Файл: Государственный долг и его функции в современной рыночной экономике.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственный долг как экономическая категория
1.1. Понятие и сущность государственного долга
1.2. Классификация государственного долга
Глава 2. Управление государственным долгом
2.1. Задачи управления государственным долгом в России
2.2. Методы и формы управления государственным долгомв современных условиях
Глава 3. Фискальная политика и балансирование бюджета
3.1. Эмиссия государственных ценных бумаг
3.2. Направления совершенствования управлениягосударственным долгом в РФ
Продолжение таблицы 9
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Объем государственного внутреннего долга | 11 613 | 13 500 | 15 176 |
%% к общему объему | 73,8 | 76,6 | 77,7 |
в том числе по государственным гарантиям | 1 927 | 1 957 | 1 987 |
Объем государственного внешнего долга | 4 121 | 4 119 | 4 347 |
%% к общему объему | 26,2 | 23,4 | 22,3 |
в том числе по государственным гарантиям | 1 597 | 1 714 | 1 785 |
Верхняя граница государственного внутреннего долга России по государственным гарантиям устанавливается пунктом 3 ст. 13 ФЗ от 19.12.2017 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» и равен к 1.1.2019г. в сумме 3 146 383 874,5 тысячи рублей, на 1.1.2020г. в сумме 3 279 899 474,5 тысячи рублей и к 1.1.2020г. в сумме 3 399 626 374,5 тысячи рублей34.
В 2018 году объем государственного долга России составит 14,6% ВВП, в 2019-м он вырастет до 14,9% ВВП, а в 2020-м — до 15,3% ВВП. Об этом говорится в документе «Основные направления государственной долговой политики России на 2018—2020 годы», подготовленном Минфином РФ.
По данным ведомства, внутренний долг РФ в 2018 составит 10,6% ВВП, еще 4% приходятся на внешний. В 2019 году соотношение ожидается в 11,3% и 3,6% ВВП, в 2020 году — 11,7% и 3,6% соответственно.
Стабилизации расходов на обслуживание госдолга РФ способствовала долговая политика, проводимая в последние годы. В частности — меры по развитию внутреннего долгового рынка. Кроме того, от многих других уверенных дебиторов, опирающихся на привлечение банковских кредитов в иностранной валюте, в том числе — краткосрочных займов, Россию отличает структура госдолга, отметили в Минфине РФ.
В структуре российского долга преобладают ценные бумаги (75%), а основная часть обязательств государства выражена в национальной валюте (71%).
Заключение
Регулирующая функция государственного долга проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, влияет на обращение денег, уровень ставок процента на рынке капиталов и денег, на занятость и производство, на заемщиков, обязанных обеспечить действенность применения заемных средств.
Политика в сфере государственного долга Российской Федерации на 2019-2020 годы будет нацелена на:
-
обеспечение сбалансированности федерального бюджета достигнутой последнее время при достаточно высокой долговой устойчивости;
-
развитие национального рынка государственных ценных бумаг; -
поддержание достаточно высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории.
Невзирая на резкое ухудшение условий внешнеэкономического развития и серьезную долговую нагрузку, которая приходится на корпоративный сектор, долговая устойчивость РФ остается одним из лучших показателей в мире.
Соответственно, после изучения структуры внешней задолженности России, могут быть сделаны нижеследующие выводы:
-
распределение в структуре внешнего долга между госдолгом, а также долгом частного сектора однозначно является неравномерным, причем за последние 4 года данное соотношение только повышалось в сторону внешней корпоративной задолженности – сейчас 91,9% внешней задолженности является долгом российских корпораций и банков (в том числе квазисуверенная задолженность); -
также, произошло изменение тенденции предыдущих лет, проявляющейся в уменьшении внешнего государственного долга и повышении внешнего корпоративного долга: с 2011г. и до 2015г. росли объемы не просто внешнего корпоративного долга, а также государственного долга РФ.
Соответственно, в пределах существующей структуры внешней задолженности России, серьезная проблема кроется в размере внешней корпоративной задолженности государства, а как дальнейшие направления исследований могут быть выделены поиск потенциальных путей разрешения проблем внешней задолженности отечественных банков и корпораций.
Подводя итог стоит отметить, что государственный долг является одним из ключевых критериев, которые косвенно или напрямую определяет макроэкономические показатели и уровень жизни в целом. Однако, несмотря на его важность, в настоящее время не установлены границы государственного долга. Чаще всего оптимальным считается размер совокупного государственного долга, который устанавливается в пределах до 60% от национального ВВП. При этом в мировой практике есть большое количество примеров, когда объем государственного долга, превышал допустимый предел, т.е. достаточно высок, а экономика страны функционировала стабильно.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. -
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2011. - № 52. – Ст. 6450. -
Федеральный закон от 19.12.2017 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Собрание законодательства РФ», 26.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 7464 -
Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 256 c. -
Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: Инфра-М, 2018. - 95 c. -
Государственные и муниципальные финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. - Москва : КНОРУС, 2019. - 336 с. -
Государственный долг. Теоретические и методологические аспекты: монография / М.Е. Косов, В.Ф. Шаров, Р.Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 159 с. -
Зубко Н. М. Экономическая теория: [Учебник] / Н. М. Зубко, А. Н. Зубко. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 704 с. -
Ковалёва, Т.М. Финансы и кредит (для бакалавров) / Т.М. Ковалёва. - М.: КноРус, 2019. - 528 c. -
Ковалёва, Т.М. Финансы, денежное обращение и кредит (для спо) / Т.М. Ковалёва. - М.: КноРус, 2018. - 544 c. -
Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - 752 c. -
Матанцева, О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / О.Ю. Матанцева. - М.: Академия, 2018. - 240 c. -
Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения//Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2/под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. -С. 434-442. -
Перекрестова, Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Практикум: Учебное пособие / Л.В. Перекрестова. - М.: Академия, 2018. - 192 c. -
Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c. -
Янин, О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / О.Е. Янин. - М.: Academia, 2018. - 304 c. -
Акопян Э.Н. Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении / Э.Н.Акопян, Н.Н.Карапетян // Финансовый журнал. - 2018. - N 4. - С.10-20. -
Беккуватова К.В. Сущность, функции и исторические предпосылки развития финансов / К.В. Беккуватова // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 45-48. -
Боголиб, Т. Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования [Текст] / Т. Боголиб // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 9. - С.35-40. -
Карева, Е. И. Специфика внутреннего долга Российской Федерации [Текст] / Е. И. Карева // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 229-231. -
Каюров Е.А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России//Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 48-62. -
Маврина Л. Долгие проводы внешнего долга / Л.Маврина, Е.Обухова // Эксперт. - 2018. - N 39. - С.32-34. -
Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2017. – № 7(8). – С. 53-55. -
Тирская Е. Денежный долг: актуальные вопросы правового регулирования // Хоз. и право. - 2018. - N 8. - С.89-97. -
Трунин П. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C.14-16. -
Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2017. – № 43. – С. 236-252. -
Шеремета С.В. Анализ долговой нагрузки и кредита нефинансовому сектору: оценки для России и межстрановые сопоставления / С.В.Шеремета, А.Н.Могилат // Вопросы экономики. - 2018. - N 5. - С.25-48. -
Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2017. – № 6 (96). – С. 6-18. -
Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/ -
Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
1 Акопян Э.Н. Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении / Э.Н.Акопян, Н.Н.Карапетян // Финансовый журнал. - 2018. - N 4. - С. 20.
2 Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2017. – № 43. – С. 252.
3 Шеремета С.В. Анализ долговой нагрузки и кредита нефинансовому сектору: оценки для России и межстрановые сопоставления / С.В.Шеремета, А.Н.Могилат // Вопросы экономики. - 2018. - N 5. - С.26.
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2011. - № 52. – Ст. 6450.
5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2011. - № 52. – Ст. 6450.
6 Беккуватова К.В. Сущность, функции и исторические предпосылки развития финансов / К.В. Беккуватова // Наука через призму времени. - 2018. - № 1 (10). - С. 48.
7 Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - С. 37.
8 Трунин П. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C. 16.
9 Акопян Э.Н. Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении / Э.Н.Акопян, Н.Н.Карапетян // Финансовый журнал. - 2018. - № 4. - С. 20.
10 Беккуватова К.В. Сущность, функции и исторические предпосылки развития финансов / К.В. Беккуватова // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 48.
11 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
12 Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2017. – № 7(8). – С. 55.
13 Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - С.38.
14 Боголиб, Т. Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования [Текст] / Т. Боголиб // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 9. - С.36.
15 Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - С. 38.
16 Трунин П. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C.16.
17 Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - С.129.
18 Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - С. 129.
19 Карева, Е. И. Специфика внутреннего долга Российской Федерации [Текст] / Е. И. Карева // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 231.
20 Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - С. 130.
21 Трунин П. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C.16.
22 Тирская Е. Денежный долг: актуальные вопросы правового регулирования // Хоз. и право. - 2018. - N 8. - С.97.
23 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
24 Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2017. – № 7(8). – С. 55.
25 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
26 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
27 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
28 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
29 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
30 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
31 Боголиб, Т. Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования [Текст] / Т. Боголиб // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 9. - С.40.
32 Сайт Федеральной Службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
33 Трунин П. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C.16.
34 Федеральный закон от 19.12.2017 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Собрание законодательства РФ», 26.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 7464