Файл: Анализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Глава 1.Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1015
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды.
1.1 Сущность внешней среды предприятия
1.2 Факторы микросреды предприятия
1.2 Факторы макросреды предприятия
Глава 2. Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Агроторг»
2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ микросреды предприятия
Таблица 3.
SWOT-анализ ООО «АГРОТОРГ»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Супермаркеты «Пятерочка» работают только с крупнейшими компаниями-поставщиками. Продукты питания поставляются напрямую самими производителями, что упрощает процедуру приемки, обеспечивает постоянную свежесть товара и делает возможным выпускать товар в продажу по минимальным ценам. Супермаркеты также пытаются позиционироваться как представители торговой культуры европейских супермаркетов. Их цель - стать популярным местом покупок и престижным работодателем.
Супермаркеты «Пятерочка» создали современную, фирменную упаковку на товар (пакеты, сувенирная упаковка и т.д.), что позволило увеличить товарооборот на 9%.
Всю рекламную стратегию супермаркетов «Пятерочка» можно условно разделить на 3 части: цели, направленные непосредственно на стимулирование спроса как в целом по товарному ассортименту фирмы, так и по отдельным товарам; набор мероприятий, способствующих созданию определенного имиджа фирмы в глазах покупателей; действия, направленные на лоббирование интересов фирмы во властных структурах, в общественных организациях, в других фирмах. Как правило, используются все перечисленные меры, но в зависимости от определенных факторов, в какой-то период развития какая-то из них преобладает.
Так как гипермаркет функционирует уже несколько лет, то реклама в первую очередь должна быть направлена на поддержание имиджа фирмы и поддержание спроса (газеты, щиты, радио, видеоролики). Но, несмотря на это, для стимулирования продаж или продвижения какого-либо нового товара в качестве носителя рекламной информации используются буклеты и плакаты внутри магазинов и промоакции (дегустации).
Маркетинг, сегментация рынка и множественная сегментация - это три альтернативных метода, которыми располагает фирма для того, чтобы определить и удовлетворить целевой рынок. В настоящее время супермаркеты «Пятерочка» расширили рынок потребителей, за счет увеличения ассортимента.
Супермаркет «Пятерочка» не имеет четко выраженной целевой аудитории, так как ассортимент фирмы позволяет каждой целевой группе найти подходящий товар.
В настоящее время супермаркеты «Пятерочка» являются «раскрученными» и успешно функционируют. Поэтому можно сделать вывод, что покупатели достаточно проинформированы о деятельности фирмы.
Если сеть супермаркетов открывает новый комплекс, то информация об этом может быть представлена в виде рекламы, как в других магазинах данной сети, так и в других каналах распространения информации (радио, видеоролик, листовки, щиты).
Позиционирование товарного предложения компании базируется на постоянно проводимых маркетинговых исследованиях и опросах покупателей, что позволяет динамично реагировать на малейшие изменения в потребительском спросе и делать покупателям достойные товарные предложения (максимально удовлетворять потребности покупателя по части товаров и услуг, необходимых для повседневной жизни).
Но в отличие от других магазинов, которые могут составить достойной конкуренции сети супермаркетов «Пятерочка», потому что они рассчитаны на другой рынок потребителей. Имеется в виду то, что посетители других магазинов пользуются их услугами больше по территориальному признаку, или же в том случае, когда им надо совершить небольшую покупку. А у супермаркетов «Пятерочка» немножко другой профиль, они рассчитаны на большие закупки, которые могут позволить покупателям в ближайшее время не выезжать за покупками.
При изучении фирм-конкурентов супермаркетов «Пятерочка» особое внимание уделяется вопросам исследования специфики их маркетинговой и коммерческой работы при параллельном сопоставлении с возможностями и особенностями собственного предприятия, а именно: методике изучения рынков, товарной политике, включая и технологию разработки новых товаров, составление оптимального ассортимента, ценовой политики, организации каналов товародвижения, рекламе и средствам стимулирования сбыта, кадровой политики и др.
Построение сравнительного анализа различных позиций конкурентов приводится в таблице 4.
Таблица 4.
Сравнительный анализ конкурентных позиций
Наименование магазина |
Средняя розничная цена товара |
Качество продукции |
Скидки, рекламные акции |
Ассортимент |
Пятерочка |
Выше оптовой на 50% |
Высокое |
В среднем 1 раз в неделю |
До 15000 наименований товаров |
100личный |
Выше оптовой на 75% |
Высокое |
В среднем 1 раз в месяц |
До 7000 наименований товаров |
О’Кей |
Выше оптовой на 50% |
Высокое |
В среднем 1 раз в месяц |
До 20000 наименований товаров |
Оценка сильных и слабых сторон конкурентов супермаркетов «Пятерочка» заключается в получении информации о бизнесе каждого соперника, включая данные об объемах продаж, доли рынка, новых капиталовложениях и использовании производственных мощностей. Получить некоторые данные весьма сложно. Проанализировав полученную информацию, гипермаркеты «Пятерочка» принимают решения о направлении своих действий на рынке. Так как основными товарами, которые представлены в гипермаркетах «Пятерочка», являются продовольственные товары, то внимание было акцентировано на спросе и емкости рынка именно этого вида товаров.
Данный анализ позволил выявить ряд конкурентных преимуществ, которые фирме необходимо укреплять и развивать. В первую очередь это высокий уровень взаимоотношений с потребителями, известность фирмы и финансовая стабильность. В ближайшее время возможно реализовать ряд имеющихся возможностей, связанных с логистическим сервисом. Расширение спектра услуг и увеличение качества обслуживания позволит фирмы упрочить свою конкурентоспособность на рынке и нейтрализовать слабую сторону организации.
2.3 Анализ макросреды предприятия
РЕSТ-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
• политико-правовые;
• экономические;
• соц.-культурные;
• технологические.
Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.
Таблица 5.
PEST-анализ ООО «АГРОТОРГ»
Группы факторов |
События/факторы |
Возможная реакция организации |
Политические |
Изменение положения России на международной арене Изменения законодательства Политическая нестабильность |
Постоянное отслеживание правовых и нормативных актов и своевременная реакция на них |
Экономические |
Стагнация экономики Низкий курс национальной валюты Снижение платежеспособного спроса населения Повышение требований потребителя к качеству товаров и услуг |
Сокращение затрат, использование импортозамещения, привлечение новых клиентов и сохранение текущих, улучшение качества предлагаемых услуг и продуктов |
Социальные |
Снижение уровня жизни населения Уменьшение активности потребителей |
Полная концентрация на требованиях и желаниях потребителя, изучение групп потребителей и максимальное удовлетворение их потребностей путём предоставления высококачественных услуг |
Технологические |
Сокращение темпов технологического развития, ввиду сложного экономического положения и изоляции страны Затруднение создания и адаптации новых технологий, в связи с плачевным состоянием науки и образования в стране |
Отслеживание иностранных тенденций развития науки и техники, адаптация их опыта, создание новых производственных и управленческих технологии специальным отделом или сотрудниками |
Потенциальный рынок состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара, достаточными ресурсами, готовностью и возможностью покупателя. Проникновение на рынок осуществляется посредством посещения различных международных выставок, ярмарок, использования в работе каталогов. Все это позволяет дать значительный творческий потенциал для повышения конкурентоспособности продукции.
Более эффективному продвижению продукции способствует следующие средства коммуникаций: радио, телевидение в магазинах; рекламные плакаты, щиты, проспекты; размещение в печати; рекламная информация на транспортных средствах фирмы.
Сложная политическая и экономическая ситуация в стране оказывает влияние на все организации и сферы. Задача ООО «АГРОТОРГ Пятерочка» максимально сократить ущерб от данных проблем и адаптироваться к ним, то есть быть гибкими.
Проведение PEST-анализа конкретизировало основные негативные факторы, а также помогло определить возможную реакцию фирмы на данные трудности и изменения. В целом организации следует искать конкурентные преимущества, укреплять имеющиеся преимущества, бороться и адаптироваться с существующими недостатками и проблемами как внутренней, так и внешней её среды. Одним из важнейших конкурентных преимуществ фирмы может стать высокий уровень качества используемого ею логистического сервиса.
Во 2 главе данной курсовой работы была разобрана организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг» и ее сети магазинов «Пятерочка», а так же благодаря SWOT-анализу выявлены слабые и сильные стороны предприятия во внешней среде и благодаря PEST-анализу была проведена оценка факторов, на которые предприятие повлиять не может.
Заключение
В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом:
- внешняя среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность;
- внешняя среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.
На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций.
Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет тактическое и стратегическое планирование и управление.
Правильно избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления предприятием - залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней среды – это очень важный, для выработки стратегии организации, и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния.
Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов.
Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.
Результаты исследования ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка» за 2017-
2019гг. показали:
1) По экономическим показателям
- Выручка с 2017 по 2019гг. увеличилась на 472 929 457 руб., или на 61%;
- Но при этом коммерческие расходы, за тот же период времени, выросли на 101 773 461руб, что выше показателя за 2017г так же на 61%;
- Чистая прибыль так же сократилась на 2 854 778руб., или же на целых 153,5%.
2) По анализу маркетинговой позиции Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» сеть магазинов
«Пятерочка» на региональном рынке
- SWOT-анализ показал, основные конкурентные преимущества предприятия, его основные недостатки, а так же ряд возможностей и угроз;
- Проведение PEST-анализа конкретизировало основные негативные факторы, а также помогло определить возможную реакцию фирмы на данные трудности и изменения.
В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» и его сети магазинов «Пятерочка» необходимо приспосабливаться к изменениям, а также разрабатывать и осуществлять комплексный анализ с учетом индивидуальных особенностей предприятия.
Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Список использованной литературы
Научная литература:
1. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 455 с.