Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сферы приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития существенно расширить свое поле в экономике рыночного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

Основной целью курсовой работы является исследование розничной торговли: сущность, функции и тенденции развития в России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. рассмотреть сущность, задачи и функции розничной торговли,

2. охарактеризовать современное состояние розничной торговли в России,

3. проанализировать перспективы развития розничной торговли в России,

4. проанализировать розничную торговлю в торговой сети Auchan,

5. проанализировать розничную торговлю в торговой сети «Карусель»,

6. найти пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель».

Предмет работы – сущность, функции и тенденции развития розничной торговли в России.

Объект работы - торговые сети Auchan и «Карусель».

В работе будут использованы следующие методы: статистический, абстрактно-логический, монографический, диалектического материализма и экономико-математический.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, чтобы на конкретных торговых сетях Auchan и «Карусель» показать пути улучшения розничной торговли в России.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Эмпирическая база исследования состоит из статистических данных и аналитических материалов торговых сетей Auchan и «Карусель». Теоретическая база курсовой работы - современные научные разработки, и концепции отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших проблему состояния и перспектив развития розничной торговли в России, а также законодательные акты, методические, нормативные документы.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы функционирования розничной торговли в России


1.1 Сущность, задачи и функции розничной торговли

Розничная торговля является одной из крупнейших подотраслей торговли, как основа экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала. Деятельность предприятий розничной торговли связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий круг вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента[1].

Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[2].

Основной целью розничной торговли является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия. Путем удовлетворения потребностей населения в товарах высокого качества и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке.

Исходя из главной цели, розничная торговля призвана решать следующие основные задачи:

  • формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка.
  • обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей.
  • обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии, путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей.
  • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия и обеспечение ее эффективного использования, путем оптимизации объема товарооборота; эффективного управления его активами.
  • минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия, путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с торговой деятельностью[3].

Розничная торговля обеспечивает выполнение следующих основных функций:

  • выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия.
  • управление технологическими процессами.
  • управление процессом обслуживания покупателей предполагает, прежде всего обеспечение возможности наиболее полного удовлетворения их спроса в рамках избранного предприятием сегмента потребительского рынка, что определяет необходимость обоснования и проведения соответствующей ассортиментной политики предприятия[4].

Таким образом, не всякое отдельно взятое розничное предприятие может обеспечить реализацию на высоком уровне всех перечисленных выше функций. Этот уровень в каждом конкретном случае во многом зависит от формы и состояния предприятия розничной торговли, от обеспеченности их квалифицированными кадрами.

1.2 Современное состояние розничной торговли в России

Розничная торговля – одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета России[5].

По объему рынка российская розница занимает 5 место в мире после США, Китая, Японии и Германии. Несмотря на некоторые замедления темпов роста в последние годы, удельный вес оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте РФ неуклонно увеличивается.

Оборот розничной торговли России в 2020 г. превысил 26 трлн руб. и увеличился в текущих ценах за 15 лет в 11,2 раза или на 18,8 % в среднем в год.

Оборот розничной торговли на душу населения в 2020 г. составил 180,4 тыс. руб., увеличившись в сравнении с предшествующим периодом на 9,3 %, 2005 г. – в 11,3 раза (табл.1).

Таблица 1

Отдельные показатели развития розничной торговли РФ в 2005–2020 гг.[6]

 

2005г.

2010г.

2012г.

2014г.

2016г.

2018г.

2020г.

Оборот розничной торговли в текущих ценах:

сумма, млрд руб.

2352,3

7041,5

16512

19104,3

21394,5

23685,9

26356,2

цепные темпы изменения, %

130,9

124,8

113,1

115,7

112,0

110,7

111,3

базисные темпы изменения,%

100,0

299,3

702,0

812,2

909,5

1006,9

1120,4

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах:

цепные темпы изменения, %

109,0

112,8

106,5

107,1

106,3

103,9

102,7

базисные темпы изменения,%

100,0

168,8

257,1

275,3

292,8

304,0

314,3

Оборот розничной торговли на душу населения:

сумма, тыс. руб.

16,0

49,1

115,6

133,6

149,4

165,1

180,4

цепные темпы изменения, %

125,3

113,1

115,6

111,8

110,5

109,3

базисные темпы изменения, %

100,0

306,9

722,5

835,0

933,8

1031,9

1127,5


За 15-летний период розничный товарооборот России в сопоставимых ценах увеличился в 3,1 раза. В отчетном году физический объем оборота розничной торговли страны увеличился всего на 2,7 %. Причем, если в 1990–2010 гг. темпы прироста розничного товарооборота в сопоставимых ценах были достаточно высоки и стабильны, то в последующие 10 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения значений данного показателя с 12,8 % в 2010 г. до 2,7 % в 2020 г.

Такой незначительный прирост в 2020 г. был обеспечен лишь за счет увеличения физического оборота розничной торговли:

  • торгующих организаций, включая индивидуальных предпринимателей (на 3,6 %);
  • непродовольственной группы товаров (на 5,1 %)[7].

Традиционно в начале нового года происходит изменение торгового законодательства. Рассмотрим основные аспекты таких изменений.

1. С 1 января 2021 года в России будет запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности. До 1 февраля 2021 года все участники торгового оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года.

Участникам оборота легкой промышленности может потребоваться поддержка государства в вопросе маркировки остатков товаров.

Информационная система маркировки полностью готова к введению обязательной маркировки товаров легкой промышленности. С учетом периода проведения добровольного эксперимента у отрасли легпрома было полтора года на подготовку. Сроки введения обязательных требований и правила маркировки обсуждались с бизнесом и утверждены год назад. Поэтому мы считаем, что времени на подготовку было достаточно. Значительная часть представителей отрасли работают как с обувью, так и с товарами легкой промышленности, и уже отработали основные бизнес-процессы по работе с маркированными товарами и готовы соблюдать вводимые требования. Однако всегда есть и те, кто отложил подготовку на последний момент[8].

2. С 1 июля 2020 года обязательной стала маркировка табака, лекарств и обуви. До конца текущего года вводится цифровая маркировка парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, а в 2021 году - пяти групп изделий легкой промышленности и молочной продукции.

Кроме того, проводится эксперимент по маркировке бутилированной воды[9].

3. Минпромторг подготовил новые правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

В министерстве поясняют, что в связи с реализации механизма «регуляторной гильотины» действующие правила продажи товаров (для различных видов торговли), утвержденные постановлениями от 21.07.1997 № 918, от 19.01.1998 № 55, ‎от 06.06.1998 № 569 и от 27.09.2007 № 612, утратят свою силу с 1 января 2021 года.


Взамен упраздненных правил будут введены новые единые правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе для дистанционной и комиссионной торговли.

В новых правилах будет закреплено, что введение ограничений и запретов на реализацию продовольственных товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Соответственно, данная норма исключит введение региональными властями необоснованных ограничений на оборот того или иного товара.

Одновременно в новых правилах предлагается утвердить, что методические рекомендации по способу размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов устанавливаются Минпромторгом по согласованию Роспотребнадзором.

Также в новых правилах не будет требования об обязательном наличии у продавца книги жалоб и предложений. В министерстве считают, что данное требование устарело и было уместным в условиях иной формы экономики, не предполагающей конкурентной среды.

При этом в правилах появится норма о праве продавца на привлечение третьего лица для осуществления сборки и (или) установки (подключения) на дому у потребителя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого потребителем не допускается.

Кроме того, новые правила будут содержать запрет на копирование и фотографирование печатных изданий на территории торговых объектов до их приобретения[10].

4. С 01 января 2021 года на территории Российской Федерации отменяется специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД). А с 01.01.2020 не могут быть плательщиками ЕНВД аптеки и налогоплательщики, реализующие обувь и изделия из натурального меха[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения торгового законодательства коснется множество отраслей торговли.

1.3 Перспективы развития розничной торговли в России

В современных условиях продолжаются структурные изменения розничной торговли: закрываются традиционные магазины и открываются магазины современного формата, увеличивается доля современной торговли, торговых организаций федеральных сетей. По данным экспертных оценок, к 2020 г. удельный вес организаций современной торговли достигнет до 83 %, а федеральных сетевых компаний – до 44 %. Вероятнее всего, продолжится тренд снижения доли товаров премиум-класса[12].