Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Определение конфликта и причины его возникновения).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Определение конфликта и причины его возникновения
Глава 2. Признаки развития конфликта
Глава 3. Классификация конфликтов по характеру участников
4.1 Зарождение конфликтной ситуации.
Глава 5. Возможные последствия конфликта
Глава 6. Стили разрешения конфликтов и правила взаимодействия (для участников конфликтов)
Глава 7. Кодекс поведения в конфликте
Глава 8. Поведение и действие руководителя в конфликтных ситуациях
ВВЕДЕНИЕ
Выбрала данную тему для курсовой, так как она для меня представляет личный интерес. Я работаю в компании International Paper инженером по планированию, и моей из основных задач является коммуникация с людьми. И конечно, конфликтов не избежать.
Порой полезно узнать, как выйти из проблемных ситуаций минимально измотанной, и не разрушив личные, а вместе с тем профессиональные отношения со своими коллегами. Я сама по себе человек достаточно не конфликтный, и привыкла решать все проблемы более мирным путём, но по долгу службы приходится сталкиваться с абсолютно разными по характеру людьми. И тут уже в возникающих конфликтах главное выбрать правильную тактику их разрешения.
В более глобальном смысле я не буду судить, как бы могла данная тема повлиять на общество в целом. Пожалуй, в такую сложную и неоднозначную тему лучше углубляться постепенно. Но даже после прочтения множества источников и написания курсовой работы я не стану гуру решения конфликтов. Для этого нужен огромный багаж знаний и опыта, проб и ошибок, который я получаю ежедневно непосредственно на своём рабочем месте. Но думаю, что некоторые вещи я смогу и перенять для себя и активно пользоваться ими в личной жизни.
Глава 1. Определение конфликта и причины его возникновения
Конфликт – расхождение между двумя или более людьми, перерастающие в ситуацию, которая имеет или может иметь негативные последствия для производительности труда, качества обслуживания, морального климата или рабочих отношений.
Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, они происходят как в профессиональной, так и личной жизни.
Конфликт возникает, когда интересы одного человека или группы людей не совпадают или противоречат интересам другого человека или группы людей.
Конфликты возникают по разным причинам, связанным с разностью задач и целей, ограниченностью ресурсов или не умением общаться.
К основным причинам конфликта можно отнести:
- Ограниченность ресурсов
- Различия в задачах или столкновение целей
- Взаимозависимость при выполнении задач
- Неэффективное общение
- Уровень профессионализма
- Угроза потребностям, интересам или наличие опасений
- Несбывшиеся ожидания
- Психологическая несовместимость
Глава 2. Признаки развития конфликта
Конфликт начинается, когда есть наличие ситуации, которая воспринимается участниками как конфликтная - желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из существующей ситуации.
Характерными чертами конфликта является неопределенность результата, различие целей и поведения каждой из сторон. Начало конфликта определяется объективными (внешними) признаками поведения, направленными против другого участника. Если другой участник сознает, что эти акты направлены против него, и противостоит им, то конфликт начинается, если действия не начинаются, то возникает конфликтная ситуация.
Признаками развивающегося конфликта являются:
- Настаивание на своих идеях
- Стремление высказаться самому, а не узнать мнение других
- Неуважение к идеям других
- Защитное поведение
- Нежелание слушать
- Взаимные обвинения
- Повышенный тон голоса
- Общие цели уступают место личным целям
- Обиды
- Недостаток сотрудничества
- Ухудшение отношений
- Нарушение общения
Глава 3. Классификация конфликтов по характеру участников
По характеру участников конфликты можно разбить на 5 основных групп:
- Внутри личностный конфликт-– это противоречие, происходящее внутри личности, при котором существуют взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации, которые противоречат друг другу. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или предъявляемые требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. И как следствие низкая степень удовлетворенности работой.
Например взаимоисключающие задания и требования (необходимость в повышении качества продукции при том, что оборудование остается прежним) или начальник цеха дал указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования; - Межличностный конфликт затрагивает отношения между людьми, его причинами могут быть личные стычки из-за частных интересов, социальные вопросы, враждебность, противоположные ценности, разные восприятия ситуации, эмоциональное состояние. Например сотрудник обиделся из-за повышения коллеги и не желает теперь с ним общаться или люди не могут сработаться, потому что один из них своим поведением раздражает другого.
- Конфликт между личностью и группой возникает если личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов или конфликт с коллективом может явиться следствием борьбы за личный авторитет и утверждения в роли неформального лидера.
- Внутригрупповой конфликт представляет собой столкновение между членами рабочей группы и возникает, когда внутри рабочей группы существуют противоречащие друг другу цели, идеи, решения или любые другие действия влияющие на результаты работы в целом. Пример такого конфликта - конфликт, затрагивающий противоположные представления о работе. Например, члены исследовательской группы, обсуждающие лучший способ запуска нового продукта, будут конфликтовать внутри группы или противоречащие друг другу идеи веб-дизайнеров, разрабатывающих сайт клиента.
- Межгрупповой конфликт - относится к разногласиям между двумя или более группами. Различные группы людей взаимодействуют, чтобы управлять бизнесом и достигать целей и задач организации. Таким образом, эта взаимосвязь может привести к конфликтам между группами людей. Один из примеров межгруппового конфликта — профсоюз и администрация предприятия, два отдела, соперничающих между собой или спор может возникать по причине вознаграждения одной группы, в то время как другая тоже принимала участие в процессе достижения успеха.
Глава 4. Стадии конфликта
Конфликт может зарождаться не заметно, постепенно набирая силу. Сначала это могут быть расхождения в мнениях (возникновение конфликтной ситуации), которые, если их не разрешить могут перерасти в разногласия (инцидент), и, наконец, в спор.
В динамике конфликта можно выделить 4 этапа:
- Зарождение конфликтной ситуации. На этом этапе выявляется причина конфликта и конкурирующие интересы.
- Действие в конфликте. (Инцидент) Происходит развитие конфликта и столкновение интересов
- Спор (Эскалация конфликта)
- Завершение конфликта
4.1 Зарождение конфликтной ситуации.
На этом этапе расхождения могут быть одной из причин непонимания и конфликта. Это могут быть различные идеи, цели и точки зрения. Обсуждение противоположных мнений может способствовать развитию отношений, используя идет друг друга можно добиться хороших результатов и найти выгодные решения. Но эти же расхождения могут вызвать конфликт. Так сжатые сроки и большая нагрузка влияет на уровень терпимости сотрудников по отношению друг другу.
Признаки, что расхождения могут стать причиной конфликтной ситуации:
Люди не хотят отказываться от собственных идей, им не интересны идеи и мнения других в результате им не удается найти решение, которое устраивало бы все стороны.
4.2 Разногласия (инцидент)
На этой стадии люди начинают думать о своих личных интересах, о том, что будет лучше для них и в чем неправы другие, забывая об общих целях, рабочие отношения становятся напряженными.
Признаки того, что в коллективе существуют разногласия –коллектив делится на конфликтующие группы, защищающие только свои идеи, отсутствие сотрудничества, люди не настроены на поиск совместного решения.
4.3 Спор
На этом этапе конфликт набирает силу и переходит в открытую форму, первоначальная причина уже не важна, имеет значение только желание доказать свою правоту и выиграть. Резкие замечания приводят к обидам и вражде, производительность труда падает, последствия сказываются даже на тех, кто не принимал участия в конфликте. Рабочие отношения ухудшаются до такой степени, что споры возникают из-за мелочей,
Признаки того, что в коллективе возник спор - люди больше не думают о выгодном решении, им важнее победить, при этом все больше людей оказываются вовлеченными в конфликт, т.к. враждующие стороны стараются завоевать союзников, общие цели уступают место личным целям.
4.5 Завершение конфликта
Завершение конфликта - это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.
Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре указанные стадии. Иногда при наличии конфликтной ситуации и нарастании напряженности, стихийного недовольства персонала удается принять такие меры, которые позволяют не доводить дело до кризиса и конфликтных действий.
Глава 5. Возможные последствия конфликта
У конфликта может быть множество последствий, очевидных (например, невыполненный в срок заказ) или скрытых (например, нежелание сотрудничать или невыход на работу) и даже после разрешения конфликта его последствия могут по-прежнему оказывать влияние на рабочие отношения. К последствиям конфликта можно отнести:
- Плохое обслуживание клиента
- Потеря клиента
- Потерянное время
- Снижение производительности труда
- Плохое моральное состояние
- Трудовые споры
- Текучка кадров
- Расходы на больничные
Все эти последствия означают потерянные деньги.
Глава 6. Стили разрешения конфликтов и правила взаимодействия (для участников конфликтов)
В любых отношениях между людьми возникают конфликтные ситуации. Чтобы конструктивно преодолевать возникающие разногласия надо знать о различных способах поведения и уметь правильно выбирать тот способ, который наиболее соответствует сложившейся ситуации.
Один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:
1.Соперничество (конкуренция) ;
2.Приспособление;
3.Избегание (уход от проблемы);
4.Компромисс;
5. Сотрудничество;
Каждая из них уместна в соответствующей ситуации. Эффективное разрешение конфликтов позволяет конфликтующим сторонам извлекать из них уроки и развиваться.
6.1. Стиль соперничество
Высокая настойчивость, низкая готовность к сотрудничеству, ориентация на достижение цели и неготовность идти на компромиссы.
Стратегия при которой выявляется волевая, агрессивная реакция без готовности к сотрудничеству.
Примеры, когда следует использовать этот стиль:
- Требуются быстрые, решительные действия, например, при кризисе.
- Внедрение важных, но непопулярных мер.
- Нет другого выбора и вам нечего терять
- Вы уверены в своей правоте.
- Вы наделены руководящими полномочиями
- Защита других
- Вопрос принципиально важен для компании
6.2 Стиль Сотрудничество
Настойчивость и готовность к сотрудничеству. Намерение достичь взаимовыгодные решения. Хорошее владение приемами переговоров
Стратегия при которой признается важность чужого мнения и есть стремление удовлетворить потребности всех участников конфликта. В данном случае проявляются и настойчивость, и готовность к сотрудничеству.
Правила поведения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
- Позитивность-отстаивание своих интересов без подавления других
Ясно выражать свое мнение, принимая во внимание мнение и чувства собеседника.
- Быть реалистичным в своих интересах
Сконцентрироваться на интересе, а не на позиции. Не доказывать правоту своей позиции, а попытаться согласовать её с интересами собеседника.