Файл: Анализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Глава 1.Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 942

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3.

SWOT-анализ ООО «АГРОТОРГ»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Известность бренда организации на рынке
  • Большой ассортимент продукции
  • Стабильная клиентская база
  • Большой опыт в данной сфере
  • Высокий уровень удовлетворенности потребителей
  • Устойчивое финансовое положение фирмы на рынке
  • Барьеры в использовании онлайн-сервиса для старшего поколения и в малых городах
  • Зависимость от курсов валют

Возможности

Угрозы

  • Оказание дополнительных услуг, связанных с логистическим сервисом
  • Применение новых технологий в обслуживании клиентов
  • Привлечение новых клиентов, за счёт рекламных мероприятий
  • Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов, при использовании конкурентных преимуществ
  • Замедление роста рынка ввиду экономического кризиса
  • Снижение уровня платежеспособности населения

Супермаркеты «Пятерочка» работают только с крупнейшими компаниями-поставщиками. Продукты питания поставляются напрямую самими производителями, что упрощает процедуру приемки, обеспечивает постоянную свежесть товара и делает возможным выпускать товар в продажу по минимальным ценам. Супермаркеты также пытаются позиционироваться как представители торговой культуры европейских супермаркетов. Их цель - стать популярным местом покупок и престижным работодателем.

Супермаркеты «Пятерочка» создали современную, фирменную упаковку на товар (пакеты, сувенирная упаковка и т.д.), что позволило увеличить товарооборот на 9%.

Всю рекламную стратегию супермаркетов «Пятерочка» можно условно разделить на 3 части: цели, направленные непосредственно на стимулирование спроса как в целом по товарному ассортименту фирмы, так и по отдельным товарам; набор мероприятий, способствующих созданию определенного имиджа фирмы в глазах покупателей; действия, направленные на лоббирование интересов фирмы во властных структурах, в общественных организациях, в других фирмах. Как правило, используются все перечисленные меры, но в зависимости от определенных факторов, в какой-то период развития какая-то из них преобладает.

Так как гипермаркет функционирует уже несколько лет, то реклама в первую очередь должна быть направлена на поддержание имиджа фирмы и поддержание спроса (газеты, щиты, радио, видеоролики). Но, несмотря на это, для стимулирования продаж или продвижения какого-либо нового товара в качестве носителя рекламной информации используются буклеты и плакаты внутри магазинов и промоакции (дегустации).


Маркетинг, сегментация рынка и множественная сегментация - это три альтернативных метода, которыми располагает фирма для того, чтобы определить и удовлетворить целевой рынок. В настоящее время супермаркеты «Пятерочка» расширили рынок потребителей, за счет увеличения ассортимента.

Супермаркет «Пятерочка» не имеет четко выраженной целевой аудитории, так как ассортимент фирмы позволяет каждой целевой группе найти подходящий товар.

В настоящее время супермаркеты «Пятерочка» являются «раскрученными» и успешно функционируют. Поэтому можно сделать вывод, что покупатели достаточно проинформированы о деятельности фирмы.

Если сеть супермаркетов открывает новый комплекс, то информация об этом может быть представлена в виде рекламы, как в других магазинах данной сети, так и в других каналах распространения информации (радио, видеоролик, листовки, щиты).

Позиционирование товарного предложения компании базируется на постоянно проводимых маркетинговых исследованиях и опросах покупателей, что позволяет динамично реагировать на малейшие изменения в потребительском спросе и делать покупателям достойные товарные предложения (максимально удовлетворять потребности покупателя по части товаров и услуг, необходимых для повседневной жизни).

Но в отличие от других магазинов, которые могут составить достойной конкуренции сети супермаркетов «Пятерочка», потому что они рассчитаны на другой рынок потребителей. Имеется в виду то, что посетители других магазинов пользуются их услугами больше по территориальному признаку, или же в том случае, когда им надо совершить небольшую покупку. А у супермаркетов «Пятерочка» немножко другой профиль, они рассчитаны на большие закупки, которые могут позволить покупателям в ближайшее время не выезжать за покупками.

При изучении фирм-конкурентов супермаркетов «Пятерочка» особое внимание уделяется вопросам исследования специфики их маркетинговой и коммерческой работы при параллельном сопоставлении с возможностями и особенностями собственного предприятия, а именно: методике изучения рынков, товарной политике, включая и технологию разработки новых товаров, составление оптимального ассортимента, ценовой политики, организации каналов товародвижения, рекламе и средствам стимулирования сбыта, кадровой политики и др.

Построение сравнительного анализа различных позиций конкурентов приводится в таблице 4.

Таблица 4.

Сравнительный анализ конкурентных позиций


Наименование магазина

Средняя розничная цена товара

Качество продукции

Скидки, рекламные акции

Ассортимент

Пятерочка

Выше оптовой на 50%

Высокое

В среднем 1 раз в неделю

До 15000 наименований товаров

100личный

Выше оптовой на 75%

Высокое

В среднем 1 раз в месяц

До 7000 наименований товаров

О’Кей

Выше оптовой на 50%

Высокое

В среднем 1 раз в месяц

До 20000 наименований товаров

Оценка сильных и слабых сторон конкурентов супермаркетов «Пятерочка» заключается в получении информации о бизнесе каждого соперника, включая данные об объемах продаж, доли рынка, новых капиталовложениях и использовании производственных мощностей. Получить некоторые данные весьма сложно. Проанализировав полученную информацию, гипермаркеты «Пятерочка» принимают решения о направлении своих действий на рынке. Так как основными товарами, которые представлены в гипермаркетах «Пятерочка», являются продовольственные товары, то внимание было акцентировано на спросе и емкости рынка именно этого вида товаров.

Данный анализ позволил выявить ряд конкурентных преимуществ, которые фирме необходимо укреплять и развивать. В первую очередь это высокий уровень взаимоотношений с потребителями, известность фирмы и финансовая стабильность. В ближайшее время возможно реализовать ряд имеющихся возможностей, связанных с логистическим сервисом. Расширение спектра услуг и увеличение качества обслуживания позволит фирмы упрочить свою конкурентоспособность на рынке и нейтрализовать слабую сторону организации.

2.3 Анализ макросреды предприятия

РЕSТ-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:

• политико-правовые;

• экономические;

• соц.-культурные;

• технологические.

Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.

Таблица 5.

PEST-анализ ООО «АГРОТОРГ»

Группы факторов

События/факторы

Возможная реакция организации

Политические

Изменение положения России на международной арене

Изменения законодательства

Политическая нестабильность

Постоянное отслеживание правовых и нормативных актов и своевременная реакция на них

Экономические

Стагнация экономики

Низкий курс национальной валюты

Снижение платежеспособного спроса населения

Повышение требований потребителя к качеству товаров и услуг

Сокращение затрат, использование импортозамещения, привлечение новых клиентов и сохранение текущих, улучшение качества предлагаемых услуг и продуктов

Социальные

Снижение уровня жизни населения

Уменьшение активности потребителей

Полная концентрация на требованиях и желаниях потребителя, изучение групп потребителей и максимальное удовлетворение их потребностей путём предоставления высококачественных услуг

Технологические

Сокращение темпов технологического развития, ввиду сложного экономического положения и изоляции страны

Затруднение создания и адаптации новых технологий, в связи с плачевным состоянием науки и образования в стране

Отслеживание иностранных тенденций развития науки и техники, адаптация их опыта, создание новых производственных и управленческих технологии специальным отделом или сотрудниками


Потенциальный рынок состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара, достаточными ресурсами, готовностью и возможностью покупателя. Проникновение на рынок осуществляется посредством посещения различных международных выставок, ярмарок, использования в работе каталогов. Все это позволяет дать значительный творческий потенциал для повышения конкурентоспособности продукции.

Более эффективному продвижению продукции способствует следующие средства коммуникаций: радио, телевидение в магазинах; рекламные плакаты, щиты, проспекты; размещение в печати; рекламная информация на транспортных средствах фирмы.

Сложная политическая и экономическая ситуация в стране оказывает влияние на все организации и сферы. Задача ООО «АГРОТОРГ Пятерочка» максимально сократить ущерб от данных проблем и адаптироваться к ним, то есть быть гибкими.

Проведение PEST-анализа конкретизировало основные негативные факторы, а также помогло определить возможную реакцию фирмы на данные трудности и изменения. В целом организации следует искать конкурентные преимущества, укреплять имеющиеся преимущества, бороться и адаптироваться с существующими недостатками и проблемами как внутренней, так и внешней её среды. Одним из важнейших конкурентных преимуществ фирмы может стать высокий уровень качества используемого ею логистического сервиса.

Во 2 главе данной курсовой работы была разобрана организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг» и ее сети магазинов «Пятерочка», а так же благодаря SWOT-анализу выявлены слабые и сильные стороны предприятия во внешней среде и благодаря PEST-анализу была проведена оценка факторов, на которые предприятие повлиять не может.

Заключение

В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом:

  • внешняя среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность;

  • внешняя среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.

Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.

На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций.

Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет тактическое и стратегическое планирование и управление.


Правильно избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления предприятием - залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.

Анализ внешней среды – это очень важный, для выработки стратегии организации, и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния.

Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов.

Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.

Результаты исследования ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка» за 2017-

2019гг. показали:

1) По экономическим показателям

  • Выручка с 2017 по 2019гг. увеличилась на 472 929 457 руб., или на 61%;
  • Но при этом коммерческие расходы, за тот же период времени, выросли на 101 773 461руб, что выше показателя за 2017г так же на 61%;
  • Чистая прибыль так же сократилась на 2 854 778руб., или же на целых 153,5%.

2) По анализу маркетинговой позиции Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» сеть магазинов

«Пятерочка» на региональном рынке

  • SWOT-анализ показал, основные конкурентные преимущества предприятия, его основные недостатки, а так же ряд возможностей и угроз;
  • Проведение PEST-анализа конкретизировало основные негативные факторы, а также помогло определить возможную реакцию фирмы на данные трудности и изменения.

В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» и его сети магазинов «Пятерочка» необходимо приспосабливаться к изменениям, а также разрабатывать и осуществлять комплексный анализ с учетом индивидуальных особенностей предприятия.

Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

Список использованной литературы

Научная литература:

1. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 455 с.