Файл: Государственный долг и его функции в современной рыночной экономике.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 358
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственный долг как экономическая категория
1.1. Понятие и сущность государственного долга
1.2. Классификация государственного долга
Глава 2. Управление государственным долгом
2.1. Задачи управления государственным долгом в России
2.2. Методы и формы управления государственным долгомв современных условиях
Глава 3. Фискальная политика и балансирование бюджета
3.1. Эмиссия государственных ценных бумаг
3.2. Направления совершенствования управлениягосударственным долгом в РФ
Таблица 6
Структура государственного внутреннего долга по видам обязательств30
Год погашения | По видам долговых обязательств | ВСЕГО | ||||||
ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-н | ОФЗ-ИН | ОФЗ-АД | ГСО-ФПС | ГСО-ППС | ||
2019 | 108,215 | 550,000 | - | - | 71,835 | - | - | 730,050 |
2020 | 250,000 | 231,663 | 40,190 | - | 62,405 | - | 15,000 | 599,258 |
2021 | - | 790,000 | 15,452 | - | 73,373 | - | 120,900 | 999,725 |
2022 | 212,416 | 496,118 | - | - | 43,263 | 52,000 | - | 803,797 |
2023 | - | 400,000 | - | 174,172 | 43,261 | 39,000 | - | 656,433 |
2024 | - | 573,252 | - | - | 29,504 | 41,000 | - | 643,756 |
2025 | 400,000 | - | - | - | 29,506 | - | 54,400 | 483,906 |
2026 | - | 350,000 | - | - | 29,501 | - | - | 379,501 |
2027 | 190,287 | 350,000 | - | - | 0,001 | - | 40,000 | 580,288 |
2028 | - | 350,000 | - | 79,279 | 0,001 | - | - | 429,280 |
2029 | 190,287 | 119,215 | - | - | 0,006 | - | - | 309,508 |
2030 | - | - | - | - | - | - | - | 0,000 |
2031 | - | 250,000 | - | - | - | - | - | 250,000 |
2032 | 190,287 | - | - | - | - | - | - | 190,287 |
2033 | - | 350,000 | - | - | - | - | - | 350,000 |
2034 | 190,287 | 119,186 | - | - | 8,553 | - | - | 318,026 |
2035 | - | - | - | - | 17,106 | - | - | 17,106 |
2036 | - | - | - | - | 8,553 | - | - | 8,553 |
ИТОГО | 1 731,779 | 4 929,434 | 55,642 | 253,451 | 416,868 | 132,000 | 230,300 | 7749,474 |
Анализ данных таблицы 6 показывает, что отличительной чертой структуры государственного долга Российской Федерации является то, что в ней большую долю занимают ценные бумаги (75%), при этом основная часть обязательств в национальной валюте (71%). Основу внутреннего долга России составляли до 2017 г.: задолженность владельцам государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций сберегательного займа (ОГСЗ); обязательства по гарантированным сбережениям граждан (по вкладам в Сбербанке и Госстрахе, по обязательствам госзайма и казначейским обязательствам Госбанка); государственные долговые товарные обязательства (по облигациям целевого займа 1990 года, по целевым чекам и целевым вкладам, по обязательствам государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции). Основную долю внутреннего долга (свыше 80% от общего объема, за вычетом гарантированных обязательств перед гражданами России) составляют обязательства, оформленные ценными бумагами. В структуре внешнего долга преобладают нерыночные долговые инструменты – лишь одна треть долга секьюритизирована.
3.2. Направления совершенствования управления
государственным долгом в РФ
С целью оптимизации структуры государственного долга субъектов Российской Федерации и минимизации расходов на его обслуживание необходимо осуществлять заимствования с учетом платежеспособности и 4 долговой емкости бюджетов субъектов Российской Федерации, что позволит сократить социально-экономический разрыв в развитии регионов, а также объем их долговой нагрузки. Здесь же можно отметить о необходимости жесткого бюджетного планирования. В отдельных случаях возможно использовать заемные средства с целью выкупа наиболее дорогостоящих по обслуживанию долговых обязательств, что также приведет к снижению расходов субъектов Российской Федерации по обслуживанию и погашению их долговых обязательств.
Эффективное использование внешних займов - приоритетная задача любой страны. И большую актуальность имеет проблема управления государственными долгами перед международными организациями. Прежде всего целесообразно разработать целевую среднесрочную программу по сокращению государственных долгов, ее мероприятия должны финансироваться в рамках федерального бюджета и составлять содержание его статьи об обслуживании государственного долга страны31.
Учет таких макроэкономических рисков как, например, риск ликвидности, который может возникнуть в связи с отсутствием у субъекта Российской Федерации необходимых средств для полного и своевременного исполнения своих обязательств, кредитные риски, связанные с возможностью неплатежей организаций по обязательствам гарантированным правительствами субъектов Российской Федерации, или риски процентной ставки, показывающие вероятность изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объекта потребности в заемных ресурсах, позволит субъектам Российской Федерации осуществлять заимствования на более выгодных условиях и избегать увеличения стоимости своих долговых обязательств.
Для более эффективной реализации долговой политики необходимо оказать большое воздействие на совершенствование системы долгового управления. Важными элементами данной системы выступают – надлежащий учет и мониторинг государственного долга. Для усовершенствования данной системы необходимо внедрять прогрессивные технологии по управлению государственным долгом, которые будут позволять, и отслеживать состояние долговой нагрузки в режиме реального времени, правильно реагировать на изменяющиеся условия финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований. Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает в себя 3 направления: 1. Формирование бюджетной политики исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом; 2. Осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание. 3. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом. Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять
посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребностям привлечения и способствующих минимизации стоимости государственного долга при заданном уровне рисков.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации представлены в таблице 7.
Таблица 7
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации, млрд. руб. 32
Показатель | 2018 год | 2019 год | 2020 год Проект |
Обслуживание государственного и муниципального долга, всего | 459,7 | 529,2 | 594,3 |
в том числе: | | | |
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации | 354,4 | 410,2 | 461,3 |
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации | 105,3 | 119,0 | 133,0 |
Одновременно, из-за сокращения государственных внутренних заимствований РФ и отказа от государственных внешних займов на международных рынках в 2015 году прогнозируемые показатели этих затрат в 2016-2017 годов будут меньше чем значения, которые утверждены ФЗ № 349-ФЗ. Проблемы управления внешним долгом РФ и пути их решения представлены в таблице 8.
Таблица 8
Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения
Проблемы | Пути решения |
Кардинально разные экономические и правовые подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего Советского Союза, принятого на себя РФ, и вновь возникающего долга РФ. Если правовой режим у первого задает специфика заключенных международных договоров, то применение особых экономических подходов, а также порядка отражения второго в бюджетной отчетности не будет оправданным. | Нужно сказать, что данные о мероприятиях, которые осуществляет правительство и его агенты по решению вопросов, которые связаны с российскими внешними долгами и активами, неоправданно закрываются и почти недоступны даже для аудиторов СП РФ. |
Серьезная проблема, которая связана с долгом бывшего Советского Союза, обусловлена ролью, которую исторически играл ВЭБ в расчетах с иностранными кредиторами. | Статус Внешэкономбанка может быть приведен в соответствие со значимостью и сложностью решаемых им задач лишь внесением изменений в федеральное законодательство. |
Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. | Усложнившиеся отношения со странами Евросоюза приводят к проблемам внешнего долга. Следовательно, необходимо работать над постепенным восстановлением положительных экономических отношений с ЕС |
Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. Коммерческая задолженность бывшего СССР составляет 0,33 % от внешнего долга России. | Так как государственные заимствования являются важным источником покрытия бюджетного дефицита, в предкризисное время уменьшение государственного долга России имело существенную связь с относительно благополучным состоянием государственных финансов. Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит. |
Таким образом, Россия вышла на новый этап взаимоотношений с влиятельными международными валютно-кредитными и финансовыми институтами и клубами, такими как, Международный валютный фонд, Парижский клуб кредиторов. Из крупного потребителя кредитных ресурсов МВФ Россия превратилась в выгодного кредитора с огромными финансовыми возможностями, что благотворно влияет на международный имидж России, повышает ее инвестиционную привлекательность и позволяет ей активно и равноправно участвовать в жизни мирового рынка ссудного капитала. Такое положение России позволяет ей также принимать участие в реформировании мировой финансовой системы33. Интересы России как крупного потенциального кредитора совпадают с интересами ведущих стран Запада в таких насущных вопросах, как повышение эффективности финансовой помощи, предотвращение негативных последствий масштабной миграции портфельных инвестиций и международных валютно-финансовых спекуляций.
Сохранить доходность сбережений возможно только в случае, если процентная ставка по вкладам выше темпов роста инфляции. Когда процентная ставка достигает отрицательного значения, сбережения обесцениваются.
Таким образом, проводимая Россией политика (стабилизация национальной валюты, импортозамещение, поиск новых рынков сбыта, поддержка внешнеторговых связей) будет успешной в случае правильных управленческих решений руководства страны и благоприятной конъюнктуры внешнего рынка.
Таблица 9
Прогнозные показатели государственного долга в 2019-2021 гг., млрд. руб.
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Объем государственного долга на конец года | 15 734 | 17 619 | 19 524 |
%% ВВП | 14,9 | 15,9 | 16,5 |
в том числе по государственным гарантиям | 3 524 | 3 671 | 3 772 |
%% ВВП | 3,3 | 3,3 | 3,2 |