Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «АЛЕВ»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Рассмотрим динамику доходов и расходов ООО «АЛЕВ» за 2015 - 2018 гг., приведенную в таблице 1. На основе проведенного анализа в таблице 1 можно сделать следующие выводы: выручка от реализации услуг в 2016 году сократилась на 22,99% по отношению к 2015 году. В 2018 году прирост выручки составил 7,06%.
Таблица 1
Динамика доходов и расходов ООО «АЛЕВ» за 2015 - 2018 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|||
Абсол., тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||||
2016/ 2015 |
2018/ 2016 |
2016/ 2015 |
2018/ 2016 |
||||
Выручка |
42089 |
32412 |
34701 |
-9677 |
2289 |
77,01 |
107,06 |
Себестоимость |
32285 |
21410 |
26107 |
-10875 |
4697 |
66,32 |
121,94 |
Валовая прибыль |
9804 |
11002 |
8594 |
1198 |
-2408 |
112,22 |
78,11 |
Коммерческие расходы |
9400 |
10679 |
8204 |
1279 |
-2475 |
113,61 |
76,82 |
Прибыль (убыток) от продаж |
404 |
323 |
390 |
-81 |
67 |
79,95 |
120,74 |
Проценты к уплате |
43 |
82 |
42 |
39 |
-40 |
190,70 |
51,22 |
Прочие доходы |
4 |
87 |
- |
83 |
-87 |
2175,00 |
- |
Прочие расходы |
160 |
191 |
197 |
31 |
6 |
119,38 |
103,14 |
Прибыль (убыток) до налогообложении |
205 |
137 |
151 |
-68 |
14 |
66,83 |
110,22 |
Расход по налогу на прибыль |
59 |
31 |
49 |
-28 |
18 |
52,54 |
158,06 |
Прочее |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
- |
200,00 |
Чистая прибыль (убыток) |
146 |
105 |
100 |
-41 |
-5 |
71,92 |
95,24 |
Себестоимость в 2016 году сократилась на 33,68%, в 2018 году показатель увеличивается, прирост составил 21,94%. Превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки является отрицательным фактором в деятельности предприятия.
В 2016 году коммерческие расходы увеличились на 13,61%. За счет увеличения коммерческих расходов чистая прибыль уменьшилась в 2016 году на 28,08% по отношению к 2015 году. В 2018 году коммерческие расходы сократились до 8204 тыс. руб. против 10679 тыс. руб. в 2016 году, что позволило предприятию получить прибыль в размере 390 тыс. руб.
Эффективность работы предприятия отражается в результатах финансовой деятельности и общей сумме полученной прибыли. Анализ рентабельности проводится за счёт комплексной оценки данных показателей и характеризует все стороны хозяйствования.
Рассмотрим показатели рентабельности ООО «АЛЕВ» в таблице 2.
Таблица 2
Анализ показателей рентабельности ООО «АЛЕВ»
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
2016/2015 |
2018/2016 |
||||
Рентабельность активов (имущества), % |
2,0 |
1,0 |
0,3 |
-0,1 |
-0,7 |
Рентабельность капитала (собственного), % |
24,45 |
15,07 |
12,55 |
-9,38 |
-2,52 |
Рентабельность продаж, % |
0,96 |
1,00 |
1,12 |
0,04 |
0,12 |
Снижение рентабельности активов в 2016-2018 гг. свидетельствует об не эффективном использовании активов предприятия. Снижение показателя может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию и услуги организации.
Рентабельность собственного капитала в 2016-2018 гг. снижается, то есть предприятие с каждым годом имеет меньше чистой прибыли с рубля авансированного в капитал.
Рентабельность продаж в 2016-2018 году также имеет тенденцию к увеличению. Т.е. можно сказать, что ООО «АЛЕВ» получает больше прибыли от продаж с рубля выручки.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Стратегический анализ внутренней среды ООО «АЛЕВ» проведем с помощью SWOT- анализа, матрица которого представлена в таблице 3.
Внешняя среда ООО «АЛЕВ» представляет собой совокупность экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа ООО «АЛЕВ»
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности: 1. Появление новых рынков сбыта продукции и снижение барьеров выхода на внешние рынки, позволяющие увеличить товарооборот 2. Расширение диапазона возможных товаров 3. Большая доступность ресурсов 4. Увеличение количества оборудования за счет лизинга |
Угрозы: 1. Ослабление роста рынка 3. Ожесточение конкуренции, появление иностранных конкурентов 3. Усиление требований поставщиков 4. Нестабильность внешних условий предприятия |
Сильные стороны |
Сильные стороны + возможности |
Сильные стороны + угрозы |
1. Организационно- правовая форма |
Возможность привлекать дополнительные средства за счет выпуска векселей |
Предприятие обязано сдавать бухгалтерскую отчетность |
2. Увеличение проводимых новых разработок на предприятии |
Увеличение прибыли, создание благоприятных материальных условий для расширения основной деятельности предприятия |
Уменьшение прибыли, рентабельности, возможность банкротства предприятия |
3. В структуре заемного капитала преобладают долгосрочные финансовые обязательства |
Возможность работать на перспективу, увеличение финансовой устойчивости и платежеспособности |
Снижение финансовой устойчивости, деловой активности и платежеспособности |
Слабые стороны |
Слабые стороны + возможности |
Слабые стороны + угрозы |
1. Преобладание кредиторской задолженности над дебиторской |
Возможность снижения кредиторской задолженности, поиск альтернативных источников дохода |
Снижение финансовой устойчивости, деловой активности и платежеспособности |
2. Неликвидный баланс, низкая финансовая устойчивость, деловая активность и платежеспособность |
Рост прибыли, поиск снижения расходов предприятия, улучшение финансовой устойчивости, рост деловой активности и платежеспособности предприятия |
Угроза финансового кризиса и банкротства предприятия, отказ от сотрудничества инвесторов, рост текучести кадров |
3. Основной источник формирования пассивов предприятия – заемные средства |
Поиск сотрудничества с новыми инвесторами, кредиторами, партнерами и акционерами, налаживание старых «связей» |
Если стоимость чистых активов окажется ниже УК - необходимо будет сокращать УК |
При анализе внешней среды организации проводится анализ макроокружения, а именно: анализируется общая обстановка в стране, анализ отрасли, анализ структуры рынка по сегментам, анализ конкурентов, действующих в отрасли, анализ спроса и предложения, возможности и угрозы, обусловленные тенденциями развития макроокружения. Общая обстановка в стране либо способствует, либо препятствует достижению целей организаций. Далее проводится анализ существенных факторов, которые могут повлиять на финансовое положение компании.
К таким факторам можно отнести:
- нестабильность экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли;
- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или отдельных регионах;
- страновые риски;
- изменение условий существующих финансовых соглашений,
- более медленный рост объемов производства и продаж, чем было запланировано;
- ухудшение положения в российской экономике,
- реализация новых деловых возможностей, требующих существенных вложений.
Стратегический анализ внешней среды ООО «АЛЕВ» проведем с помощью STEP – анализа. Матрица STEP – анализа представлена в таблице 4.
Таблица 4
Матрица STEP-анализа ООО «АЛЕВ»
Фактор |
Прогнозные оценки по периодам времени |
|
2018 |
2023 |
|
1. Социальные факторы |
||
1. Демографические тенденции |
Отрицательный естественный прирост населения (смертность превышает рождаемость), что может привести к снижению высококвалифицированных специалистов на рынке груда |
Необходима заинтересованность государства в росте и стимулировании рождаемости, улучшении качества медицины, иначе будет еще больший отрицательный прирост |
2. Социальные ценности и социальные группы населения |
Низкий уровень благосостояния и жизни людей, что влияет на перераспределение социальных слоев населения, Для предприятия это нарастание социального недовольства своих сотрудников |
Еще больше увеличится разница между доходами «богатых» и «бедных» без принятия государством соответствующих мер |
3. Изменение предпочтений потребителя |
Предпочтения потребителя могут сместиться в сторону других производителей из-за лучшего качества продукции, более выгодных условий, что снизит рентабельность и конкурентоспособность |
Если ООО «АЛЕВ» не будет учитывать требования рынка, потребителей, стремиться поставить на рынок конкурентоспособную продукцию, то его вытеснят конкуренты |
4. Активность потребителей |
Снижение активности потребителей снизит доход и прибыль предприятия |
Необходимо стимулировать потребителей с помощью промо-акций, цен, качеством продукции |
2. Технологические факторы |
||
1. Появление новых технологий |
Внедрение новых технологий потребует дополнительных расходов, с другой стороны те потребители, которые следят за новинками, захотят их приобрести, что повысит продажи предприятия |
Конкуренты также внедряют новые технологии, и если ООО «АЛЕВ» не будет стремиться меняться, внедрять новшества, то будет вытеснено конкурентами |
Продолжение табл. 4
2. Темпы ухода старых видов продукции и тенденции замены их новыми |
Темпы ухода достаточно слабые, поскольку модельный ряд 2010- 2018 гг. пользуется до сих пор с небольшими изменениями |
Необходимо разрабатывать новые модели, или улучшать качественно уже существующие, иначе конкуренты будут вытеснять с рынка |
3. Состояние материально- технической базы предприятия |
Материально-техническая база предприятия находится на среднем уровне, частично используется старое оборудование |
Необходимо вовремя осуществлять переоснащение материально-технической базы для поддержания конкурентоспособности |
3. Экономические факторы |
||
1. Экономический рост, уровень инфляции, уровень жизни |
Сейчас экономический рост 4,3%, уровень жизни населения очень низкий, реальный уровень инфляции очень высокий |
Тенденция сохранится, если правительство не предпримет соответствующих мер, может произойти революция среди бедного населения |
2. Процентная ставка и доступность кредитов |
Сейчас процентная ставка не позволяет всем воспользоваться крупными кредитами |
Ставка может меняться в зависимости от политики Банка РФ |
3. Налоговая и кредитная политика государства |
Сейчас ведется активная политика в области развитии промышленности России |
Стимулирования со стороны государства не достаточно, необходимы изменения на самом предприятии |
4. Покупательская способность |
Покупательская способность снижается, за счет снижения уровня жизни населения, прекращения действия социальных программ |
Тенденция сохранится без вмешательства государства или улучшения конкурентных позиций ООО «АЛЕВ» |
4. Политические факторы |
||
1. Политика в области борьбы с монополией |
Ужесточение антимонопольной политики государства приводит к стимулированию конкуренции |
Монополии также будут пресекаться |
2. Мировая обстановка |
Международная обстановка нестабильна, особенно в ситуации с Украиной |
Обстановка может «накалится», перейти в военные действия, что отрицательно скажется на развитии промышленности |
3. Тенденции к нестабильности, коррупции, насилию в стране |
Политика направлена на стабильность, отсутствие коррупции, избежание конфликтных ситуаций в стране и та рубежом |
Политика также будет направлена на достижение стабильности в стране, в частности на развитие промышленности |