Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия на примере ООО «Планета 35».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1. Сущность и понятия коммерческой деятельности
1.2. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли
1.3. Формирование и управление коммерческой деятельности современных предприятий оптовой торговли
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «Планета 35»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Планета 35»
2.2. Анализ организации коммерческих операций по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35»
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «Планета 35»
Из данных таблицы 2.1 видно, что эффективность производственной и коммерческой деятельности компании за последние 3 полугодия является достаточно высокой. Товарооборот за 1 полугодие 2020 года вырос на 7%. А за 9 месяцев - на 10,13%.
Однако следует отметить, что рост себестоимости закупаемого товара за 1 полугодие вырос на 2,4%, а за второе – почти на 12%. При этом несмотря на снижение роста издержек, произошло снижение роста рентабельности: за 1 полугодие 2020 год рентабельность увеличилась на 11,8%, за 9 месяцев 2020 года всего на 5,42%.
В таблице 2.2 представлена динамика издержек компании. Из данных таблицы 2.2 видно, что больший удельный вес в затратах составляют административные расходы и расходы на сбыт и маркетинг. За исследуемый период выросли затраты на производство (обслуживание складских помещений, транспортные затраты) и коммерческие затраты (в большей степени – это расчеты с предприятиями посредниками).
Таблица 2.2
Динамика издержек ООО «Планета 35»
Элементы затрат |
Сумма, млн. руб. |
1 кв. 2020 г. / 1 пол. 2020 г. |
1 пол. 2020 г. / 9 мес. 2020 г. |
||||
2020 год 1 квартал |
2020 год 1 полугодие |
2020 год 9 месяцев |
Млн. руб. |
Тпр, % |
Млн. руб. |
Тпр, % |
|
Затраты – всего в т.ч. |
4,808 |
5,406 |
5,750 |
0,60 |
12,44 |
0,3441 |
6,37 |
Материальные затраты |
0,280 |
0,300 |
0,300 |
0,02 |
7,14 |
0 |
0,00 |
Производственные издержки |
0,200 |
0,190 |
0,230 |
-0,01 |
-5,00 |
0,04 |
21,05 |
Расходы на сбыт и маркетинг (реклама, хостинг сайта) |
0,600 |
0,630 |
0,650 |
0,03 |
5,00 |
0,02 |
3,17 |
Коммерческие расходы (расчеты с посредниками) |
0,450 |
0,560 |
0,670 |
0,11 |
24,44 |
0,11 |
19,64 |
Административные расходы (з/п и пр.) |
2,052 |
2,166 |
2,223 |
0,11 |
5,56 |
0,057 |
2,63 |
Отчисления в социальный фонд |
0,616 |
0,650 |
0,667 |
0,03 |
5,56 |
0,0171 |
2,63 |
Прочие расходы |
0,300 |
0,600 |
0,700 |
0,30 |
100,00 |
0,1 |
16,67 |
Амортизационные отчисления |
0,310 |
0,310 |
0,310 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Представленные данные о результатах финансовой деятельности ООО «Планета 35» говорят о том, что в целом финансовое состояние компании стабильное, наблюдается рост доходов, однако требуется более слаженная работа в отношении роста затрат по закупкам. А для этого молодому предприятию необходимо развивать и совершенствовать закупочную логистику.
2.2. Анализ организации коммерческих операций по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35»
Организация работ по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35» состоит из следующих этапов (рис. 2.2, табл. 2.3).
На основании описания процесса поставки товарных ресурсов в ООО «Планета 35», можно утверждать, что этот процесс может занимать от недели до месяца, в зависимости от срочности, стоимости и важности поставок.
Определение потребности клиента
Выбор поставщика из имеющихся
Подготовка бюджета закупок
Поиск нового поставщика
Осуществление закупки
Контроль поставок клиенту
Доставка товарных ресурсов на склад
Проверка наличия / отсутствия товарных запасов на складе
Наличие товарных запасов
Отсутствие товарных запасов
Подготовка документов на оплату
Формирование заказа
Рис. 2.3. Организация работ по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35»
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Планета 35» использует традиционный подход при осуществлении закупок. Почти все вопросы согласования и подписания заявок замкнуты на директора, который и осуществляет поиск новых поставщиков и подписывает все документы на поставку.
При этом в ООО «Планета 35» НЕ осуществляется выполнение следующих функций:
- анализ поставщиков и поиск возможности альтернативных поставок;
- изучение покупательского спроса (поиск клиентов);
- прогнозирование покупательского спроса.
Закупка товара осуществляется строго по потребности с небольшим запасом, чтобы минимизировать остатки ресурсов на складе. Поставки товарных ресурсов осуществляются 1 раз в месяц от «Дарси» (г. Москва) своим транспортом, и еженедельно от других поставщиков (их транспортом или транспортными компаниями).
Таблица 2.3
Организация работ по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35»
Функции |
Сроки |
Исполнитель |
|
Определение потребности клиента |
Поступление заявки от клиента в отдел продаж через оператора или торгового представителю Обработка заявки |
1 раб день |
Отдел продаж |
Проверка наличия / отсутствия товарных запасов на складе |
Передача заявки кладовщику для комплектации заявки и бронирования товарных запасов |
1 раб день |
Складское хозяйство |
Подготовка бюджета закупок |
Кладовщик формирует заявку и передает ее в бухгалтерию на согласование. Бухгалтер согласовывает заявку у директора |
2 раб дня |
Складское хозяйство Бухгалтерия Директор |
Выбор / поиск поставщика |
Обращение к имеющейся базе поставщиков. Согласование с ним сроков поставки товарных ресурсов |
1 раб день |
Отдел продаж Директор |
Осуществление закупки |
Передача заявки поставщику. Проплата заявки |
1 раб день |
Бухгалтерия |
Доставка товарных ресурсов на склад |
Доставка своим транспортом, или транспортом поставщика |
До 2 недель |
Транспортный отдел |
Формирование заказа |
Комплектация заявки, подготовка к отправке |
2 раб дня |
Складское хозяйство |
Подготовка документов на оплату |
Передача заявки в бухгалтерию, где формируется полный пакет документов на оплату |
1 раб день |
Бухгалтерия |
Контроль поставок клиенту |
Передача заявки водителю, для доставки ее клиенту на подпись После подписания и проверки заявки, клиент возвращает заявку в бухгалтерию, оплачивает заявку в установленный срок начинается процесс отгрузки |
2 раб дня |
Транспортный отдел |
Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное - к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.
Кроме того, следует оценивать, категории товаров по которым целесообразно создавать товарные запасы, а по которым - нет.
Проведем анализ динамики товарооборота и закупок по видам товарной продукции. В таблице 2.5 представлен объем товарооборота по видам товарной продукции, на рисунке 2.4 - его структура.
Таблица 2.4
Динамика товарооборота по видам товарной продукции ООО «Планета 35»
Наименование показателей |
2020 год 1 квартал, млн. руб. |
2020 год 1 полугодие, млн. руб. |
2020 год 9 месяцев, млн. руб. |
Тпр, % 1 кв. 2020 г. / 1 пол. 2020 г. |
Тпр, % 1 пол. 2020 г. / 9 мес. 2020 г. |
Бытовая химия |
3,317 |
3,456 |
3,887 |
4,19 |
12,47 |
Средства для гигиены |
1,234 |
1,325 |
1,457 |
7,37 |
9,96 |
Парфюмерия, косметика |
0,854 |
0,743 |
0,842 |
-13,00 |
13,32 |
Гигиенические средства |
1,326 |
1,236 |
1,423 |
-6,79 |
15,13 |
Хозяйственные товары |
1,623 |
1,654 |
1,771 |
1,91 |
7,07 |
Посуда, товары для заготовок |
1,051 |
0,867 |
0,963 |
-17,51 |
11,07 |
Товары для дома |
0,778 |
0,987 |
0,941 |
26,86 |
-4,66 |
Товары для сада и огорода |
0,654 |
1,024 |
0,783 |
56,57 |
-23,54 |
Текстиль |
1,245 |
1,354 |
1,464 |
8,76 |
8,12 |
Одежда, чулочно-носочные изделия |
0,366 |
0,696 |
0,745 |
90,16 |
7,04 |
Игрушки, товары для детей |
0,365 |
0,659 |
0,872 |
80,55 |
32,32 |
Прочее |
0,597 |
0,348 |
0,654 |
-41,71 |
87,93 |
Товарооборот всего |
13,41 |
14,349 |
15,802 |
7,00 |
10,13 |
По данным таблицы 2.4 видим, что по большинству товарных категорий наблюдается рост товарооборота за 9 месяцев 2020 года. Существующие отклонения говорят о становлении торговой организации, выборе ниши, поисках потенциального потребителя и изучение его потребностей. Также можно сделать вывод, что структура товарооборота в целом за 9 месяцев существенно не изменилась.
Проанализируем структуру закупок товарной продукции по ее видам (табл. 2.5). На основании представленных данных, можно сделать следующие выводы: строительные материалы составляют около четверти объема товарооборота. И около 20% в структуре закупок. При этом товарооборот вырос на 12,47% за 9 месяцев 2020 года, а объем закупок на 13,91%.
Также выделяются такие товарные группы как садовый инвентарь, вентиляция, хозяйственные товары, сантехника, метизы. В данной группе доля товарооборота составляет около 36%. А доля в закупках около 40%. Такое расхождение вызвано более низкой оборачиваемостью и разным уровнем торговой наценки.
Из данных таблицы видно, что за исследуемый период объем товарооборота вырос почти по всем товарным группам, а прирост объема закупок по многим наименованиям превышает прирост товарооборота. Это говорит о наличии остатков по данным товарным группам.
Таблица 2.5
Динамика себестоимости товарной продукции ООО «Планета 35»
Наименование показателей |
2020 год 1 квартал, млн. руб. |
2020 год 1 полугодие, млн. руб. |
2020 год 9 месяцев, млн. руб. |
Тпр, % 1 кв. 2020. / 1 пол. 2020 г. |
Тпр, % 1 пол. 2020 г. / 9 мес. 2020 г. |
Строительные материалы |
1,452 |
1,524 |
1,736 |
4,96 |
13,91 |
Вентиляционное оборудование |
0,863 |
0,846 |
0,921 |
-1,97 |
8,87 |
Сантехника |
0,431 |
0,371 |
0,411 |
-13,92 |
10,78 |
Метизы |
0,759 |
0,801 |
0,814 |
5,53 |
1,62 |
Хозяйственные товары |
0,954 |
0,983 |
1,021 |
3,04 |
3,87 |
Электрические материалы |
0,687 |
0,542 |
0,641 |
-21,11 |
18,27 |
Краски |
0,547 |
0,673 |
0,697 |
23,03 |
3,57 |
Инструменты |
0,387 |
0,589 |
0,431 |
52,20 |
-26,83 |
Утеплитель |
0,851 |
0,796 |
0,841 |
-6,46 |
5,65 |
Обои |
0,273 |
0,342 |
0,411 |
25,27 |
20,18 |
Отделочные материалы |
0,271 |
0,372 |
0,672 |
37,27 |
80,65 |
Прочее |
0,349 |
0,173 |
0,375 |
-50,43 |
116,76 |
Себестоимость закупаемого товара (в т.ч. НДС) |
7,824 |
8,012 |
8,971 |
2,40 |
11,97 |