Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия на примере ООО «Планета 35».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1. Сущность и понятия коммерческой деятельности
1.2. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли
1.3. Формирование и управление коммерческой деятельности современных предприятий оптовой торговли
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «Планета 35»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Планета 35»
2.2. Анализ организации коммерческих операций по поставке товарных ресурсов в ООО «Планета 35»
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «Планета 35»
Оценка значений показателей осуществлялась по 5-балльной шкале экспертным методом. По результатам анализа видно, что мультипликативный обобщающий показатель эффективности коммерческих операций в ООО «Планета 35» ниже среднего уровня (он равен 2,93), что является, если низким показателем, и отражает необходимость в развитии и совершенствовании коммерческой деятельности.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «Планета 35»
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, влияющих на эффективность коммерческой деятельности:
1) отсутствие отдела закупок;
2) нет специалистов по товарным группам, с целью оптимизации поставок и товарных запасов;
3) несмотря на то, что складская логистика развита достаточно неплохо, не все заключенные договора выполняются в полном объеме;
4) время обращения товарных запасов имеет тенденцию к снижению, но остается достаточно высоким для небольшой организации.
Таблица 3.1
Пути совершенствования управления коммерческой деятельностью в ООО «Планета 35»
Проблема |
Предлагаемое решение |
Результаты решения проблемы |
Отсутствие специалистов по закупкам |
Создание отдела закупок с введением должности категорийного менеджера по основным товарным категориям |
Более тесная и мобильная связь с поставщиками |
Отсутствие специалистов по товарным группам |
Оптимизация товарных запасов |
|
Высокая продолжительность процесс закупки и оформления документов (от недели до месяца) |
Установка программного обеспечения, позволяющего реализовать современный подход к закупочной логистике |
Снижение процесса закупки от нескольких часов до 3 дней |
Длительное время обращения товарных запасов |
Сокращение время оборота товарных запасов |
Таким образом, для повышения эффективности управления коммерческой деятельностью в ООО «Планета 35» и решения выявленных проблем необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) создать отдел закупок с введением должности категорийного менеджера;
2) установить программное обеспечение, позволяющее реализовать современный подход к закупочной логистике.
Предложенные мероприятия взаимосвязаны. Рассмотрим, что необходимо для их реализации.
Создание отдела по закупкам включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка положения «об отделе по закупкам»;
2) определение функций и задач, которые будут реализовывать сотрудники отдела;
3) построение структуры отдела, определение горизонтальных и вертикальных связей с другими подразделениями;
4) подбор персонала;
5) подготовка и оснащение рабочих мест.
Цель внедрения категорийного менеджмента - достижение эффективности в процессе взаимодействия всех бизнес-функций компании применительно к конкретному товару, оптимизация взаимодействия между поставщиком и розничным продавцом.
Ключевым показателем категорийного менеджмента служит рентабельность продаж определенной товарной категории.
Суть категорийного менеджмента - управление категориями товаров, наблюдение, анализ, распределение товаров на группы так, как их определяет для себя покупатель, а не так как, как удобно специалисту по закупкам или товароведу. Категорийный менеджмент предполагает разделение ассортимента на группы и категории, часто вопреки общепринятой логике товароведения.
На начальном этапе категорийный менеджер будет отвечать за наиболее значимые категории товара «строительные материалы» и «вентиляционное оборудование». В последующем планируется введение категорийных менеджеров и на остальные товарные категории.
Структура отдела закупок будет иметь следующий вид (рис. 3.1.). Функции и задачи отдела закупок представлены в таблице 3.2.
Руководитель отдела закупок
Категорийный менеджер
Специалист по поставкам
Рис.3.1. Организационная структура отдела закупок
Таблица 3.2
Функции и задачи отдела снабжения в ООО «Планета 35»
Должность |
Функции и задачи |
Руководитель отдела закупок |
- Введение текущей и отчетной документации по закупкам - Оценка оборачиваемости товарных запасов. - Выявление пробелов в ассортименте. - Оценка избыточности/недостатка товарных запасов - Оптимизация складских запасов и товарных потоков на основе выявления и реализации продукции повышенного спроса; - Оптимизация управления финансами в каждой категории товаров; - Разработка четкой ассортиментной политики; - Разработка системы оценки эффективности. |
Категорийный менеджер |
- четкое разбиение товарных групп на категории; - определение правильного позиционирования товара в категории; - разработка и проведение промопрограммы в рамках категории; - анализ влияния различных групп товаров как в категориях, так и между ними; - учет интересов производителей, поставщиков, покупателей |
Специалист по поставкам |
- анализ рынка товаров и услуг с определением продукции, максимально удовлетворяющей возможный спрос покупателя - изучение рынка поставщиков, привлечение к сотрудничеству наиболее выгодных поставщиков, - построение процесса эффективной взаимосвязи поставщика и покупателя - подготовка документов на заявку, согласование всех проблемных вопросов |
Также рассмотрим взаимоотношения и связи отдела закупок с другими подразделениями компании (рис. 3.2)
Отдел закупок
Торговые организации
Бухгалтерия
Склады
Директор
Отдел продаж
Рис. 3.2. Сотрудничество отдела снабжения с подразделениями
ООО «Планета 35»
1. Отдел закупок распределяет продукцию по торговым организациям. Основой системы снабжения в ООО «Планета 35» должен стать шаблон. Он по определению должен отражать минимальный товарный запас на полке к моменту следующей поставки. Все остальное должно отгружаться согласно предыдущих продаж. Шаблоны корректируются специалистом или категорийным менеджером.
2. Отдел закупок также взаимодействует с бухгалтерией по таким вопросам, как предоставление необходимой информации и документации для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, проведения инвентаризаций, получения информации, необходимой для решения задач и выполнения функций отдела.
3. Сотрудничество отдела закупок со складами играет большую роль, так как, происходит взаимодействие по вопросам контроля над рациональной организацией складского хозяйства, обеспечения сохранности доставки продукции, входного контроля поставляемой продукции – специалист обязан отследить транспортировку товара от склада поставщика до склада ООО «Планета 35». Также в работе специалист должен учитывать и проверять наличие той или иной продукции на складе для оптимизации товарных запасов.
Существующая система закупочной логистики представлена на рис. 2.3. Новая современная система закупочной логистики должна иметь более короткий путь (рис. 3.3). С постоянными клиентами нужно работать на опережение, и предварительно подготовить все документы на оплату и поставку товара. Отгрузка товара потребителю должна осуществляться по возможности на прямую, минуя склады. На складах должны находится запасы, поставки которых носят плановый характер, согласно условиям договора.
Для эффективного функционирования необходимо установить программное обеспечение «1С – управление закупками».
Система управления закупками и запасами в «1C ERP Управление предприятием» обеспечивает менеджеров, отвечающих за снабжение, информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов ТМЦ, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками.
Функционал подсистемы управления закупками включает:
- Оперативное планирование закупок на основании планов продаж, планов производства и неисполненных заказов покупателей.
- Расширенный анализ и выбор поставщиков по ценам и условиям.
Формирование заявки с определением объема и предварительных сроков
Определение предварительной потребности постоянного клиента, объем и сроки
Проверка наличия / отсутствия товарных запасов на складе
Отсутствие товарных запасов
Наличие товарных запасов
Предварительная подготовка документов на оплату
Заявка от клиента
Доставка товарных ресурсов клиенту
Доставка товарных ресурсов на склад
Осуществление закупки
Рис. 3.3. Новая современная система закупочной логистики
ООО «Планета 35»
- Оформление заказов поставщикам по потребностям в товарах, материалах и контроль их исполнения.
- Регистрация и анализ выполнения дополнительных условий по договорам с фиксированными номенклатурными позициями, объемами и сроками поставок.
- Поддержка различных схем приема товаров от поставщиков, в том числе прием на реализацию и получение давальческого сырья и материалов.
- Оформление неотфактурованных поставок с использованием складских ордеров.
- Регистрация расхождений между сопроводительными документами и фактически принятым товаром.
- Анализ потребностей склада и производства в товарах, готовой продукции и материалах.
- Сквозной анализ и установка взаимосвязей между заказами клиентов и заказами поставщикам.
- Анализ последствий, к которым может привести невыполнение заказов поставщиками (к срыву какого клиентского заказа может привести недопоставка товаров или материалов).
- Планирование закупок с учетом прогнозируемого уровня складских запасов и зарезервированных ТМЦ на складах.
- Подбор оптимальных поставщиков товара по их надежности, истории поставок, критериям срочности исполнения заказов, предлагаемым условиям доставки, территориальному или прочим произвольным признакам и автоматическое формирование заказов для них.
- Составление графиков поставок и графиков платежей.
- Оформление заданий на доставку товара.
Для отражения предварительной договоренности об условиях и сроках поставки приобретаемой у поставщика номенклатуры, порядке и сроках оплаты в подсистеме 1С управление закупками предусмотрено использование заказов поставщикам. Заказ поставщикам – инструмент, позволяющий организовать процесс закупок и контролировать как выполнение товарных обязательств поставщика, так и собственных финансовых обязательств.
Для отражения предварительной договоренности об условиях и сроках поставки приобретаемой у поставщика номенклатуры, порядке и сроках оплаты в подсистеме 1С управление закупками предусмотрено использование заказов поставщикам. Заказ поставщикам – инструмент, позволяющий организовать процесс закупок и контролировать как выполнение товарных обязательств поставщика, так и собственных финансовых обязательств.
Таким образом, 1С:ERP позволяет комплексно усовершенствовать управление закупками: выстроить эффективную систему управления закупками и запасами и провести автоматизацию закупочной деятельности.
Отметим дополнительные плюсы от внедрения предложенных мероприятий:
1. Создается стратегия действия оптовой торговой организации и, исходя из нее, планируются мероприятия по управлению ассортиментом;
2. Прописываются бизнес-процессы и оформляются документы, регламентирующие управление ассортиментом;
3. Повышается удовлетворенность покупателей благодаря изучению компанией их желаний и поведения, им становится удобнее и приятнее работать с данным оптовым партнером;
4. Увеличивается прибыль - как показала практика, применение категорийного менеджмента позволяет повысить прибыльность продаж не менее чем на 10% по каждой товарной категории;
5. Уменьшаются разногласия между поставщиком и покупателем. При категорийном менеджменте поставщик - это партнер, помогающий осуществлять управление ассортиментом категории.
Следовательно, предложенные мероприятия являются организационно и экономически целесообразными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы проанализировать эффективность управления коммерческой деятельностью на примере оптового торгового предприятия ООО «Планета 35» и предложить мероприятия по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, были решены ряд задач.
Изучение теоретических аспектов коммерческой деятельности оптово-торговых организаций позволило сделать следующие выводы:
Коммерческо-посредническая деятельность – это сложная оперативноорганизационная система, направленная на обеспечение свершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных отношений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Именно коммерческо-посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и определяет экономическое положение промышленности, оптовых и розничных предприятий, их коммерческий успех с учетом ситуаций на рынке