Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Историю народной педагогики трудно представить без педагогического наследия В.А.Сухомлинского (1918- 1970). Среди его публикаций такие, как: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Родина в сердце», «Мудрость родительской любви» и многие другие, и практически каждая из них пронизана идеями народной педагогики. Кроме педагогических сочинений он писал и рассказы и сказки для детей. Он является активным пропагандистом включения устной народной поэзии в педагогику, продолжателем идей С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и других крупнейших отечественных педагогов. В то же время, имея свой самобытный, оригинальный творческий почерк, Сухомлинский пошел дальше в развитии их идей.
Целью данной работы является исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть педагогические взгляды В.А.Сухомлинского;
- изучить интерпретацию педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося;
- рассмотреть развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя;
- изучить актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность.
Объект исследования – В.А. Сухомлинский.
Предмет исследования - исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1 Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского
В.А.Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, прекрасным высокоодаренным воспитателем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание; говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.
Сухомлинский считал, что для подготовки к жизни настоящего человека необходимо воспитать в нем такие качества, как гуманность, справедливость, патриотизм, умение дорожить святынями Отечества, как личностными ценностями; гармоническое единство общественного и личного в духовной жизни человека, богатство духовного мира, духовных интересов, запросов и потребностей; умение пользоваться духовными ценностями и дорожить ими; потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; умение не только видеть добро и зло, но и близко принимать все вокруг происходящее; идейную убежденность, готовность бороться за свои убеждения; чувство человеческого достоинства; постоянное стремление к нравственному совершенству.
Сухомлинский, опираясь на народные традиции, значительное внимание уделял трудовому воспитанию как важнейшему элементу нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания, практической подготовке молодежи к жизни. Он считал, что труд и трудовое воспитание стоят рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием.
По мнению Сухомлинского, воспитание трудолюбия невозможно без межпоколенной связи. Чтобы установить тесную постоянную связь между предками и потомками, между отцами и сыновьями, надо укреплять ее общим трудом поколений, надо поставить воспитание так, чтобы сын продолжал дело отца и передавал эстафету труда своим детям. Идеалы народного воспитания требуют, писал В.А.Сухомлинский, чтобы уже пятилетний, ребенок в трудовой семье стал помощником старших, а 12-13-летний подросток оглядывал мысленным взором, что он сделал для семьи и общества. «Детство и отрочество, - писал педагог,- можно назвать творением доброго имени человека, формированием самосознания»[1].
Труд Сухомлинский связывал с заботой о здоровье и физическом воспитании, ибо «хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости, физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»[2].
Важнейшей составляющей народной педагогики Сухомлинский считал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла отечественной системы формирования подрастающего поколения. Эта проблема постоянно беспокоила и В.А.Сухомлинского, который писал: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами»[3]. Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало. Они оформлены как обращение умудренного опытом человека к молодому поколению:
«1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом; к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо;
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди, дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
- Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет, зло другим людям, обкрадывает общество»[4].
Важным компонентом народной педагогики Сухомлинский считал эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к народной эстетике, формирование чувства прекрасного. Данная тема отражена и в научно-практической деятельности В.А.Сухомлинского, который полагал, что важным условием богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие личности. «Восприятие, осмысление красоты, - писал он, - это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному»[5].
По мнению педагога, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств. Важно, писал он, чтобы чувство прекрасного было присуще каждому ребенку, чтобы оно претворялось в эстетическую культуру человека и культуру нравственных отношений между людьми. Красота является источником нравственного богатства индивида. Обобщая эту мысль, В.А.Сухомлинский писал: «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства». И далее он подчеркивал: «Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».
Важное значение в воспитании детей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема занимала значительное место и в научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Она затрагивается в разных работах педагога, таких как «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», в которых представлены интересные мысли о воспитании подрастающего поколения, о нравственных основах семьи и ее позиции. Эти мысли актуальны и сегодня. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они - частица нашей истории, они мудрое, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье.
Особенно бережно и внимательно В.А.Сухомлинский призывал относиться к матери. Как образец чуткости и бескорыстной преданности материнского сердца Сухомлинский приводит в книге «Мудрость родительской любви» украинскую легенду о безграничной и всепрощающей материнской любви.
Сухомлинский пишет, что эта легенда, созданная народной мудростью, утверждает, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
Сыновняя благодарность... Нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя их, сына и дочери, добра и блага. И нет горше и скорбнее чувств для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом»[6].
Многолетний педагогический и жизненный опыт Сухомлинского помог ему выработать в этическом воспитании учащихся «Десять НЕЛЬЗЯ», которые сформулированы в духе народной педагогики. Ниже приводим их:
Нельзя вести праздный образ жизни, нельзя бездельничать.
Нельзя смеяться над старостью; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, настоящая любовь к женщине и старость.
Нельзя вступать в пререкания со старшими; во всех делах быть выдержанным» рассудительным, предупредительным.
Нельзя выражать недовольство родителям, от них ты не имеешь право требовать ничего.
Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе.
Нельзя делать то, что осуждают старшие; нельзя нарушать установленные нормы нравственности.
Нельзя оставлять человека в беде, оставлять старших родных в одиночестве.
Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения у старших, родителей.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших членов семьи. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, тем, более женщина; ты должен первым приветствовать старшего[7].
В.А.Сухомлинский считал, что важнейший человеческий долг детей - платить родителям за их заботу, любовь уважением и преданностью. Большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах семьи. Следует не забывать, напоминает педагог, что особое место в семье имеет мать, ибо она является творцом человеческой личности, человеческого рода. Он призывает к тому, чтобы ребенок был достоян и своего отца, и достоинство и честь родителей надо умножать и оберегать. Важно, чтобы дети чувствовали тончайшие душевные движения родителей и уважали их, т.к. в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями.
Большую роль в системе народной педагогики играет семья, выполняющая функцию первичной социализации, где дети получают сведения об окружающей среде, природе и ее красоте, где впервые входят в мир сказок; в семье они получают основы умственного, эстетического, трудового и нравственного воспитания. По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, систрам является испытанием человечности». Перед родителями стоит ответственная задача по подготовке детей к жизни. «И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего, мира - от этого в решавшей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский отмечает, что народ является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, наше Отечество - земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возможность каждому человеку подняться до понимания своей роли в общественном развитии». Особо следует отметить, что идеи народной педагогики Сухомлинский использует и в гражданском воспитании. Идея формирования гражданственности пронизывает все педагогическое творчество В.А.Сухомлинского. Одна из важнейших задач в его деятельности - донести до ученика понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности человека высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуважения и ответственности за все, что делает сейчас и что предстоит ему сделать в будущем.