Файл: Принципы эффективного планирования предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успешная деятельность предприятий в современных условиях невозможна без использования современных методов управления и планирования. Планирование как процесс управления экономикой существует уже давно. Особенно важным оно было при социализме, когда от процента выполнения плана зависели оценка деятельности любого предприятия и премирование всех сто работников.

Планирование как экономическая категория – это процесс проектирования и моделирования вариантов развития объекта на определенный период времени, сравнения, оценки и выбора системы показателей, необходимых для осуществления конкретной деятельности предприятия и эффективных путей их достижения.

При планировании деятельности предприятия должны решаться следующие задачи эффективного менеджмента:

– постоянное увеличение объема и улучшение структуры продажа;

– рост эффективности производственной программы, расширение номенклатуры и ассортимента и совершенствование технологических процессов;

– повышение технического уровня основных средств;

– улучшение структуры капитала и рост объема резервных и других специальных фондов предприятия;

– повышение оплаты труда и производительности;

– улучшение эффективности использования природных и материальных ресурсов, сохранение экологии и окружающей среды;

– полное выполнение обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, а также партнерами по бизнесу и т.д.

Цель курсовой работы: изучить теоретически основы планирования, провести анализ планирования деятельности на примере предприятия ПАО “ Аэрофлот”

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1.1 Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы.

План –основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указаниякому, какую задачуив какое времярешать, какиересурсынужно выде­лить на решение каждой задачи. План полезен как раз тем, что в процессе построения плана выявляются и устраняются воз­можные нестыковки, рассогласо­вания, противоречия. Эти рассогла­сования могут возникать, например, между:


стратегией, тактикой, оператив­ным осуществлением;

направлением развития, стратегией конкуренции, используемыми средствами;

выбранным сегментом рынка, организационной структурой,системой компенсации сотрудников.

В ходе управленческого планирования решается ряд основных задач эффективного выполнения принятого управленческого решения. (рис. 1.1):

Рисунок 1.1 Синтетическое планирование

-раздробление процесса реализации решения на отдельные операции тактического и операционного плана;

-определение временных рамок исполнения этих операций;

-персонификация ответственности за исполнение этих операций и проч.

Совокупность решаемых задач может быть самой различной, но структуры решаемых задач определяют те проблемы, которые руководители будут вынуждены встретить на пути реализации поставленных целей. Задачи следует рассматривать в совокупности со всеми их взаимосвязями: временными, пространственными, ресурсными, логическими. Такое целостное рассмотрение позволяет избежать нестыковок и сформировать интегрированный и согласованный план.

Решение указанных задач требует учета ряда факторов:

миссии организации;

результатов анализа внешней среды (экономические аспекты, политические, рыночные, технологические, международные, социальные, конкурентные);

результатов внутриорганизационной диагностики (сферы обследования: маркетинговая, финансовая, технологическая, кадровая,имидж и культура);

альтернатив контроля (всеобщий, выборочный, функциональный, скрытый и т. д.).

Процесс планирования усложняется вместе с ростом размеров организации. Так, при индивидуальном планировании может быть достаточно лишь понять, что надо делать до начала работ, и таким образом избежать совершения необратимых негативных действий.

Планирование на уровне подразделений основано на:

формировании согласия относительно целей;

распределении работ между сотрудниками;

координации работ;

принятии персоналом целей работ;

установлении горизонтальных связей.

Планирование же на уровне организации обязательно должно также предусматривать:

распознавание и разрешение межгрупповых конфликтов;

распределение работ и ответственности между подразделениями;

принятие группами целей организации;

вертикальные и горизонтальные связи;

координацию деятельности групп и подразделений.


Рис 1.2 Планирование занимает в управленческом цикле начальное место

Рисунок 1.2 Место планирования в управленческом цикле

1.2 Процесс планирования.

В общем виде процесс планирования включает три подпроцесса: деятельность руководителя по планированию,деятельность структурных подразделений по планированию,совместную деятельность руководителя и структурных подразделений по планированию.

Планирование в рамках организации может требовать его стандар­тизации и технологизации. Процесс планирования можно разбить на последовательные стадии:

1 .Стадия концептуализации:

подстадия «мозгового штурма» (осознание всех возможных проблем и подходов к их решению);

подстадия здравого смысла (предварительный отсев заведомо фантастических и нереализуемых вариантов);

2.Стадия проверки реализуемости:

деятельности по формированию и реализации плана;

оценка потребностей во:времени;персонале;ресурсах;оборудовании;

3.определение:

издержек по формированию и реализации плана;

необходимых инвестиций;

стадия предварительного планирования;

стадия детализированного планирования;

стадия реализации;

стадия оценки полученных результатов.

Стадия проверки реализуемости включает в себя оценку:

альтернатив и вариантов;

рыночного потенциала;

издержек;

возможностей:

производства;технической базы.

Результатами работы стадии проверки реализации являются:

подробные описания проблем;

анализ возможностей последних достижений технологий;

оценка собственного технологического потенциала;

проверка реализуемости вариантов;

факторориска,неопределенностии и   и форс-мажора;

сравнение по:

времени;

издержкам;

риску;

конечным результатам;

формирование первоначальных:

целей и критериев;

оценок издержек;

плана развития.

Стадию предварительного планирования можно также назвать стадией формирования требований, на которой рассматриваются:

общее содержание работы;

цели и их контексты;

фактические нужды и пожелания потребителя;

требования потребителя;

аналогичные:

работы;

исследования;

документации;

спецификации;

документация;

потребности в:

оборудовании;

технологиях;

ресурсах:


материально-финансовых;

трудовых;

информационно-аналитических;

навыках и умениях:

технических;

функциональных;

административно-управленческих;

предоставляемые партнерами:

производственные мощности;

оборудование;

услуги;

документацию;

расписания работ;

вспомогательные материалы.

Стадия детализированного планирования рассматривает всю организацию как сложную сеть взаимодействующих подразделений. Все используемые инструменты, методы и подходы планирования должны быть идентифицированы заранее во избежание возможных не­стыковок. В планирова­нии должно участвовать высшее и старшее руководство компании, а также руководители функциональных подразделений.

Высшее руководство формирует:

цели и задачи;

систему оценки результатов;

требования;

основные «правила» и контекст игры;

рамки:

время;

издержки;

конечные результаты;

регламенты и процедуры;

политику;

формы отчетности.

В обязанности руководителей функциональных подразделений входит:

детальное описание решаемых задач;

составление подробных расписаний;

распределение ресурсов;

определение возможных источников:

риска;

неопределенности;

конфликта.

Старшее руководство:

выступает посредником между высшими менеджерами и руководителями функциональных подразделений;

проясняет критические вопросы;

обеспечивает контакты с руководством клиентских компаний.

1.3 Принципы эффективного планирования.

Принципы эффективного управленческого планирования:

принцип ограничивающего фактора (учет ограничителей ипрепятствий обязателен для обоснованности, четкости и конструктивности планов);

принцип взятых обязательств (плановые обязательствадолжны достигать цели, установленной управленческим решением, и подкрепляться необходимыми для этого запасами времени);

принцип научной обоснованности и оптимальности;

принцип своевременности;

принцип комплексности (системная увязка всех разрабатываемых в организации планов);

принцип гибкости (план должен предусматривать возможностьнаступления непредвиденных событий и реакции на них, сохранятьнеобходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы);

принцип первичности планирования(план должен предварять действия по реализации принятого управленческого решения);


принцип плановых предположений(согласованность плановых предположений отдельных структурных подразделений и сотрудников обеспечит эффективность общеорганизационного планирования);

принцип непрерывности планирования (благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием);

принцип итеративности (процесс планирования должен включать в себя многочисленные дискуссии, обсуждения и согласования);

принцип эффективности планирования(расходы и последствия от разработки плана должны способствовать достижению цели организации);

принцип единства научно-технических, социальных и экономических задач развития организации(находит выражение в составецелевых параметров планирования деятельности организации, видахразрабатываемых планов, в критериях оценки);

дисциплинирующий принцип (на основе ис­пользования обратной связи и контроля);

принципплановых решенийи проч.

Системный характер планирования образуется взаимодействием ряда начал: методологией планирования, системой органов планирования, системой показателей планирования, методикой. Должностные лица организации, которые занимаются формированием плана, должны учитывать два обстоятельства, которые противоречат друг другу:

с одной стороны, план должен быть достаточно детальным, чтобы во­время предвидеть и решать возникающие проблемы, а также, чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов;

с другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.

Основные этапы – уровни планирования: миссия, цели, задачи, политика, тактика, курс действий, методы, процедуры, правила, программа.

Возможна классификация типов планов по этим уровням, тоестькаждый уровень – это автономный план. В основе подобной классификации лежат два критерия: процессуальный и иерархический.

 1.4.Виды планирования.

Существуют три основных вида планирования:


Стратегическое. Этот вид предполагает, что планирующий что-либо человек и процесс планирования не имеют других методов воздействия, кроме
предоставления информации, опыта и анализа для себя или же лиц,
принимающих решения. Т.е. стратегическое планирование основывается
только на чистых аналитических данных.