Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 6
Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:
,
где К – итоговое значение каждого фактора риска;
В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).
ТВ – количество составляющих фактора.
Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.
Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 14).
.
Таблица 14
Расчет стоимости объекта оценки методом освобождения от роялти на основе доходов,
который лицензиар получает от использования ОИС в собственной деятельности
Дата оценки 30.06.2019
Показатель |
1 п.г. 2019 |
2 п. г. 2019 |
2020 |
2021 |
26.12.2022 |
Постпрогнозный период |
Выручка, млн руб |
56 099 |
63 272 |
141 145 |
158 084 |
173 906 |
|
Выручка на 1 ТЗ, млн руб. |
633 |
1 411 |
1 581 |
1 739 |
||
Ставка роялти, % |
0,85% |
0,85% |
0,85% |
0,85% |
||
Выплаты по роялти, млн руб. |
5,4 |
12,0 |
13,4 |
14,8 |
||
Реклама на 1 ТЗ, млн руб. |
1,9 |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
||
Инфляция в постпрогнозном периоде, % |
4% |
|||||
Чистый доход от объекта оценки, млн. руб. |
3,5 |
8,0 |
9,3 |
10,5 |
10,9 |
|
Ставка дисконтирования, % |
19% |
19% |
19% |
19% |
||
Коэффициент дисконта |
0,92 |
0,77 |
0,65 |
0,55 |
0,55 |
|
Приведенные потоки, млн руб. |
3,2 |
6,2 |
6,0 |
5,7 |
39,9 |
|
Стоимость объекта оценки, млн руб. |
61,0 |
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 30.06.2019 г. по результатам использования доходного подхода, составляет = 61 млн. руб.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 15
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
https://www.profitv.ru/uslugi/razrabotka-tovarnogo-znaka/ |
https://krivcov.ru/razrabotka-dizaina-tovarnogo-znaka.html |
https://zuykov.com/ru/trademarks/razrabotka-tovarnogo-znaka/ |
|
Разработка товарного знака |
40 000 |
50 000 |
40000 |
Средняя стоимость услуг |
43 333 |
Затраты на дизайн товарного знака на 30.06.2019. составят 43 333 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.[15]
ПАО «Детский мир» является правообладателем 100 товарных знаков (https://onlinepatent.ru/trademarks/511131/). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/100 расходов на рекламу по компании в целом.
Т.к. дата оценки 30.06.2019 года, то необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака за 1 п.г. 2015 года.
Таблица 16
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
1 п. г. 2019 |
Реклама, млн руб. |
282 |
389 |
396 |
188 |
Реклама на 1 ТЗ, млн руб. |
2,82 |
3,89 |
3,96 |
1,88 |
Инфляция, % |
7,0% |
3,7% |
2,9% |
4,9% |
Приведенные расходы, млн руб. |
3,08 |
4,10 |
4,06 |
1,88 |
Общая величина расходов на рекламу |
13,12 |
Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 30.06. 2019 г. составляют 13,12 млн. руб.
Рентабельность продаж ПАО «Детски мир» за 1 полугодие 2019г. составила 3,5 %, за 2018 год – 5,1%[16] .
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 [17]. Согласно данному документу:
Таблица 17
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
3 500 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16200 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20250 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 30.06.2019 г. составит 3500+11500+16200+20250 = 51450 руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 20.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 18
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка ПАО «Детский мир» по итогам 1 полугодия 2019 года составила 889 млн. долл., т.е. за месяц 74 млн. долл.
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 1,4.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 19
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Детский мир» на российском рынке с 1998 г. следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак - 26.12.2012 г. С это даты до даты оценки прошло 6,5 лет.
Таким образом, Кв = 1+6,5/10 = 1,65.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Vтз = (43,333 + 51,450 + 13,120,000) * (1 + 3,5%/100))*1,4*1,2*1,65 = 37,9 млн. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 30.06.2019 г. по результатам использования затратного подхода составляет 37,9 млн руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.
Таблица 20
Данные по объекты - аналоги
Наименование |
RichFamily |
Кораблик |
MotherCare |
Детский мир |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость, тыс. руб. |
41 896 |
33 516 |
46 923 |
61 000 |
Источник |
rbc.ru |
rbc.ru |
rbc.ru |
rbc.ru |
Дата определения стоимости |
31.12.2017 |
30.06.2018 |
31.12.2016 |
|
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Розница (детские товары) |
Розница (детские товары) |
Розница (детские товары) |
Розница (детские товары) |
Корректировка на дату определения стоимости определяется с учетом изменения темпов инфляции с даты определения стоимости объектов-аналогов до даты оценки.
По данным исследования рынка, стоимость товарного знака, имеющего международную регистрацию в 2 раза выше стоимости товарного знака, действующего для группы однородных товаров, зарегистрированного на территории РФ.
Большая часть аналогов и объект оценки существуют на рынке более 5 лет, поэтому вводится корректировка на срок существования ИС на дату оценки. Чем дольше существует товарный знак, тем больше его стоимость. Цена аналога 1 уменьшается на 15%, а цена аналога 2 увеличивается 5%.
Таблица 21
Индекс изменения стоимости с 2016 по 30.06.2019[18]