Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования розничной торговли в России
1.1 Сущность, задачи и функции розничной торговли
1.2 Современное состояние розничной торговли в России
1.3 Перспективы развития розничной торговли в России
Глава 2. Исследование розничной торговли в торговых сетях «Карусель» и Auchan
2.1 Розничная торговля в торговой сети Auchan
2.2 Розничная торговля в торговой сети «Карусель»
2.3 Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»
Степень ликвидности баланса характеризуют следующие отношения (рассмотрим за 2020 год) исходя из данных таблицы 5:
- Абсолютная ликвидность:
А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; П4≥А4. Из четырех неравенств соблюдаются второе, третье и четвертое, следовательно данный баланс не является абсолютно ликвидным.
- Текущая ликвидность:
А1+А2≥П1+П2; П4≥А4. Первое неравенство не соблюдается, однако второе соблюдается, следовательно баланс обладает достаточной ликвидностью.
Одна из основных ролей принадлежит структуре капитала, то есть источникам его формирования (внутренние и внешние), а также соотношению собственных и заемных средств[19]. Собственный капитал на предприятии «Auchan» сформировался за счет уставного капитала и нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений. Заёмный капитал сформирован за счёт: заёмных средств других организаций, частных инвестиций и банковских кредитов.
Для более полной картины финансовой характеристики предприятия необходимо произвести расчет в динамике за три года таких показателей как: общий показатель ликвидности (показатель платежеспособности), общая рентабельность, рентабельность продаж, фондорентабельность.
Таблица 6
Анализ финансового состояния предприятия «Auchan»
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|
Общий показатель ликвидности |
0.4 |
0.5 |
0,4 |
Общая рентабельность,% |
0,2 |
0,3 |
4,1 |
Рентабельность продаж |
0,2 |
0,4 |
6 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1 |
0,9 |
1 |
- Общий показатель ликвидности.
Коэффициент общей ликвидности определяется как отношении оборотных средств, к краткосрочным обязательствам. Данный коэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств, в краткосрочном периоде.
Таким образом, можно заметить, что данный коэффициент колеблется в пределах 0,4-0,5.
- Коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации, т.е. достаточно ли оборотных средств у организации, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств[20]. Данный коэффициент на исследуемом предприятии в пределах от 0,9 до 1.
- Общая рентабельность.
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности.
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одного рубля прибыли. При анализе динамики данного коэффициента видно, что с каждым годом данный коэффициент увеличивается на 3,8%. Это происходит за счёт роста активов предприятия.
- Рентабельность продаж.
Данный коэффициент показывает, сколько прибыли организация получила с каждого рубля проданных товаров[21]. На предприятии «Auchan» данный показатель на 4,8%,что явилось следствием успешных преобразований проведенных в организации.
Стабильное финансовое положение предприятия во многом определяется правильностью выбранной стратегии и организацией процесса планирования деятельности предприятия.
Проанализировав финансовую деятельность «Auchan» можно сделать вывод: предприятие «Auchan» является финансово устойчивым, обладает достаточным уровнем ликвидности, который позволяет в оперативном порядке погашать свои краткосрочные задолженности, и является платежеспособным. Резко возросла рентабельность, что обусловлено грамотной политикой руководства в финансовой сфере. Ценовая политика предприятия позволяет извлекать прибыль, без потери потребителей своей продукции. Так как является приемлемой для конечных пользователей продукции.
Компания «Auchan» является розничной организацией, торгующей продовольственных и непродовольственных товаров. Суть ее деятельности сводится к следующему: реализация товаров и оборудования, готовой продовольственной продукции, непродовольственных товаров.
Рынок продукции, реализуемой компанией «Auchan» своеобразен. Он велик, ориентировочная емкость в приложении к товарному ассортименту компании «Auchan», он обладает четко очерченным структурированием.
Ассортимент компании полностью удовлетворяет потребности клиентов, хотя отчетливо прослеживаются необходимости его расширения внутри ассортиментных групп, диверсификации поставщиков и производимого ими ассортимента. Восприятие клиентами компании «Auchan» оценивается больше, как положительное, с хорошим потенциалом роста.
Конкуренцию составляют следующие компании: «Лента», «О’Кей», «Магнит», «Карусель». Все они, вместе с «Auchan», могут быть проранжированы на одном уровне. Сопоставимые размеры, деятельность в одинаковых рыночных секторах, сходные прайс-направления, аналогичные каналы распределения, одинаковое ценообразование, система рекламы и стимулирования сбыта позволяют сделать такой вывод. При этом число слабых сторон в каждой компании превышает число сильных.
Товарный ассортимент компании «Auchan» включает в себя: продовольственные товары, непродовольственные товары, одежда и оборудование и другие. Введены новые направления деятельности - электролампы и электротехническая продукция, высототехнологичная техника. В своей деятельности компания предлагает клиентам следующие услуги: оплата за продукцию по безналичному и наличному расчету, возможны предоставления товарных кредитов, резервирование товара, Интернет-магазин. Система продвижения выглядит следующим образом: осуществляется рекламная деятельность (наружная реклама, реклама в печатных изданиях, адресная рассылка, Интернет), связи с общественностью налажены.
2.2 Розничная торговля в торговой сети «Карусель»
«Карусель» действует на основании Гражданского кодекса РФ, действующих законодательства и нормативов, а также устава предприятия. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, право открывать счета в учреждениях банка, гербовую печать со своим наименованием и другую атрибутику.
В соответствии с целями своей деятельности «Карусель» осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Основная цель деятельности организации – получение прибыли.
В соответствии с целями своей деятельности организация:
- осуществляет взаимоотношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров на закупку и реализацию продукции, товаров, оказание услуг, выполнение работ, совместной деятельности, а также иных договоров и юридических актов;
- самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность исходя из реального спроса и в пределах направлений деятельности, предусмотренных уставом;
- выполняет любые виды хозяйственной деятельности, если она не противоречит действующему законодательству.
На внутреннем рынке товары организации реализуются через сеть собственных магазинов и «Карусель» - это крупнейшая розничная торговая сеть магазинов «Карусель» в России. Головной офис компании «Карусель» - находится в Москве. «Карусель» является холдинговой компанией группы обществ (компаний). Сеть магазинов «Карусель» является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.
По России активно действуют 25 гипермаркетов «Карусель», 10 распределительных центров и 82732 сотрудника.
Структура «Карусель» – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
«Карусель» является развитой и эффективной торговой организацией с большим количеством торговых контактов и партнерских отношений. В последние годы уровень прибыли компании позволяет реализовывать новые стратегии, ставить перед собой новые цели. Самой основной задачей для «Карусель» является захват рынка продовольственных товаров и установление над ним контроля. «Карусель» через свою сеть магазинов «Карусель» реализует эту задачу.
Для того чтобы оценить функционирование компании и дать конкретные рекомендации по повышению эффективности работы организации, необходимо проанализировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Карусель», представленные в таблице 7.
Таблица 7
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Карусель» в 2018- 2020 гг.
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
% к 2018 |
2020 г. |
% к 2019 |
|
1.Товарооборот, тыс. руб. |
89967361 |
129455249 |
143,9 |
121119008 |
131,2 |
|
2. Валовой доход, тыс. руб. |
18033774 |
26368401 |
146,2 |
25646987 |
97,3 |
|
3.Уровень валового дохода, % |
20,04 |
20,04 |
100,0 |
21,2 |
105,8 |
|
4.Издержки обращения, тыс. руб. |
15060507 |
22388301 |
148,7 |
21358551 |
95,4 |
|
5.Уровень издержек обращения, % |
16,74 |
17,29 |
103,3 |
17,63 |
102,0 |
|
6. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2973267 |
3980100 |
133,9 |
4288436 |
107,7 |
|
7.Уровень прибыли от продаж, % |
3,3 |
3,1 |
93,9 |
3,5 |
112,9 |
|
8. Проценты к получению, тыс. руб. |
239442 |
339850 |
141,9 |
196592 |
57,8 |
|
9. Проценты к уплате, тыс. руб. |
845863 |
1455102 |
172,0 |
1426661 |
98,0 |
|
10. Прочие доходы, тыс. руб. |
2572710 |
5354646 |
208,1 |
6492621 |
121,3 |
|
11. Прочие расходы, тыс. руб. |
1994839 |
3332403 |
167,1 |
4184736 |
125,6 |
|
12. Прибыль до налогообложения |
2945454 |
4887156 |
165,9 |
5366252 |
109,8 |
|
13. Налоги, тыс. руб. |
780158 |
1384808 |
177,5 |
1442226 |
104,1 |
|
14. Чистая прибыль, тыс. руб. |
2165296 |
3502348 |
161,7 |
3924026 |
112,0 |
Из систематизированных данных таблицы видно, что компания является успешной, бурно развивающейся и ведет правильную экономическую политику. Товарооборот компании в 2019 г. вырос по сравнению с 2018 г. на 43,9% и составил 129455249 тыс. руб., а валовой доход увеличился на 46,2%. Товарооборот компании в 2020 г. снизился по сравнению с 2019 г. на 6,4% и составил 121119008 тыс. руб., а валовой доход увеличился на 2,7%.
Доля валового дохода в 2018 г. и 2019 г. не изменялась и составила 20,4%. Доля валового дохода в 2020 г. составила 21,2%, что на 5,8 процентных пунктов больше чем в 2019 г.
Доля издержек в выручке от продаж, в 2019 г. составила 17,29% а в абсолютном выражении 22388301 тыс. руб. Уровень издержек обращения увеличился на 3,3%, это обусловлено расходами на внедрение новых технологий. Доля издержек в выручке от продаж, в 2020 г. составила 17,63%, а в абсолютном выражении 21358551 тыс. руб. и это обусловлено расходами на модернизацию оборудования.
Прибыль от продаж в 2019 г. составила 3980100 тыс. руб., что на 33,9% больше чем в 2018 г. Однако ее доля в выручке от продаж уменьшилась на 6,1%. Это обусловлено увеличением издержек обращения. Прибыль от продаж в 2020 г. составила 4288436 тыс. руб., что на 7,7% больше чем в 2019 г. Однако ее доля в выручке от продаж увеличилась на 12,9%. Это обусловлено тем, что темпы роста издержек обращения ниже темпов роста прибыли от продажи.
Прибыль до налогообложения в 2019 г. составила 4887156 тыс. руб., что на 65,9% больше чем в 2018 г. Прибыль до налогообложения в 2020 г. составила 5366252 тыс. руб., что на 9,8% больше чем в 2019 г. На увеличение прибыли повлиял не только рост прибыли от продаж, но и увеличение положительного сальдо прочих доходов.
Проанализируем основные показатели эффективности работы предприятия, отраженные в таблице 8.
Таблица 8
Основные показатели эффективности деятельности «Карусель»
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
% к 2018 |
2020 г. |
% к 2019 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
1.Товарооборот, тыс. руб. |
9967361 |
129455249 |
143,9 |
121119008 |
93,6 |
|
2. Себестоимость проданного товара, тыс. руб. |
86994094 |
125475149 |
144,2 |
116830572 |
93,1 |
|
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2973267 |
3980100 |
133,9 |
4288436 |
107,7 |
|
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
2165296 |
3502348 |
161,7 |
3924026 |
112,0 |
|
5. Среднесписочная численность работников, чел. |
40933 |
62879 |
153,6 |
82732 |
131,6 |
|
6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
10958612 |
16049766 |
146,5 |
24524062 |
152,8 |
|
7.Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб./тыс. руб. |
0,97 |
0,97 |
100,0 |
0,96 |
98,9 |
|
8. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
2908 |
3937 |
135,4 |
3535 |
89,8 |
|
9. Фондоотдача, тыс. руб./тыс. руб. |
8,2 |
8,1 |
98,8 |
4,9 |
60,5 |
|
10. Рентабельность продаж, % |
3,3 |
3,1 |
93,9 |
3,5 |
112,9 |
|
11. Чистая прибыль на 1 работника, тыс. руб. / чел. |
70 |
107 |
152,9 |
115 |
107,5 |