Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приданию динамичности, ускорению темпов развития розничной торговли России будут способствовать решения на макроуровне посредством снижения налогового бремени предприятий, осуществляющих розничную торговлю товарами, отмены торговых сборов, обеспечения доступности финансовых ресурсов. Активизация российского ритейла невозможна без совершенствования деятельности самих розничных торговых предприятий путем учета рационального тренда в поведении потребителей, оптимизации ассортимента товаров, корректировки системы ценообразования, обеспечения эффективности торгового маркетинга и логистики[13].

Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Исследованный период характеризуется увеличением доли российского ритейла в валовом внутреннем продукте страны, числа организаций розничной торговли, изменением ее состава, усилением позиций сетевых торговых компаний.

Вместе с тем наблюдается ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста объема оборота розничной торговли, оборота розничной торговли в расчете на душу населения как в текущих, так и сопоставимых ценах; наличием на розничном рынке товаров ненадлежащего качества и др. Они вызваны рядом серьезных проблем, требующих принятия незамедлительных решений на различных уровнях: отдельных розничных торговцев, регионов и страны в целом. Успешное их снижение, а в отдельных случаях и разрушение указанных барьеров, сделает розничную торговлю локомотивом наступательного развития экономики России[14].

Выводы по первой главе:

В данной главе была проанализирована сущность, задачи и функции розничной торговли, а также уделено внимание современному состоянию розничной торговли в России. Кроме этого, автор нашел перспективы развития розничной торговли в России.

Было определено, что розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основной целью розничной торговли является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия. Розничная торговля – одна из крупных отраслей России.

Глава 2. Исследование розничной торговли в торговых сетях «Карусель» и Auchan


2.1 Розничная торговля в торговой сети Auchan

В общенациональном голосовании «Народная марка» «Auchan» признан победителем в категории «Сеть гипермаркетов».

Ассортимент торговых центров включает более 35 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров.

Клиенты высоко оценивают возможность покупки всего необходимого быстро и удобно – в одном месте.

Согласно уставу Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • торгово-закупочная деятельность, оптовая, розничная, комиссионная торговля, бартер;
  • торговля с лотков, выносная, выездная, организация аукционов, ярмарок и участие в них;
  • открытие собственных магазинов, торговых палаток, комиссионных магазинов;
  • складские и посреднические услуги;
  • реализация продуктов питания, товаров народного потребления, а также продукции производственно-технического назначения;
  • и др. виды деятельности, осуществляемые на основании полученных в установленном порядке разрешений (лицензий) и соблюдением требований действующего законодательства.

«Auchan» является дистрибьютором, реализует свою продукцию на территории России. Основными поставщиками высококачественной продукции являются: ООО «Campina», ООО «Ehrmann», ООО «Вимм - Билль - Данн», ЗАО «Карат» г. Москва, Гиагинский молзавод и др.

«Auchan» самостоятельно осуществляет свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, несет ответственность за выполнение взятых на себя обязательств перед трудовым коллективом и партнерами по заключаемым договорам и банками согласно действующему законодательству РФ.

Общая численность работников одного магазина «Auchan» в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 30 работников и составила 320 человек.

Численность административно-управленческого персонала осталась неизменной, а также осталась постоянной и численность вспомогательного персонала.

Таблица 2

Численность и состав основных категорий работников «Auchan» за 2019-2020 гг.

Годы

Общая численность работников, чел.

В том числе по основным категориям

Административно-управленческий персонал

Торгово-оперативный персонал

Вспомогательный персонал

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

чел

в % к общей численности

2019

290

60

21

180

62

50

17

2020

320

60

18

210

66

50

16


Произошло увеличение численности торгово-оперативного персонала, что обусловлено расширением сферы деятельности и оказанием услуг.

В 2020 г. доля административно-управленческого персонала составляет 18%. На долю торгово-оперативного персонала приходится 66%, а на долю вспомогательного – 16%.

Экономический анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия[15]. Его целью является характеристика финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности рассматриваемый в динамике, а так же возможностей развития организации в дальнейшем. Анализ финансового состояния «Auchan» был проведен с использованием Бухгалтерских балансов за три года и отчетов о финансовых результатах, за те же годы.

Проанализируем изменения значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с помощью экономических показателей проведём финансовый анализ деятельности (таблица 3).

«Auchan» существует па рынке оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами очень давно. В 2019 г. наступил мировой финансовый кризис, что повлияло на снижение роста основных экономических показателей деятельности «Auchan». Это объясняется следующим: многие розничные компании «заморозили» большинство проектов, что значительно снизило их потребность в товарах, это значительно пошатнуло положение «Auchan».

Предприятие имеет следующие положительные тенденции развития:

  • произошло снижение коммерческих и управленческих расходов (на 267 тыс.руб.), в 2019 г, это обусловлено прежде всего уменьшением расходов на торговую деятельность, но они возросли в 2020 г. в связи с возобновлением активной деятельности предприятия.
  • продолжает расти прибыль от продаж, это свидетельствует о том, что спрос на продукцию фирмы возрастает.

Таблица 3

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Auchan» за 2018 - 2020 гг.

Показатели

2018

2019

2020

Отклонения 2019 к 2018

Отклонения 2020 к 2019

+ ; -

%

+ ; -

%

1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн. руб.

2.Себестоимость проданных товаров, млн.руб.

66543

61792

62442

57883

70558

61466

-4101

-3909

93,8

94

+8116

+3583

113

106,2

3.Валовая прибыль, млн.руб.

4751

4559

9092

-192

96

+4533

191,4

4.Уровень валовой прибыли, %

7,1

7,3

12,9

0,2

-

+5,6

-

5. Коммерческие и управленческие расходы, млн.руб.

4603

4336

4870

-267

94,2

+534

112,3

6,Уровень расходов, %

6,9

6,9

6,9

-

-

-

-

7.Прибыль (убыток) от продаж, млн.руб.

148

223

4222

+75

150,7

+3999

1893,3

8.Уровень прибыли от продаж, %

0,2

0,4

6

+0,2

-

+5,6

-

9. Прочие доходы, млн.руб.

-

-

-

-

-

-

-

10. Прочие расходы, млн.руб.

40

38

1356

-2

95

1318

3568,4

11. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн.руб.

108

185

2866

+77

171,3

2681

1549,2

12.Уровень прибыли до налогообложения, %

0,2

0,3

4,1

+0,1

-

+3,8

-

13.Налог на прибыль, млн.руб.

26

45

688

19

173,1

643

1528,9

14.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, млн.руб.

82

140

2178

58

170,7

2038

1555,7

15.Уровень чистой прибыли, %

0,1

0,2

3,1

+0,1

-

+2,9

-


Исходя из данных таблицы видно, что выручка от продажи товаров, работ и услуг в 2020 г. возросла на 8116 млн.руб., что свидетельствует об успешной деятельности организации. Валовая прибыль снизилась на 192 млн.руб. в 2019 г., но в 2020 г. она увеличилась почти в 2 раза. Это явилось следствием увеличения торговой надбавки и одновременным снижением себестоимости. Уровень расходов остался неизменным. Так как увеличения выручки от продаж товаров, оказания услуг и выполнения работ происходили взаимно пропорционально.

Чистая прибыль увеличилась в 2019г. по сравнению с 2018г. на 58 млн.руб. и продолжила свой рост в 2020 г. Это явилось результатом того, что прибыль до налогообложения значительно возросла, тогда, как рост налога на прибыль составил всего 173,1 % в 2019 г. и 1528,9% в 2020 году. В целом предприятие замедлило темпы роста по большинству направлений своей деятельности в 2019 г. Это было вызвано тем, что профилем организации является оптовая продажа продовольственными и непродовольственными товарами, которые перестали пользоваться таким широким спросом. Предприятие недостаточно уверенно чувствовало себя на рынке из-за кризиса. Однако в 2020 г. все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности «Auchan» увеличили темп роста за счет уменьшения числа конкурентов в данной отрасли.

Результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет[16].

Оценка рентабельности организации является ключевым звеном в построение общей картины деятельности организации. Результаты деятельности «Auchan» представленные в таблице 4 получены на основе оценки статей бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах за отчётный период за 2018-2020 гг.

Таблица 4

Показатели рентабельности «Auchan» за 2018 - 2020 гг.

Показатели

2018

2019

2020

Отклонения
2019 к 2018

Отклонения
2020 к 2019

+ , -

%

+ , -

%

1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн.руб.

66543

62442

70558

-4101

93,8

+8116

113

2.Прибыль отчетного периода, млн.руб.

148

223

4222

+75

150,7

+3999

1893,3

3. Рентабельность продаж, %

0,2

0,4

6,0

0,2

-

5,6

-

4.Коммерческие расходы, млн.руб.

3946

3686

3980

-260

93,4

+294

107,9

5.Рентабельность к расходам, %

3,7

6,04

106,1

2,34

-

100,06

-

6.Оборотные средства,млн.руб.

28275

27171

28838

-1104

96,1

1667

106,1

7.Рентабельность оборотных средств, %

0,5

0 ,8

14,6

0,3

-

13,8

-

8.Собственный капитал, млн.руб.

92

96

128

4

104,3

32

133,3

9.Рентабельность собственного капитала, %

160,8

232,2

3298,4

74,1

144,4

3066,2

1420,4

10.Совокупный капитал(собственные и заемные средства), млн.руб.

28623

27417

28950

-1206

95,7

1541

105,5

11.Рентабельность совокупного капитала, %

0,5

0,8

14,5

0,3

-

13,7

-


Анализ таблицы 4 показал, что «Auchan» в целом является рентабельным, об этом свидетельствуют следующие факты:

  • рентабельность продаж в период 2018- 2020 гг. увеличилась на 5,7%.
  • рентабельность оборотных средств значительно выросла, это явилось следствием стремительного роста прибыли от продаж, и этим же обусловлено увеличение рентабельности совокупного капитала.

Проанализировав хозяйственно-экономические показатели организации «Auchan», можно сделать вывод, что предприятие в целом является прибыльным. И для дальнейшего столь же успешного развития предприятию необходимо придерживаться выбранной стратегии развития, продолжая увеличивать в своем ассортименте количество эксклюзивных товаров и работы с торговыми организациями федерального и региональных масштабов.

Рассмотрим состав и структуру имущества организации «Auchan». Источником информации является форма №1 «Бухгалтерские балансы».

Главная задача оценки ликвидности бухгалтерского баланса определить размер покрытия обязательств предприятия его активами. Для проведения анализа актив и пассив баланса группируют по степени убывания ликвидности и срочности оплаты:

1. А1 - наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения).

2. А2 – быстро реализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность).

3. А3 – медленно реализуемые активы (материальные запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы).

4. А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы)[17].

Пассивы группируются следующим образом:

  1. П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность).
  2. П2 – краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, задолженность перед учредителями и прочие краткосрочные обязательства).
  3. П3 – долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и заемные средства, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов).
  4. П4 – постоянные обязательства (собственные средства)[18].

Рассмотрим ликвидность баланса «Auchan». Для этого рассчитаем сумму активов и пассивов по каждой группе показателей (Таблица 5).

Таблица 5

Классификация актива и пассива баланса «Auchan»

2018

2019

2020

А1 ,млн.руб.

433

1369

410

А2 ,млн.руб.

19788

17960

18450

А3 ,млн.руб.

7154

8885

9978

А4 ,млн.руб.

245

348

112

П1 ,млн.руб.

28531

27755

28822

П2 ,млн.руб.

_

434

_

П3 ,млн.руб.

_

_

_

П4 ,млн.руб.

92

96

128