Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования розничной торговли в России
1.1 Сущность, задачи и функции розничной торговли
1.2 Современное состояние розничной торговли в России
1.3 Перспективы развития розничной торговли в России
Глава 2. Исследование розничной торговли в торговых сетях «Карусель» и Auchan
2.1 Розничная торговля в торговой сети Auchan
2.2 Розничная торговля в торговой сети «Карусель»
2.3 Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»
Приданию динамичности, ускорению темпов развития розничной торговли России будут способствовать решения на макроуровне посредством снижения налогового бремени предприятий, осуществляющих розничную торговлю товарами, отмены торговых сборов, обеспечения доступности финансовых ресурсов. Активизация российского ритейла невозможна без совершенствования деятельности самих розничных торговых предприятий путем учета рационального тренда в поведении потребителей, оптимизации ассортимента товаров, корректировки системы ценообразования, обеспечения эффективности торгового маркетинга и логистики[13].
Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Исследованный период характеризуется увеличением доли российского ритейла в валовом внутреннем продукте страны, числа организаций розничной торговли, изменением ее состава, усилением позиций сетевых торговых компаний.
Вместе с тем наблюдается ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста объема оборота розничной торговли, оборота розничной торговли в расчете на душу населения как в текущих, так и сопоставимых ценах; наличием на розничном рынке товаров ненадлежащего качества и др. Они вызваны рядом серьезных проблем, требующих принятия незамедлительных решений на различных уровнях: отдельных розничных торговцев, регионов и страны в целом. Успешное их снижение, а в отдельных случаях и разрушение указанных барьеров, сделает розничную торговлю локомотивом наступательного развития экономики России[14].
Выводы по первой главе:
В данной главе была проанализирована сущность, задачи и функции розничной торговли, а также уделено внимание современному состоянию розничной торговли в России. Кроме этого, автор нашел перспективы развития розничной торговли в России.
Было определено, что розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основной целью розничной торговли является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия. Розничная торговля – одна из крупных отраслей России.
Глава 2. Исследование розничной торговли в торговых сетях «Карусель» и Auchan
2.1 Розничная торговля в торговой сети Auchan
В общенациональном голосовании «Народная марка» «Auchan» признан победителем в категории «Сеть гипермаркетов».
Ассортимент торговых центров включает более 35 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров.
Клиенты высоко оценивают возможность покупки всего необходимого быстро и удобно – в одном месте.
Согласно уставу Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- торгово-закупочная деятельность, оптовая, розничная, комиссионная торговля, бартер;
- торговля с лотков, выносная, выездная, организация аукционов, ярмарок и участие в них;
- открытие собственных магазинов, торговых палаток, комиссионных магазинов;
- складские и посреднические услуги;
- реализация продуктов питания, товаров народного потребления, а также продукции производственно-технического назначения;
- и др. виды деятельности, осуществляемые на основании полученных в установленном порядке разрешений (лицензий) и соблюдением требований действующего законодательства.
«Auchan» является дистрибьютором, реализует свою продукцию на территории России. Основными поставщиками высококачественной продукции являются: ООО «Campina», ООО «Ehrmann», ООО «Вимм - Билль - Данн», ЗАО «Карат» г. Москва, Гиагинский молзавод и др.
«Auchan» самостоятельно осуществляет свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, несет ответственность за выполнение взятых на себя обязательств перед трудовым коллективом и партнерами по заключаемым договорам и банками согласно действующему законодательству РФ.
Общая численность работников одного магазина «Auchan» в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 30 работников и составила 320 человек.
Численность административно-управленческого персонала осталась неизменной, а также осталась постоянной и численность вспомогательного персонала.
Таблица 2
Численность и состав основных категорий работников «Auchan» за 2019-2020 гг.
Годы |
Общая численность работников, чел. |
В том числе по основным категориям |
|||||
Административно-управленческий персонал |
Торгово-оперативный персонал |
Вспомогательный персонал |
|||||
чел |
в % к общей численности |
чел |
в % к общей численности |
чел |
в % к общей численности |
||
2019 |
290 |
60 |
21 |
180 |
62 |
50 |
17 |
2020 |
320 |
60 |
18 |
210 |
66 |
50 |
16 |
Произошло увеличение численности торгово-оперативного персонала, что обусловлено расширением сферы деятельности и оказанием услуг.
В 2020 г. доля административно-управленческого персонала составляет 18%. На долю торгово-оперативного персонала приходится 66%, а на долю вспомогательного – 16%.
Экономический анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия[15]. Его целью является характеристика финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности рассматриваемый в динамике, а так же возможностей развития организации в дальнейшем. Анализ финансового состояния «Auchan» был проведен с использованием Бухгалтерских балансов за три года и отчетов о финансовых результатах, за те же годы.
Проанализируем изменения значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с помощью экономических показателей проведём финансовый анализ деятельности (таблица 3).
«Auchan» существует па рынке оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами очень давно. В 2019 г. наступил мировой финансовый кризис, что повлияло на снижение роста основных экономических показателей деятельности «Auchan». Это объясняется следующим: многие розничные компании «заморозили» большинство проектов, что значительно снизило их потребность в товарах, это значительно пошатнуло положение «Auchan».
Предприятие имеет следующие положительные тенденции развития:
- произошло снижение коммерческих и управленческих расходов (на 267 тыс.руб.), в 2019 г, это обусловлено прежде всего уменьшением расходов на торговую деятельность, но они возросли в 2020 г. в связи с возобновлением активной деятельности предприятия.
- продолжает расти прибыль от продаж, это свидетельствует о том, что спрос на продукцию фирмы возрастает.
Таблица 3
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Auchan» за 2018 - 2020 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
Отклонения 2019 к 2018 |
Отклонения 2020 к 2019 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
+ ; - |
% |
+ ; - |
% |
||||||
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн. руб. 2.Себестоимость проданных товаров, млн.руб. |
66543 61792 |
62442 57883 |
70558 61466 |
-4101 -3909 |
93,8 94 |
+8116 +3583 |
113 106,2 |
||
3.Валовая прибыль, млн.руб. |
4751 |
4559 |
9092 |
-192 |
96 |
+4533 |
191,4 |
||
4.Уровень валовой прибыли, % |
7,1 |
7,3 |
12,9 |
0,2 |
- |
+5,6 |
- |
||
5. Коммерческие и управленческие расходы, млн.руб. |
4603 |
4336 |
4870 |
-267 |
94,2 |
+534 |
112,3 |
||
6,Уровень расходов, % |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
- |
- |
- |
- |
||
7.Прибыль (убыток) от продаж, млн.руб. |
148 |
223 |
4222 |
+75 |
150,7 |
+3999 |
1893,3 |
||
8.Уровень прибыли от продаж, % |
0,2 |
0,4 |
6 |
+0,2 |
- |
+5,6 |
- |
||
9. Прочие доходы, млн.руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
10. Прочие расходы, млн.руб. |
40 |
38 |
1356 |
-2 |
95 |
1318 |
3568,4 |
||
11. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн.руб. |
108 |
185 |
2866 |
+77 |
171,3 |
2681 |
1549,2 |
||
12.Уровень прибыли до налогообложения, % |
0,2 |
0,3 |
4,1 |
+0,1 |
- |
+3,8 |
- |
||
13.Налог на прибыль, млн.руб. |
26 |
45 |
688 |
19 |
173,1 |
643 |
1528,9 |
||
14.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, млн.руб. |
82 |
140 |
2178 |
58 |
170,7 |
2038 |
1555,7 |
||
15.Уровень чистой прибыли, % |
0,1 |
0,2 |
3,1 |
+0,1 |
- |
+2,9 |
- |
Исходя из данных таблицы видно, что выручка от продажи товаров, работ и услуг в 2020 г. возросла на 8116 млн.руб., что свидетельствует об успешной деятельности организации. Валовая прибыль снизилась на 192 млн.руб. в 2019 г., но в 2020 г. она увеличилась почти в 2 раза. Это явилось следствием увеличения торговой надбавки и одновременным снижением себестоимости. Уровень расходов остался неизменным. Так как увеличения выручки от продаж товаров, оказания услуг и выполнения работ происходили взаимно пропорционально.
Чистая прибыль увеличилась в 2019г. по сравнению с 2018г. на 58 млн.руб. и продолжила свой рост в 2020 г. Это явилось результатом того, что прибыль до налогообложения значительно возросла, тогда, как рост налога на прибыль составил всего 173,1 % в 2019 г. и 1528,9% в 2020 году. В целом предприятие замедлило темпы роста по большинству направлений своей деятельности в 2019 г. Это было вызвано тем, что профилем организации является оптовая продажа продовольственными и непродовольственными товарами, которые перестали пользоваться таким широким спросом. Предприятие недостаточно уверенно чувствовало себя на рынке из-за кризиса. Однако в 2020 г. все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Auchan» увеличили темп роста за счет уменьшения числа конкурентов в данной отрасли.
Результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет[16].
Оценка рентабельности организации является ключевым звеном в построение общей картины деятельности организации. Результаты деятельности «Auchan» представленные в таблице 4 получены на основе оценки статей бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах за отчётный период за 2018-2020 гг.
Таблица 4
Показатели рентабельности «Auchan» за 2018 - 2020 гг.
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
Отклонения |
Отклонения |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
+ , - |
% |
+ , - |
% |
||||
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн.руб. |
66543 |
62442 |
70558 |
-4101 |
93,8 |
+8116 |
113 |
2.Прибыль отчетного периода, млн.руб. |
148 |
223 |
4222 |
+75 |
150,7 |
+3999 |
1893,3 |
3. Рентабельность продаж, % |
0,2 |
0,4 |
6,0 |
0,2 |
- |
5,6 |
- |
4.Коммерческие расходы, млн.руб. |
3946 |
3686 |
3980 |
-260 |
93,4 |
+294 |
107,9 |
5.Рентабельность к расходам, % |
3,7 |
6,04 |
106,1 |
2,34 |
- |
100,06 |
- |
6.Оборотные средства,млн.руб. |
28275 |
27171 |
28838 |
-1104 |
96,1 |
1667 |
106,1 |
7.Рентабельность оборотных средств, % |
0,5 |
0 ,8 |
14,6 |
0,3 |
- |
13,8 |
- |
8.Собственный капитал, млн.руб. |
92 |
96 |
128 |
4 |
104,3 |
32 |
133,3 |
9.Рентабельность собственного капитала, % |
160,8 |
232,2 |
3298,4 |
74,1 |
144,4 |
3066,2 |
1420,4 |
10.Совокупный капитал(собственные и заемные средства), млн.руб. |
28623 |
27417 |
28950 |
-1206 |
95,7 |
1541 |
105,5 |
11.Рентабельность совокупного капитала, % |
0,5 |
0,8 |
14,5 |
0,3 |
- |
13,7 |
- |
Анализ таблицы 4 показал, что «Auchan» в целом является рентабельным, об этом свидетельствуют следующие факты:
- рентабельность продаж в период 2018- 2020 гг. увеличилась на 5,7%.
- рентабельность оборотных средств значительно выросла, это явилось следствием стремительного роста прибыли от продаж, и этим же обусловлено увеличение рентабельности совокупного капитала.
Проанализировав хозяйственно-экономические показатели организации «Auchan», можно сделать вывод, что предприятие в целом является прибыльным. И для дальнейшего столь же успешного развития предприятию необходимо придерживаться выбранной стратегии развития, продолжая увеличивать в своем ассортименте количество эксклюзивных товаров и работы с торговыми организациями федерального и региональных масштабов.
Рассмотрим состав и структуру имущества организации «Auchan». Источником информации является форма №1 «Бухгалтерские балансы».
Главная задача оценки ликвидности бухгалтерского баланса определить размер покрытия обязательств предприятия его активами. Для проведения анализа актив и пассив баланса группируют по степени убывания ликвидности и срочности оплаты:
1. А1 - наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения).
2. А2 – быстро реализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность).
3. А3 – медленно реализуемые активы (материальные запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы).
4. А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы)[17].
Пассивы группируются следующим образом:
- П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность).
- П2 – краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, задолженность перед учредителями и прочие краткосрочные обязательства).
- П3 – долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и заемные средства, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов).
- П4 – постоянные обязательства (собственные средства)[18].
Рассмотрим ликвидность баланса «Auchan». Для этого рассчитаем сумму активов и пассивов по каждой группе показателей (Таблица 5).
Таблица 5
Классификация актива и пассива баланса «Auchan»
2018 |
2019 |
2020 |
|
---|---|---|---|
А1 ,млн.руб. |
433 |
1369 |
410 |
А2 ,млн.руб. |
19788 |
17960 |
18450 |
А3 ,млн.руб. |
7154 |
8885 |
9978 |
А4 ,млн.руб. |
245 |
348 |
112 |
П1 ,млн.руб. |
28531 |
27755 |
28822 |
П2 ,млн.руб. |
_ |
434 |
_ |
П3 ,млн.руб. |
_ |
_ |
_ |
П4 ,млн.руб. |
92 |
96 |
128 |