Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования розничной торговли в России
1.1 Сущность, задачи и функции розничной торговли
1.2 Современное состояние розничной торговли в России
1.3 Перспективы развития розничной торговли в России
Глава 2. Исследование розничной торговли в торговых сетях «Карусель» и Auchan
2.1 Розничная торговля в торговой сети Auchan
2.2 Розничная торговля в торговой сети «Карусель»
2.3 Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»
Фондоотдача в 2018 г. составила 8,2 тыс. руб. Это означает, что на 1 руб. основных средств организация получила 8,2 руб. выручки от продажи. Однако, далее, мы наблюдаем тенденцию снижения этого показателя, что является отрицательным моментом в деятельности организации.
Затраты на 1 руб. выручки от продажи в 2018 и 2019 годах составили 0,97 коп. Этот факт указывает, что организация получает невысокий уровень прибыли, однако в 2020 г. произошло снижение этого показателя (0,96 коп.), что является положительной тенденцией в деятельности организации. Это подтверждается рентабельностью продаж, потому что уровень этого показателя невысокий и в 2019 г. составил 3,1%, что на 6,1% ниже, чем в 2018 г. Однако уже в 2020 г. рентабельность увеличилась на 12,9% и составила 3,5%.
В 2019 и 2020 гг. на 1 работника приходилось 107 тыс. руб. чистой прибыли и 115 тыс. руб. Эти показатели увеличились на 52,9 и 7,5% соответственно. Можно прогнозировать еще большее увеличение этих показателей, т. к. на сегодняшний день предприятие ставит перед собой амбициозные цели по оснащению магазинов новейшим оборудованием, что, несомненно, скажется на производительности труда и фондоотдаче. Компания планирует приоритетное вложение прибыли в расширение торговых площадей, что является необходимым для эффективной деятельности.
Информационная база для проведения анализа финансового состояния – финансовая (бухгалтерская) отчетность. В первую очередь это бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2)[22].
Анализ относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и ликвидность «Карусель» проведем на основе данных таблицы 9.
Анализируя и оценивая финансовую устойчивость и ликвидность предприятия можно сказать, что оно находится в кризисном финансовом состоянии, причем это состояние фиксируется как в 2018 г., так и на конец 2020 г.
Таблица 9
Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности «Карусель»
Коэффициент |
2018 г. |
2019 г |
Δ +,- |
2020 г |
Δ +,- |
Нормативное значение |
---|---|---|---|---|---|---|
Автономии |
0,13 |
0,17 |
0,04 |
0,21 |
0,04 |
≥ 0,5 |
Соотношения заемных и собственных средств |
6,39 |
4,90 |
-1,49 |
3,73 |
-1,17 |
≤ 0,7 |
Обеспеченности собственными средствами |
-0,32 |
-0,8 |
-0,48 |
- 0,51 |
0,29 |
≥ 0,1 |
Маневренности |
-2,07 |
-2,37 |
-0,3 |
-1,91 |
0,46 |
≥ 0,5 |
Финансирования |
0,16 |
0,34 |
0,18 |
0,27 |
-0,07 |
≥1 |
Покрытия (текущей ликвидности) |
0,85 |
0,88 |
0,03 |
0,81 |
-0,07 |
≥ 2 |
Критической ликвидности |
0,51 |
0,44 |
-0,07 |
0,38 |
-0,06 |
≥ 1 |
Абсолютной ликвидности |
0,32 |
0,22 |
-0,1 |
0,20 |
-0,02 |
≥ 0,2 |
Такое заключение сделано на основании следующих выводов:
- коэффициент автономии показывает, что доля собственных средств в 2019 г. составляет 17%, что на 0,4 процентных пункта больше чем в 2018 г., а в 2020 г. составляет 21%, что также на 0,4 процентных пункта выше доли в 2019 г. Показатель значительно ниже нормативного значения и этот факт указывает на отсутствие финансовой независимости (автономии) организации;
- коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, что в 2019 г. финансирование за счет заемных средств составляет 490%, в 2020 г. финансирование за счет заемных средств составляет 373%, причем, этот показатель ниже, чем в 2019 г. на 117%. Этот факт указывает на то, что финансирование деятельности организации полностью происходит за счет заемных средств;
- коэффициенты обеспеченности собственными средствами показывает и маневренности указывают, что собственных оборотных
средств, необходимых для финансовой устойчивости организация не имеет;
- коэффициент финансирования показывает, что финансируется хозяйственная деятельность предприятия в большей степени за счет заемных средств;
- все коэффициенты покрытия и критической ликвидности, характеризующие ликвидность имеют низкий показатель, если сравнивать с нормальными ограничениями, что свидетельствует о том, что организация является неликвидной. Однако коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период составил значение - 0,2, что свидетельствует о том, что организация способна в ближайшее время расплатиться по своим краткосрочным обязательствам на 20%.
В таблице 10 рассчитаем показатель платежеспособности организации «Карусель».
Таблица 10
Исчисление чистого оборотного капитала «Карусель»
Показатели |
2018 г. |
2019 г |
2020 г |
1. Оборотные активы |
21868237 |
21139405 |
22030890 |
2. Краткосрочные пассивы |
25617166 |
24094087 |
27206299 |
3. Чистый оборотный капитал |
-3748929 |
-2954682 |
-5175409 |
В исследуемой организации краткосрочные пассивы не покрываются оборотными активами. Рассматривая показатель чистого оборотного капитала, увидим, что недостаток оборотных средств на протяжении всего анализируемого периода увеличивается, то есть, организация не имеет чистого оборотного капитала, а значит, организация является неплатежеспособной.
Крупнейшими потребителями продуктов, продаваемых «Карусель» являются Воронежская, Московская области и город Самара.
Основные поставщики предприятия это:
- Дилерская компания «Дельфи», ведущий поставщик высококачественных продуктов питания (Греция, Италия, Германия, Дания и др.);
- ЗАО «Питейный дом» г. Москва, ведущий поставщик алкогольной продукции;
- Оптовая база «Марочные вина» г. Москва, поставщик марочных вин и коньяков;
- Дилерская компания ООО «Санэ», крупный поставщик безалкогольных напитков (соки, минеральная вода, лимонады);
- ОАО «Молочный комбинат» г. Кореновск, ведущий поставщик молока и молочной продукции;
- ООО «Санги», поставщик фруктов и овощей из Турции;
- другие.
При анализе корпоративной среды «Карусель» следует изучить конкурентов. На рынке продажи продуктов высокая конкуренция и основными конкурентами анализируемого торгового предприятия является Metro Group, который осуществляет наращивание количества торговых объектов в регионах, где уже открытые комплексы демонстрируют наиболее высокие показатели.
На рынке продовольственных товаров, также как и «Карусель», это предприятие довольно долгое время, занимают значительную долю и имеют надежных партнеров в лице юридических лиц.
Однако, сеть магазинов «Карусель» имеет конкурентные преимущества:
1. Формирование мультиформатного бизнеса и ценовой политики;
2. Широкое присутствие в регионах;
3. Крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть в РФ;
4. Узнаваемый брэнд;
5. Эффективная система логистики.
Анализируя деятельность «Карусель», можно увидеть:
- целью торгового подразделения является уменьшение потерь: естественных (усушка и утруска) и при хранении в торговом зале (воровство и потеря качества);
- целью маркетингового подразделения является сокращение количества жалоб потребителей.
Технология в «Карусель» - есть средство преобразования продовольственных товаров и информации в деньги. Разумеется, технология подразумевает стандартизацию, то есть использование стандартных работ, может существенно облегчить процесс предоставления различных услуг. Технология - фактор, сильно влияющий на организационную эффективность.
Персонал являются основой «Карусель». В силу такого положения персонал для руководителя являются «предметом номер один». Руководитель формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
2.3 Пути улучшения розничной торговли в торговых сетях Auchan и «Карусель»
Для обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей необходимо иметь в магазинах широкий, устойчивый ассортимент, применять в магазинах прогрессивные методы продажи товаров, предоставлять покупателям дополнительные услуги, а также использовать высококвалифицированных продавцов-консультантов.
В настоящее время существует много различных способов организации розничной торговли. В первую очередь они отличаются друг от друга тем, каким товаром торгует магазин, как в нем размещаются товары и какова степень участия продавца в процессе продажи[23].
Согласно данной системы организации розничной торговли, главными задачами продавца является определение потребностей посетителей магазина, квалифицированные консультации, основанные на базовых теоретических знаниях, знании ассортимента, ценового уровня, покупательской психологии.
Для эффективного управления розничной торговлей необходимо изучать и прогнозировать покупательский спрос, планировать объём реализации товаров, формировать оптимальный ассортимент товаров в магазинах, применять прогрессивные методы обслуживания потребителей, а так же использовать в своей деятельности маркетинговую и рекламно-информационную информацию[24].
Обе торговые сети ведут активную торговую деятельность и успешно реализуют свои стратегические планы. Компании является финансово устойчивыми и имеют большие перспективы для роста.
Планируемые направления развития организаций:
- расширение объёма продаж;
- расширение поставок товаров на традиционные рынки;
- вложение капитала в порядке диверсификации в сферы производства новых видов продукции;
- интенсивный переход к маркетинг-стратегии.
«Карусель» и «Auchan» осуществляют свою торговую деятельность по всей стране. Предприятия имеют собственные торговые помещения, это новые современные здания, с удобными подъездными путями, оборудованными автостоянками, оснащенное современными коммуникациями. Каждое рабочее место продавцов и менеджеров оснащено организационной техникой. Имеется подвижной состав с современными грузовыми автомобилями. В целом можно сделать вывод, что предприятия отвечают всем современным требованиям. «Карусель» и «Auchan» имеют возможности для расширения своей деятельности, для этого имеет торговые и финансовые ресурсы и квалифицированные кадры.
Тенденции развития рынка четко прослеживаются. Заключаются они в следующем: приход новых поставщиков на рынок, расширение спектра предлагаемой продукции, совершенствование форм работы со своими дистрибьюторами, переход на дилерские схемы, возможные слияния и поглощения, совершенствование схем товарообработки, внедрение трейдовых поставок, система консолидации заказов крупных клиентов и продажа логистикой, продажа товара из пути, улучшение и расширение спектра предлагаемых услуг, рекламные акции, выставки, участие в тендерах, стимулирование сбыта.
Выводы по второй главе:
В данной главе было проведено исследование розничной торговли в двух крупных торговых сетях «Карусель» и Auchan, а также найдены пути улучшения розничной торговли в данных предприятиях. Обе компании являются крупнейшими игроками розничной торговли в России. Было определено, что обе компании «Карусель» и «Auchan» должны проанализировать продажу товаров, в том числе положение на перспективном растущем рынке, чтобы воспользоваться благоприятными возможностями, предоставляемыми динамикой развития текущей ситуации на рынке и принять более качественное решение для улучшения коммерческой деятельности данных розничных предприятий.
Заключение
Теоретические исследования, выполненные по анализу современного состояния управления розничной продажей товаров на примере ООО «Карусель» и Auchan, а также системная оценка полученных результатов с использованием экономических методов, позволяет сделать следующее заключение:
1) В теории, методологии и методике управления розничной продажей товаров имеет место противоречия, заключающейся в недостаточной теоретической и методологической разработанности ее основ. Рассматривая розничную торговлю, следует отметить, что она включает всю предпринимательскую деятельность, состоящую из несколько этапов изготовления товарных масс, а она охватывает только конечный этап, связанный с переходом товаров и услуг от продавца к конечному потребителю. Здесь не существует договорных отношений, которые характерны оптовой торговли, а происходит непосредственно оплата за товар в торговом зале;
2) Предпринимательской деятельностью в розничной торговле могут заниматься только дееспособные граждане, т.е. физическое лицо, достигшее 16 – летнего возраста без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или же хозяйственного товарищества. Рассматриваемая организация является обществом с ограниченной ответственностью, поэтому оно имеет своих учредителей и уставный капитал. Права и обязанности участников общества регулируются уставом, в котором отражены основные моменты деятельности;