Файл: Государственный долг и его функции в современной рыночной экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 347

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирования более широкого понятия госдолга, являющегося суммой неоплаченных обязательств с процентами, начисленных на них к определенному моменту времени. Классификация государственных займов с подобной дополнительной формулировкой станет более полной.

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. 

Обслуживание госдолга состоит в проведении операций, связанных с размещением долговых обязательств, погашением их, а также выплатой процентов. Данные функции осуществляет Центральный Банк ПФ. Расходы по обслуживанию госдолга производятся из бюджета России.

Схематично государственный долг можно представить следующим образом (рисунок 1).



Рис. 1. Состав государственного долга России 7
Госдолг РФ, внутренний и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в государстве. В таких условиях России способна к применению рефинансирование госдолга, говоря иначе, погасить старую задолженность новыми займами. Контроль состояния внутреннего и внешнего госдолга и использования кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ.


1.3. Специфические особенности влияния государственного долга на развитие экономики России на современном этапе



Государственные гарантии Российской Федерации обеспечивают условные обязательства Российской Федерации. Увеличение государственных гарантий способствуют росту государственного долга, расходов бюджета и источников покрытия дефицита бюджета.



Рис. 2. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2012-2018 гг.), млн. долл. США 8
Проводя анализ динамики внешнего долга РФ за время с 2011 до начала 2018 г. (рисунок 3), нужно сказать о росте внешнего госдолга РФ, начиная с 2013 г. Темпы прироста внешнего долга России 2017 года по сравнению с 2011г. составляет 28,17 %. Наибольшие объемы внешних заимствований приходились к началу 2015 года, после чего вновь произошло их понижение, однако, к началу 2018 г. внешний госдолг РФ составлял 51 211,8 миллионов долларов США. Как говорилось ранее, рост долга в рублях за последние 2 года вызван в большей мере сокращением курса рубля в отношении доллара.

По состоянию на 1 марта 2019 года внутренний долг РФ оценивается Минфином в 2,11 трлн руб. Это большой успех для России, поскольку с 2011 года задолженность неуклонно росла, а тут наблюдается тенденция к ее уменьшению. В 2017-2018 гг. размер внутреннего долга составлял 2,3 – 2,35 трлн руб. Уменьшение задолженности почти на 20 млрд руб. говорит об успешном сбережении резервов российскими властями.



Рис. 3. Структура внутреннего долга РФ в 2019 году
Структура внутреннего долга в 2019 году:

  • задолженность по государственным облигациям и иным ценным бумагам – около 550 млрд руб.;

  • банковские кредиты как в российских, так и в международных финансовых организациях – 488 млрд руб.;

  • бюджетная задолженность – более 1 трлн руб.;

  • долги по государственным гарантиям – около 70,5 млрд руб.;

  • иные долговые обязательства – 7,45 млрд руб.


Сравнивая показатели 2017-2018 гг., можно сказать, что РФ уменьшила размер внутренней задолженности за счет выполнения обязательств перед держателями ценных бумаг и финансовыми компаниями. Однако это обстоятельство стало причиной увеличения бюджетной задолженности. Совокупно все факторы дали уменьшение внутреннего государственного долга на 8,3%.

Размер внешнего долга России также снизился. В 2017 году он составлял более 51 млрд долларов. В 2018 он уменьшился до 50 млрд. В 2019 внешняя задолженность РФ составляет 47,5 млрд. За 2 года сумма внешнего долга уменьшилась на 6,9%. Из 47,5 млрд руб. 11,5 млрд (24,2%) приходится на государственные гарантии в зарубежной валюте. У субъектов РФ внешний долг отсутствует.

Соответственно, наличие внешнего госдолга РФ не выступает как положительный или отрицательный фактор для экономики государства. Если экономика является стабильной, законодательной базой четко регламентируется эта сфера отношений и наличие внешнего госдолга не оказывает отрицательного влияния на международную репутацию, то внешние заимствования могут благоприятствовать быстрому инновационному развитию государства.

Наиболее эффективно для регулирования размера и структуры внешних государственных заимствований РФ в среднесрочном и долгосрочном плане сочетать несколько методов управления госдолгом9. К примеру, с улучшением ситуации в экономике нужно применять досрочный выкуп долговых обязательств либо конверсию, при менее благоприятном условии – инструментарий секьюритизации, обмена долгов на акции госкомпаний либо бюджетной консолидации. Вместе с тем государству следует отбирать именно такие методы, которые меньше всего подвергали бы экономических субъектов финансовому риску, а в идеале благоприятствовали бы их развитию на взаимовыгодном основании10. Помимо этого, в вопросах обслуживания и уменьшения внешнего госдолга РФ в значительной мере сосредоточены проблемы и политического, и экономического характера, которые связаны с активной ролью нашего государства в мировом современном экономическом пространстве. В связи с чем грамотное управление внешним госдолгом РФ должно выступить как одно из приоритетных направлений экономической политики Правительства России в нынешних условиях.


Если проводить рассмотрение динамики изменения внешнего долга Российской Федерации, то можно увидеть, что до 2015г. объемы общей внешней задолженности повышаются, начиная с 2015 г., его уровень падает. Наиболее пиковый рост был в 2007-2009 гг., когда объемы внешнего долга возросли на 22 и 48%, а также в 2014-2015 гг., когда рост был равен 18 и 15% соответственно.

Если говорить о соотношении государственного и корпоративного долга в структуре внешних задолженностей, то за весь изученный период его преобладающая часть всегда выпадала на внешнюю задолженность отечественных банковских учреждений и корпораций (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение внешнего государственного и корпоративного
долга РФ к началу года, % 11





2010г

2011г

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

2017г

2018 г

Внешний госдолг

6,7

9,9

9,5

8,6

11,0

10,7

8,7

8,1

8,2

Внешний корпоративный долг

93,3

90,1

90,5

91,4

89,0

89,3

91,3

91,9

91,8


Своего рода перелом в динамике случился в 2015 году. За этот год РФ уменьшила внешние задолженности на 18%. Причина снижения вполне объективна – при закрытии доступа к рынкам внешнего финансирования, по причине введения в 2015г. западных санкций, России пришлось понижать объемы внешних заимствований. В особенности, внешняя государственная задолженность сократилсь на 33,6% за год, задолженность ЦБ РФ – на 37,5%, долг банковских учреждений – на 20%, задолженность иных экономических секторов– на 14,3%12. При этом снизился суверенный рейтинг РФ: так, международное РА Standard&Poor’s снизило рейтинг РФ с инвестиционного «BBB-» до «спекулятивного» «BB+», прогноз «негативный». Если говорить о суверенных кредитных рейтингах РФ по обязательствам в зарубежной валюте, то их снизили с «BBB-/A-3» до «BB+/B», по обязательствам в государственной валюте – с «BBB/A-2» до «BBB-/A-3». В январе 2016г. также РА Fitch понизило суверенный рейтинг России до уровня «BBB-» и РА Moody’s рейтинг государственных отечественных облигаций до «Baa3», таким образом оба агентства поместили рейтинги РФ на нижнюю ступень инвестиционной категории. Все данные явления влекли объективное падение уровня внешнего долга России за последние 2 года.


Соответственно, в пределах существующей структуры внешней задолженности РФ, серьезная проблема заключается в размерах внешней корпоративной задолженности государства, а как дальнейшие направления исследований могут быть выделены поиск потенциальных путей разрешения проблем внешней задолженности отечественных банковских учреждений и корпораций.