Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1 Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы.
1.3 Принципы эффективного планирования.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО “АЭРОФЛОТ”
2.1 Краткая характеристика организации ПАО “Аэрофлот”
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации ПАО “Аэрофлот”
ВВЕДЕНИЕ
Успешная деятельность предприятий в современных условиях невозможна без использования современных методов управления и планирования. Планирование как процесс управления экономикой существует уже давно. Особенно важным оно было при социализме, когда от процента выполнения плана зависели оценка деятельности любого предприятия и премирование всех сто работников.
Планирование как экономическая категория – это процесс проектирования и моделирования вариантов развития объекта на определенный период времени, сравнения, оценки и выбора системы показателей, необходимых для осуществления конкретной деятельности предприятия и эффективных путей их достижения.
При планировании деятельности предприятия должны решаться следующие задачи эффективного менеджмента:
– постоянное увеличение объема и улучшение структуры продажа;
– рост эффективности производственной программы, расширение номенклатуры и ассортимента и совершенствование технологических процессов;
– повышение технического уровня основных средств;
– улучшение структуры капитала и рост объема резервных и других специальных фондов предприятия;
– повышение оплаты труда и производительности;
– улучшение эффективности использования природных и материальных ресурсов, сохранение экологии и окружающей среды;
– полное выполнение обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, а также партнерами по бизнесу и т.д.
Цель курсовой работы: изучить теоретически основы планирования, провести анализ планирования деятельности на примере предприятия ПАО “ Аэрофлот”
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1 Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы.
План –основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указаниякому, какую задачуив какое времярешать, какиересурсынужно выделить на решение каждой задачи. План полезен как раз тем, что в процессе построения плана выявляются и устраняются возможные нестыковки, рассогласования, противоречия. Эти рассогласования могут возникать, например, между:
стратегией, тактикой, оперативным осуществлением;
направлением развития, стратегией конкуренции, используемыми средствами;
выбранным сегментом рынка, организационной структурой,системой компенсации сотрудников.
В ходе управленческого планирования решается ряд основных задач эффективного выполнения принятого управленческого решения. (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 Синтетическое планирование
-раздробление процесса реализации решения на отдельные операции тактического и операционного плана;
-определение временных рамок исполнения этих операций;
-персонификация ответственности за исполнение этих операций и проч.
Совокупность решаемых задач может быть самой различной, но структуры решаемых задач определяют те проблемы, которые руководители будут вынуждены встретить на пути реализации поставленных целей. Задачи следует рассматривать в совокупности со всеми их взаимосвязями: временными, пространственными, ресурсными, логическими. Такое целостное рассмотрение позволяет избежать нестыковок и сформировать интегрированный и согласованный план.
Решение указанных задач требует учета ряда факторов:
миссии организации;
результатов анализа внешней среды (экономические аспекты, политические, рыночные, технологические, международные, социальные, конкурентные);
результатов внутриорганизационной диагностики (сферы обследования: маркетинговая, финансовая, технологическая, кадровая,имидж и культура);
альтернатив контроля (всеобщий, выборочный, функциональный, скрытый и т. д.).
Процесс планирования усложняется вместе с ростом размеров организации. Так, при индивидуальном планировании может быть достаточно лишь понять, что надо делать до начала работ, и таким образом избежать совершения необратимых негативных действий.
Планирование на уровне подразделений основано на:
формировании согласия относительно целей;
распределении работ между сотрудниками;
координации работ;
принятии персоналом целей работ;
установлении горизонтальных связей.
Планирование же на уровне организации обязательно должно также предусматривать:
распознавание и разрешение межгрупповых конфликтов;
распределение работ и ответственности между подразделениями;
принятие группами целей организации;
вертикальные и горизонтальные связи;
координацию деятельности групп и подразделений.
Рис 1.2 Планирование занимает в управленческом цикле начальное место
Рисунок 1.2 Место планирования в управленческом цикле
1.2 Процесс планирования.
В общем виде процесс планирования включает три подпроцесса: деятельность руководителя по планированию,деятельность структурных подразделений по планированию,совместную деятельность руководителя и структурных подразделений по планированию.
Планирование в рамках организации может требовать его стандартизации и технологизации. Процесс планирования можно разбить на последовательные стадии:
1 .Стадия концептуализации:
подстадия «мозгового штурма» (осознание всех возможных проблем и подходов к их решению);
подстадия здравого смысла (предварительный отсев заведомо фантастических и нереализуемых вариантов);
2.Стадия проверки реализуемости:
деятельности по формированию и реализации плана;
оценка потребностей во:времени;персонале;ресурсах;оборудовании;
3.определение:
издержек по формированию и реализации плана;
необходимых инвестиций;
стадия предварительного планирования;
стадия детализированного планирования;
стадия реализации;
стадия оценки полученных результатов.
Стадия проверки реализуемости включает в себя оценку:
альтернатив и вариантов;
рыночного потенциала;
издержек;
возможностей:
производства;технической базы.
Результатами работы стадии проверки реализации являются:
подробные описания проблем;
анализ возможностей последних достижений технологий;
оценка собственного технологического потенциала;
проверка реализуемости вариантов;
факторориска,неопределенностии и и форс-мажора;
сравнение по:
времени;
издержкам;
риску;
конечным результатам;
формирование первоначальных:
целей и критериев;
оценок издержек;
плана развития.
Стадию предварительного планирования можно также назвать стадией формирования требований, на которой рассматриваются:
общее содержание работы;
цели и их контексты;
фактические нужды и пожелания потребителя;
требования потребителя;
аналогичные:
работы;
исследования;
документации;
спецификации;
документация;
потребности в:
оборудовании;
технологиях;
ресурсах:
материально-финансовых;
трудовых;
информационно-аналитических;
навыках и умениях:
технических;
функциональных;
административно-управленческих;
предоставляемые партнерами:
производственные мощности;
оборудование;
услуги;
документацию;
расписания работ;
вспомогательные материалы.
Стадия детализированного планирования рассматривает всю организацию как сложную сеть взаимодействующих подразделений. Все используемые инструменты, методы и подходы планирования должны быть идентифицированы заранее во избежание возможных нестыковок. В планировании должно участвовать высшее и старшее руководство компании, а также руководители функциональных подразделений.
Высшее руководство формирует:
цели и задачи;
систему оценки результатов;
требования;
основные «правила» и контекст игры;
рамки:
время;
издержки;
конечные результаты;
регламенты и процедуры;
политику;
формы отчетности.
В обязанности руководителей функциональных подразделений входит:
детальное описание решаемых задач;
составление подробных расписаний;
распределение ресурсов;
определение возможных источников:
риска;
неопределенности;
конфликта.
Старшее руководство:
выступает посредником между высшими менеджерами и руководителями функциональных подразделений;
проясняет критические вопросы;
обеспечивает контакты с руководством клиентских компаний.
1.3 Принципы эффективного планирования.
Принципы эффективного управленческого планирования:
принцип ограничивающего фактора (учет ограничителей ипрепятствий обязателен для обоснованности, четкости и конструктивности планов);
принцип взятых обязательств (плановые обязательствадолжны достигать цели, установленной управленческим решением, и подкрепляться необходимыми для этого запасами времени);
принцип научной обоснованности и оптимальности;
принцип своевременности;
принцип комплексности (системная увязка всех разрабатываемых в организации планов);
принцип гибкости (план должен предусматривать возможностьнаступления непредвиденных событий и реакции на них, сохранятьнеобходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы);
принцип первичности планирования(план должен предварять действия по реализации принятого управленческого решения);
принцип плановых предположений(согласованность плановых предположений отдельных структурных подразделений и сотрудников обеспечит эффективность общеорганизационного планирования);
принцип непрерывности планирования (благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием);
принцип итеративности (процесс планирования должен включать в себя многочисленные дискуссии, обсуждения и согласования);
принцип эффективности планирования(расходы и последствия от разработки плана должны способствовать достижению цели организации);
принцип единства научно-технических, социальных и экономических задач развития организации(находит выражение в составецелевых параметров планирования деятельности организации, видахразрабатываемых планов, в критериях оценки);
дисциплинирующий принцип (на основе использования обратной связи и контроля);
принципплановых решенийи проч.
Системный характер планирования образуется взаимодействием ряда начал: методологией планирования, системой органов планирования, системой показателей планирования, методикой. Должностные лица организации, которые занимаются формированием плана, должны учитывать два обстоятельства, которые противоречат друг другу:
с одной стороны, план должен быть достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а также, чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов;
с другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.
Основные этапы – уровни планирования: миссия, цели, задачи, политика, тактика, курс действий, методы, процедуры, правила, программа.
Возможна классификация типов планов по этим уровням, тоестькаждый уровень – это автономный план. В основе подобной классификации лежат два критерия: процессуальный и иерархический.
1.4.Виды планирования.
Существуют три основных вида планирования:
Стратегическое. Этот вид предполагает, что планирующий что-либо человек и процесс планирования не имеют других методов воздействия, кроме
предоставления информации, опыта и анализа для себя или же лиц,
принимающих решения. Т.е. стратегическое планирование основывается
только на чистых аналитических данных.