Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учащимися он про­водил «Уроки гражданского видения мира» и стремился к тому, чтобы вос­питанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, но и испытывали неприми­римость, ненависть к социальному злу и несправедливости. Особое место эти вопроси, по мнению Сухомлинского, должны занимать в семейном воспита­нии. Поэтому для него воспитание гра­жданина начинается с формирования у детей глубокого и осознанного чувства любви и сердечности к матери, отцу, семье, родному селу, родному краю, Родине, Гражданская активность и со­знательность немыслимы без чувства любви и преданности своему Отече­ству.

Важно, считал педагог, научить ребенка правильному видению добра и зла. Уже в годы детства малышу не должно быть чуждо благородное чувст­во личного переживания за судьбы лю­дей, живущих рядом или где-то далеко. Сухомлинский утверждал, что только в борьбе со злом, несправедливо­стью, готовностью выступить в защиту слабого, в защиту интересов коллек­тива могут сформироваться качества гражданина.

Сокровенная идея - как увлечь де­тей литературой. В формировании личности, констатирует педагог, осо­бое место занимают книги; чтение - это источник мысли, это сама жизнь. Учить детей учиться, работать с кни­гой, вырабатывать стойкий интерес к знаниям и стремление к самостоя­тельному учению - это главная зада­ча и народной педагогики, и педаго­гической науки, ибо народ является живым, вечным источником педагоги­ческой мудрости.

Оценивая в целом вклад Сухомлинского в этнопедагогику, Г.В.Нездемковская пишет, что его заслуга в становлении этнопедагогики как науки состоит в том, что он разрабо­тал разнообразные и самобытные формы работы на основе украин­ской народной педагогики (Сад ма­тери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); подчеркнул, что учебные заведения должны воссоздать в каждом поколе­нии философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и ха­рактер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глу­бокого познания учащимися важней­ших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материн­ская, отцовская любовь, колыбель­ная песня и родной язык, картины родной природы, история родного народа; мир наших предков, истори­ческие судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций на­рода в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный те­атр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного[8].


Во многом солидарен с Сухомлин- ckuv был Г.Н.Волков, придавший эт­нопедагогике высокий научный ста­тус. Выстроив свою систему на мате­риале чувашской народной педагоги­ки, Волков утверждал, что народная педагогика представляет собой сово­купность педагогических идей и вос­питательного опыта, выработанных многими поколениями людей, и яв­ляется носителем высокой культуры. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настояще­го, но и для предвидения будущего, т.к. прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловле­ны. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является ху­дожественной летописью и хроникой нашей жизни. Г.Н.Волков утверждал: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педа­гогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, продолжает свою мысль ученый-педагог, что не­обходимо каждому ценить опыт стар­ших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его про­грессивным традициям, обычаям, жи­тейским нормам и правилам.

Проблемам народной педагогики с каждым годом отечественные учены­е-педагоги, этнографы и философы уделяют все больше и больше вни­мания. Они подчеркивают важность использования различных элемен­тов педагогического наследия на­рода в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессив­ных народных традиций в развитии педагогики. Можно констатировать, что сегодня проблема подготовки мо­лодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усво­ение сокровищ человеческой культу­ры, созданных целыми поколениями людей. Поэтому изучению прогрес­сивных традиций народной педагоги­ки в последнее время, стали уделять значительное внимание. Так, нрав­ственные аспекты этой проблемы отражены в трудах О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачева, общие педагогические воззрения различных народов раскрыты в работах А.Л.Бу- гаевой, Э.Р.Хакимова, О.Хухлаевой,

З.Б.Цаллаговой; немало исследо­ваний посвящено этнопедагогике народов Ближнего зарубежья: тру­ды А.Э.Измайлова - педагогическим воззрениям народов Средней Азии и Казахстана, А.Ш.Гашимова - азер­байджанской народной педагогике, Л.Ф.Хинтибидзе - грузинской народ­ной педагогике и т.д.

Как видим, в наши дни этнопеда­гогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют при­стальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлинского особенно заметен, уникален и неповторим.


1.2 Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося

Социокультурные преобразования российского общества (общества, основанного на знаниях), интенсивное развитие рынка труда (новая экономика интеллектоемких техноло­гий, лидерства и инноваций), определяющие смену и усложнение отношений и взаимо­связей в постиндустриальном социуме, переоценку ценностных ориентаций и пересмотр традиционных установок жизнедеятельности подрастающего поколения, актуализируют необходимость осмысления целей и задач субъектно-развивающей социализации обучаю­щегося образовательной организации. Вне обоснования процесса субъектно-развивающей социализации обучающегося достаточно сложно разрешить проблему опережающей подго­товки «инновационного» выпускника образовательной организации к жизни в динамично об­новляющихся сферах инфраструктуры российской действительности, формирования у него ориентационных и адаптационных свойств, позволяющих адекватным образом реагировать на вызовы глобального социально-экономического развития общества, накапливать опыт активных действий по освоению современной социальной действительности.

Субъектно-развивающая социализация обучающегося представляет собой непрерывный процесс осознанного усвоения культурного опыта общества, социально значимых ценно­стей, норм, образцов поведения при активной роли субъекта образования, его устремлен­ности к самоопределению, самореализации, саморазвитию, обусловленный продуктив­но-рефлексивными способами поведения личности в структуре общественных отношений. Данный процесс детерминирован всем ходом развития человечества, определяется типом социальных отношений, социокультурой, способом жизнедеятельности, взаимодействием субъекта и социума. Каждая ступень развития социума трансформирует социокультурное пространство ценностей, систему взаимоотношений, нормативов и установок, путей освоения образовательных и социальных ролей, направления изменения функционала агентов и институтов субъектно-развивающей социализации.


Глобальные тенденции модерниза­ции социокультурных процессов, происходящих в обществе, предопределяют становление определенного типа социализированного обучающегося с его характерными чертами (до- индустриальный социум с преобладающими отношениями личной зависимости от господ­ствующего класса и подчинения обусловливает формирование пассивности, догматизма мышления и способов поведения обучающегося как объекта процесса социализации; в ин­дустриальном обществе ценным выступает личная независимость, принадлежность обуча­ющегося как субъекта социализации к определенной субкультуре, коллективный индивиду­ализм; постиндустриальное общество, «общество знаний», «информационное общество» актуализирует непрерывное обучение, самосовершенствование и творчество, активность в достижении оптимального уровня субъектно-развивающей социализации).

Осмысление идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образователь­ной организации социально обусловлено в контексте внешних факторов прогрессивного развития социума: культурных (сохранение и передача «культурного гена», обеспечиваю­щего установление универсальных нормативов, традиционных установок, обычаев, спосо­бов поведения, выкованных культурным наследием социума и образовательной практики, формирование планетарного самосознания человечества, достижение качества становления развивающейся личности обучающегося, ценностно-смысловую ориентированность в кон­тексте культуры); социальных (направленность социокультурных изменений в обществе, модернизация содержания основного функционала социальных институтов, пересмотр нор­мативов жизнедеятельности подрастающего поколения, ориентир на успешную интеграцию обучающегося в многообразие реалий действительности, расширение сфер самореализации и самоутверждения, апробация вариативных социально-образовательных практик подготов­ки обучающегося к оптимальной жизнедеятельности в обществе с учетом тенденций госу­дарственной политики и существующей образовательной парадигмы).

В этой связи значимым выступает обоснование диалектического единства преемствен­ности «традиций (прошлого) — инноваций (настоящего и будущего)», отражающего про­цесс передачи накопленного педагогического наследия в современную образовательную практику (основанный на прошлых передовых разработках, ориентированный на реалии сегодняшнего дня, устремленный в будущее), в комплементарном синтезе составляющий значимый компонент функционирования научного знания в контексте развития идей субъ­ектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации.


Этапность общественного и образовательного прогресса задает возникновение нового качества субъ­ектно-развивающей социализации обучающегося. Современный социализированный обу­чающийся не представляется хуже или лучше обучающегося предыдущего поколения, он просто является другим. Ему предстоит жить в обществе знаний, приоритетом в котором выступает компетентность и информация, поэтому ему необходимо ускоренное освоение социокультурного опыта общества, приобретение обширных междисциплинарных знаний, определяющих нацеленность социальных установок на непрерывное образование, освоение культуры, развитие «компетентности к обновлению компетенций», формирование спосо­бов инновационного поведения в соответствии с тенденциями развития общества.

Актуальными при этом выступают позиции В. А. Сухомлинского, который определяет за­дачу образовательной организации как не просто передачу знаний, но открытость перед каждым субъектом образования, даже характеризующимся заурядностью и затруднениями в интеллектуальном развитии, тех сфер развития его духа, «где он может достичь верши­ны, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоин­ства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Обучающийся образовательной организации рассматривается при этом в контексте активной, самостоятельной, социально адаптированной личности, соизмеряющей собственные потребности и общественные (госу­дарственные) интересы.

Образовательная практика школы нуждается в целостном анализе творческого насле­дия отечественной педагогической мысли и современных подходов к оптимальной модели субъектно-развивающей социализации обучающегося, которые в интеграционном единстве, реальной полноте и целостности конденсируют в себе традиции и инновации, оригинальные подходы к решению становления индивидуально-личностных качеств, широкого мировоз­зренческого и культурного кругозора социализированного обучающегося, формирования социально ориентированных мотивов и инновационного мышления, накопления социаль­ного опыта личностно-средового взаимодействия. При этом система образования мыслится как «вход во дворец, имя которому — знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, рассматриваемые как величайшее благо нашего строя, нашего общества..и обязательные для любого представителя молодого поколения страны[9].

Обращенность в прошлое и осмысление опыта современной образовательной практики обусловливают характер субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте постепенного изменения идейно-смыслового стержня ее интегральной природы как мас­штабного и многоуровневого процесса, играющего значимую роль в жизнедеятельности как социума, обусловливая сохранение социальной культуры, самовоспроизводство обществен­ной жизни, так и обучающегося, приобретающего качества, которые необходимы для жизнеосуществления в обществе. «Традиционность — инновационность» во взаимопроникно- венной преемственности идей субъектно-развивающей социализации обучающегося задают определенную систему социокультурных взаимосвязей, образовательных ориентиров, от­ношений освоения, усвоения, присвоения образовательного и социального опыта, воспро­изводства традиционных и новационных матриц социального поведения, обусловливают повышение уровня адаптации предоставляемых образовательных услуг к обновлениям, про­исходящим в постиндустриальном социуме и соответственно в системе образования. Прое­цируясь друг на друга, традиции и инновации конструируют специфичное образовательное пространство для передачи социокультурных знаний обучающемуся в образовательной ор­ганизации с учетом преемственности в педагогических воззрениях и накопленном педагоги­ческом опыте, в рамках которых осуществляется совершенствование и упорядочение имею­щихся в науке идей субъектно-развивающей социализации обучающегося.