Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торговой сети «Мария-Ра»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отлично созданная на предприятии ассортиментная политика розничной торговли является гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, которое оказывает влияние на формирование имиджа.

Планирование ассортимента должно строиться на принципах комплексного подхода и предполагать меры и принципиальные подходы стратегического характера, направленные на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, которая обеспечит устойчивые позиции предприятия на рынке.

Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом отабражены на рис. 1. [2, C.22]

Рисунок 1 – Структура процесса управления ассортиментом

Организация

Контроль

Контроль за соответствием спросу покупателей, полнотой, устой-чивостью, обновляемостью и рентабельностью ассортимента

Формирование ассортимента

и его

реализация

Управление ассортиментом товаров

Планирование

Ассортиментная политика

организации

Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торговой организации в рыночной торговле. [10, с.406].

Соответственно, управление ассортиментом складывается из нескольких взаимосвязанных и последовательных стадий, на каждой из которых выполняются определенные функции.

В наше время развития экономики актуальны вопросы по улучшению управления ассортиментом товаров народного потребления, однако время эта проблема не решается в полной мере. Предприятиями промышленности не до конца учитываются изменения спроса при формировании производственных программ. А процесс торговли в условиях спада производства не в состоянии оказать необходимого воздействия на промышленность по усовершенствованию производимого ассортимента товаров.

Проведение в торговой организации ассортиментной политики предусматривает :

  • изучение потребностей населения к товарам, услугам, сервису, упаковке, методам продажи..
  • определение занимаемой доли на розничном рынке товаров и услуг;
  • определение перечня товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия;
  • выбор более эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;
  • определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненных циклов;
  • разработку стратегии реализации товаров.

Формирование ассортиментной политики основывается на оценке потребностей населения (дифференцированной согласно главным общественно-финансовым и демографическим показателям –возраст, пол, место жительства, уровень дохода, образование, социально-психологические особенности и тп.) в определенном товаре, выявлении числа признаков данного товара, соответствовующие требованиям всех групп потребителей, а также в определении реального пути обеспечения ими. [10, с.406].

Структура ассортимента формируется из комплекса требований разных групп потребителей к качеству и ассортименту, выявленных в связи с опросом населения. Когда мы понимаем в чем отличия между отдельными типами потребителей, работники торгового предприятия имеют возможность на стадии закупки, планирования и реализации более тесно увязать спрос с предложением товаров и услуг. Отдельные семьи по уровню дохода различаются по социальному статусу и материальной обеспеченности, от этого присутсвует фактор влияющий на спрос населения в сторону повышения или понижения. Следовательно этот факт необходимо учитывать при формировании ассортимента в конкретном магазине в зависимости от уровня дохода и спроса.

Применительно к торговле функцию организации можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента состоит из:

  • установления оптимального ассортимента в зависимости от спроса населения;
  • разработки структуры ассортимента;
  • организации эффективных хозяйственных связей с поставщиками.

Изучая процесс формирования ассортимента нужно отметить, что управление ассортиментом это не только его формирование, но и непосредственное наблюдение за ходом реализации каждой группы, подгруппы и разновидностей с оперативным реагированием на изменения в спросе. Проверка соответствия сформированного ассортимента спросу населения возможна только посредством реализации товаров. [5, 18с]

Функция контроля, осуществляемая с помощью разных экономических методов, а также исходя из расчетов коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента, дает возможность в конце отчетного периода проверить правильность выбранной стратегии сформированого ранее торгового ассортимента.

Факторы влияющие на структуру ассортимента

Экономические –это денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.


Социальные – социальная и профессиональная структура обслу-живаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа, мода и др.

Демографические – изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания, размеру и составу семьи.

Природно-естественные – климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

Специфические - тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина [8, с. 152].

Основная цель управления ассортиментом - удовлетворение большего числа постоянно растущих потребностей населения и обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в сравнении с конкурентами.

Исходя из основной цели управление ассортиментом призвано решать следующие основные задачи:

1. Создание необходимых условий для полного удовлетворения потребностей населения, реализуемых путем проведения исследований, направленных на выяснение ситуации на рынке потребительских товаров и мотивов, лежащих в основе при приобретении товара покпателями.

2. Выявление возможных источников поступления товаров, отвечающих потребностям населения и оценка потенциальных возможностей сотрудничества с ними.

3. Постоянный маниторинг и контроль деятельности конкурентов, которые осуществляющих торговлю в этом же регионе аналогичными товарами. [12, 101]

4. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием. В перечень ассортимента включаются товары, потребность в которых удовлетворяется не менее, чем на 70 %, а также продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и социально значимые товары. Очень важно, что устойчивость ассортимента товаров связана с высоким уровнем обслуживания покупателей, обеспечивающийся за счет изучения и постоянного улучшения факторов, влияющих на процесс реализации товара.

5. Постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров, направленный на обеспечение полного удовлетворения спроса населения и получение наибольшей прибыли в сравнении с предприятиями-конкурентами.


Ассортимент товаров характеризуется такими показателями, как полнота (широта, глубина) и устойчивость [12, 102]

Сотрудники магазинов должны систематически контролировать полноту и стабильность ассортимента. Они опредеются с помощью коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента.

Показателем ассортимента является полнота. Показатель полноты бывает как действительный, так и базовый. Коэффициент полноты (Кп) – есть отношение действительного показателя полноты к базовому.

(1)

где КП – коэффициент полноты ассортимента;

Рф – фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле [11, с. 13]

(2)

где ПН – количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

ПОбщ – общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.

Устойчивость определяется постоянным наличием товаров определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:

(3)

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn – фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН – количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n – количество обследований.

При формированию торгового ассортимента в настоящее время популярен маркетинговый подход, который предусматривает включение в него тесно связанных друг с другом групп товаров, отвечающим следующим условиям [6, с. 52]

  • товары, включенные в торговый ассортимент, должны удовлетворять однотипные прямые и сопряженные потребности;
  • быть средством решения одних и тех же проблем; выполнять одни и те же функции;
  • товары должны быть ориентированы на группу целевых потребителей;
  • товары должны иметь ценовую ориентацию, соответствующую покупательским способностям целевого сегмента.


Глава 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАРИЯ-РА»

2.1 Общая характеристика ТС «Мария-Ра»

Полное юридическое ООО Производственно-коммерческая «Мария-Ра».

Юридический г ул. Мерзликина, 5.

Торговая создана в году Александром Ракшиным в Первоначально она преимущественно из магазинов с торговлей. Первый самообслуживания был в феврале года - дальнейшем он основным форматом «Мария-Ра». С года сеть освоение соседних городов.

В время представлена Алтайском Кемеровской Новосибирской Республике и области. конец полугодия года - 423 торговой порядка тыс. м.

С года активно собственные марки. осуществляет присутствия рынке, в числе счет закупочного в входят малых розничных Малые включают свой продукцию СТМ «Мария-Ра», повышая, образом, показатели работы с и брендами.

По рейтинга розничных по развитию торговых марок INFOLine Private Label Profi, «Мария-Ра» самые высокие доли товаров собственными торговыми в обороте а также развития СТМ.

В году был 31 новый пункт Западной и открыто торговых точек. больше 900 мест. Выручка по итогам года выросла 14,2% до млрд. руб. НДС). По 2014 года «Мария-Ра» вошла рейтинг крупнейших российских ритейлеров, 20 место [9].

сеть (далее «Мария-Ра») одна крупнейших в регионе, в десятку сетей

30 2017 ТС насчитывает магазинов формата у дома» в 237 пунктах края, Алтай, Томской областях

Торговая «Мария-Ра» других сетей Кемеровскую область. последний компания 95 в Это больше, «Пятерочка» «Ярче». ТС прошлого было магазинов, через стало согласно компании. относительного она компании но числу за магазинов против 77). [13]

последний число раза. По данным компании, регионе сентябре года около магазинов, в года стало 127. 

Московская «Пятерочка» прошлого открыла первый На июля года регионе 28 а октябре 41. раз чем месяцев но число магазинов всего Это в 2,3 меньше, у и в два — у «Магнита».[14]

сеть в Кузбассе 1 имела магазин, в их 13 точек больше 2)

Магазины «Мария-Ра» от большинства где представлена сеть, широким предлагаемых товаров, высоким уровнем и низкими ценами.

Таблица 2

Основные торговой «Мария

Название магазинов

магазинов территории области

Доля рынке в области, %

1

ООО «Розница К-1 ТС Ра»

302

51,7

2

ООО «Магнит»

127

21,7

3

«Ярче»

114

19,5

4

Магазин «Пятерочка»

41

7,0