и слабостями конкретного предприятия. На основе этого создаются стратегические альтернативы, учитывающие четыре набора стратегических факторов. Целью ситуационного анализа является нахождение стратегического соответствия внешних возможностей и внутренних сильных сторон организации, учитывая внешние угрозы и внутренних слабости. И в определении на основании этого, сравнительных конкурентных преимуществ организации, то есть специфических профессиональных навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении компании и обеспечивающих ее конкурентоспособность.