Файл: Место и роль профсоюзов в становлении гражданского общества в современной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

помощь в соблюдении и реализации социальных гарантий трудящихся[7].

Ответственный работодатель, заинтересованный в стабильной деятельности своего предприятия и его дальнейшем развитии, способствует созданию и эффективному функционированию профсоюзной организации. От ее деятельности зависит контроль безопасности условий труда, что в свою очередь должно отразиться на снижении травматизма и, следовательно, снижении расходов на компенсации работникам.

Руководитель организации со стратегическим мышлением четко понимает, что дает профсоюз работодателю, и поэтому не только не препятствует его деятельности, но и оказывает всестороннюю поддержку[8].

Профсоюзный билет

Профсоюзный билет представляет собой документ установленного формата, который подтверждает членство в той или иной профсоюзной организации. Оформление данного документа производится на русском языке по установленным правилам, выполняется заверение подписью руководителя и печатью. Вручение документа производится председателем профкома или его заместителем после приема нового члена в срок не позднее 5-ти рабочих дней с момента вступления.

Вручение данного документа фиксируется соответствующей организацией путем внесения записи в учетную карточку, где указываются личные данные члена профсоюза, номер его билета, цель выдачи документа и подпись о получении. В дальнейшем документ находится на хранении у члена организации и выступает в качестве подтверждения его членства.

Данный документ запрещено предоставлять в качестве залога.

Наличие данного документа, подтверждающего принадлежность работника к профсоюзной организации, гарантирует ему защиту интересов со стороны организации и ее всестороннюю помощь. Это четко разъясняет, для чего нужны профсоюзные билеты.

Результативная деятельность профсоюза невозможна без активного и эффективного участия каждого вступившего участника. Организация является инструментом защиты прав сотрудников, которые могут нарушаться работодателем в процессе трудовых отношений.

Основной целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли, и для ее достижения нередко руководство прибегает к различным ухищрениям, в том числе и незаконным, в отношении своих подчиненных.

В подобных ситуациях работники могут рассчитывать на помощь профсоюза, основной задачей которого как раз является отстаивание их интересов.


Роль профсоюзов в регулировании рынка труда заключается в повышении значимости каждого сотрудника и усилении ответственности в соблюдении законодательства со стороны работодателя.

1.3 Задачи и функции профсоюзов

Профсоюз - это общественное объединение субъектов на добровольной основе, увязанных территориально либо едиными производственными, профессиональными интересами по типу их деятельности, формируемой с целью представительства и защиты их общественно-трудовых прав и интересов.

Его ключевыми функциями (ориентирами работы) считаются представительская и защитная - по защите и повышению общественно-трудовых прав и интересов трудящихся[9].

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах утверждает их право на представительство и защиту общественно-трудовых прав и интересов сотрудников, в частности на участие в нормотворчестве, где они непосредственно проявляют обе свои функции. Профсоюзы также имеют право выступать с предложениями о принятии законов и других юридических актов, которые касаются общественно-трудовой области.

Наиважнейшей функцией профсоюзов в сложившихся условиях рыночной экономики считается защитная функция. Она представляется в том, что профсоюзы, первичные профорганизации и их структуры представляют а также защищают права и интересы участников профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и увязанных с трудовой деятельностью отношений, а в сфере коллективных прав и интересов, в случае наделения их полномочиями, на представительство в определенном действующим законом порядке.[10].

Важной функцией, является и активное участие профсоюзов, как общественных партнеров в обоюдном согласовании общественно-рыночных интересов сотрудников и нанимателей при подписании генеральных, региональных, отраслевых и иных соответствующих соглашений, в частности коллективных договоров в учреждениях, компаниях и организациях.

Осуществляя в действительности данную функцию, профсоюзы имеют право участвовать в выработке программ занятости граждан, в разрешении структурами уполномоченной власти вопросов относительно привлечения и применения на территории государства зарубежной трудовой силы, с посредством своих представителей - в деятельности коллегиальных структур управления организаций.


В сложившихся обстоятельствах процветающей демократизации всех сторон жизнедеятельности российского общества принципиально новый толчок получила и межгосударственная функция профсоюзов. Юридические основы для этого установлены п. 5 ст. 2 Настоящего закона от 12 января 1996 г., соответственно ему профсоюзы, их объединения могут функционировать вместе с профсоюзами иных стран, вступать в межгосударственные профсоюзные и иные объединения и организации, подписывать с ними договоры и соглашения.

Действуя в инновационных общественно-экономических условиях, в условиях экономических взаимоотношений, профсоюзы коснулись таких проблем, каких еще не было. Профсоюзная деятельность наделена своими особенностями, традициями и правилами, без знания которых нельзя результативно сформировать работу по защите общественно-экономических и трудовых прав и интересов сотрудников, разрешать на сущие задачи.

Ключевые ориентиры работы профсоюзов в большей мере регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Законами РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об общественных объединениях[11]» и другими правовыми актами.

Необходимо заметить, что деятельность профсоюзов, базирующаяся на внутри профсоюзной демократии, не подлежит юридическому регламентированию, а регламентируется только лишь нормами уставов профсоюзов. Эти нормы достигаются исключительно убеждением, сознательным отношением участников профсоюзов к собственным правам и на добровольной основе возложенным на себя обязанностям, внутри профсоюзной дисциплиной и ответственностью.

В соответствии с законодательством профсоюзы не имеют зависимости в своей функциональности от структур исполнительной власти, структур местного самоуправления, работодателей, их объединений, правительственных партий и иных соответствующих объединений, им не подотчетны и не подконтрольны[12].

Не допускается вмешательство структур правительственной власти, органов местного самоуправления и их уполномоченных субъектов в работу профсоюзов, которое может продиктовать ограничение прав профсоюзов либо воспрепятствовать правомерному исполнению их уставной деятельности.

Реальная экономическая демократия предполагает активное участие всех людей труда через профессиональные союзы в определении судьбы государства, развития региона и развитии системы социальных гарантий. Она означает дальнейшее усовершенствование системы социального партнерства. К тому же, профсоюзам необходимо учиться применять в своей работе разные формы и методики, в частности и методы борьбы за собственные права.


Устав – важнейший документ, определяющий цели и задачи профсоюза, принципы и формы иго организационного строения, единые правила и нормы внутри профсоюзной жизнедеятельности, формы и методики практической работы. Устав называют «законом» профсоюзной жизни и деятельности, так как он принимается наивысшим органом профсоюза – съездом и только по его решению может включаться какие-либо дополнения и изменения

Таким образом основная функция или задача профсоюзов – представительство и защита профессиональных, социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов и прав членов профсоюза.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

2.1 Понятие и классификация прав профсоюзов

Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, в частности право формировать профессиональные союзы для защиты собственных интересов. Следовательно, защитная функция «является для профсоюзов системообразующей и на объективной основе создает ряд их законных прав и обязанностей, закрепляемых в действующем законе». Защитная функция можно понимать в широком смысле слова, которая включает в себя многообразную деятельность, начиная от определения, формулирования и продвижения интересов сотрудников, обеспечения правовой защиты их прав и интересов, и заканчивая защитой и возобновлением конкретных не соблюденных прав. Пределы осуществления защитной функции устанавливаются границами вмененных профсоюзам прав.

Права профсоюзов могут быть типизированы по различным признакам. Такие авторы как В. Н. Толкунова, Н. Н. Дульская высказывают мнение, что ее необходимо осуществлять по ключевым функциям профсоюзов. А. Д. Зайкиным предлагается типизация прав, отталкиваясь от главы 2 Закона о профсоюзах.

Ученый К. Д. Крылов в своих трудах выделяет классификацию по субъектам, за которыми действующим законом закрепляются права профсоюзов, в частности по иным основаниям[13].

Автором работ в сфере правового положения профсоюзов И.О. Снигиревой предложена следующая система прав профсоюзов и основания их классификации. По мнению И. О. Снигиревой, исходя из назначения профсоюзов как учреждения, сформированного сотрудниками для защиты собственных прав и интересов, представляется весьма целесообразным, поделить права профсоюзов в области трудовой деятельности на две группы:


на права, ориентированные прежде всего на защиту прав и интересов сотрудников;

права, содействующие реализации права на защиту прав и интересов сотрудников[14].

Также Ф.Ю.Софонов свидетельствует о том, что права профсоюзов необходимо классифицировать, в частности, в зависимости от их представительности. На локальной основе можно выделить права, которые принадлежат прежде всего выборному профсоюзному органу, и права, предоставленные им как любому представительному органу сотрудников[15].

По мнению Э.Э.Бодрова в зависимости от методики установления права профсоюзов могут делиться на предоставленные действующим законом и определенные коллективно-договорными актами[16]. В этих актах все стороны могут предусматривать более обирные по сравнению с действующим законом права для профсоюзов и их структур.

Права, определенные в них, формируют производный элемент их юридического статуса в различии от прав, закрепленных действующим законом и комплектующих конститутивный элемент статуса. Автор утверждает, что общие статутные права профсоюзов проявляются в правах определенного профсоюзного органа, профсоюзной структуры либо конкретных профсоюзных представителей в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством и уставом.

Статья 30 Конституции РФ, статьи 2 и 21 ТК РФ предусматривают право субъектов на объединение в профсоюзы именно для защиты собственных прав и интересов. Иным общим законным правом профсоюзов, тесно увязанным с правом на защиту, считается право на представительство интересов сотрудников.

Защита индивидуальных прав участников профсоюзов считается в первую очередь, обязанностью профсоюзов перед ними. Защита индивидуальных прав сотрудников, не являющихся участниками профсоюзов, - право профсоюзов (статья 23 Закона о профсоюзах).

В части реализации прав профсоюзов хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в отношении России Европейским судом по правам человека (далее ЕКПЧ) принят ряд постановлений, например, по нашумевшему делу профсоюза докеров Калининграда, которые обратились с жалобой в ЕКПЧ в виду дискриминации по критерию относимости к профсоюзной организации. На данный момент дело признано приемлемым для рассмотрения по существу.

Отметим, что практика Европейского суда по правам профсоюзов не значительна, как хотелось бы ввиду сложившейся ситуации по соблюдению прав профсоюзов в стране. Актуальность решений Европейского суда по делам о нарушении статьи 11 Закона о профсоюзах ЕКПЧ увязана еще и с тем, что они обязательны для реализации, и Россия претерпевает потребность считаться с точкой зрения европейского сообщества.