Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
С учащимися он проводил «Уроки гражданского видения мира» и стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, но и испытывали непримиримость, ненависть к социальному злу и несправедливости. Особое место эти вопроси, по мнению Сухомлинского, должны занимать в семейном воспитании. Поэтому для него воспитание гражданина начинается с формирования у детей глубокого и осознанного чувства любви и сердечности к матери, отцу, семье, родному селу, родному краю, Родине, Гражданская активность и сознательность немыслимы без чувства любви и преданности своему Отечеству.
Важно, считал педагог, научить ребенка правильному видению добра и зла. Уже в годы детства малышу не должно быть чуждо благородное чувство личного переживания за судьбы людей, живущих рядом или где-то далеко. Сухомлинский утверждал, что только в борьбе со злом, несправедливостью, готовностью выступить в защиту слабого, в защиту интересов коллектива могут сформироваться качества гражданина.
Сокровенная идея - как увлечь детей литературой. В формировании личности, констатирует педагог, особое место занимают книги; чтение - это источник мысли, это сама жизнь. Учить детей учиться, работать с книгой, вырабатывать стойкий интерес к знаниям и стремление к самостоятельному учению - это главная задача и народной педагогики, и педагогической науки, ибо народ является живым, вечным источником педагогической мудрости.
Оценивая в целом вклад Сухомлинского в этнопедагогику, Г.В.Нездемковская пишет, что его заслуга в становлении этнопедагогики как науки состоит в том, что он разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); подчеркнул, что учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного[8].
Во многом солидарен с Сухомлин- ckuv был Г.Н.Волков, придавший этнопедагогике высокий научный статус. Выстроив свою систему на материале чувашской народной педагогики, Волков утверждал, что народная педагогика представляет собой совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных многими поколениями людей, и является носителем высокой культуры. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настоящего, но и для предвидения будущего, т.к. прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловлены. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является художественной летописью и хроникой нашей жизни. Г.Н.Волков утверждал: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педагогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, продолжает свою мысль ученый-педагог, что необходимо каждому ценить опыт старших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его прогрессивным традициям, обычаям, житейским нормам и правилам.
Проблемам народной педагогики с каждым годом отечественные ученые-педагоги, этнографы и философы уделяют все больше и больше внимания. Они подчеркивают важность использования различных элементов педагогического наследия народа в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессивных народных традиций в развитии педагогики. Можно констатировать, что сегодня проблема подготовки молодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных целыми поколениями людей. Поэтому изучению прогрессивных традиций народной педагогики в последнее время, стали уделять значительное внимание. Так, нравственные аспекты этой проблемы отражены в трудах О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачева, общие педагогические воззрения различных народов раскрыты в работах А.Л.Бу- гаевой, Э.Р.Хакимова, О.Хухлаевой,
З.Б.Цаллаговой; немало исследований посвящено этнопедагогике народов Ближнего зарубежья: труды А.Э.Измайлова - педагогическим воззрениям народов Средней Азии и Казахстана, А.Ш.Гашимова - азербайджанской народной педагогике, Л.Ф.Хинтибидзе - грузинской народной педагогике и т.д.
Как видим, в наши дни этнопедагогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют пристальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлинского особенно заметен, уникален и неповторим.
1.2 Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося
Социокультурные преобразования российского общества (общества, основанного на знаниях), интенсивное развитие рынка труда (новая экономика интеллектоемких технологий, лидерства и инноваций), определяющие смену и усложнение отношений и взаимосвязей в постиндустриальном социуме, переоценку ценностных ориентаций и пересмотр традиционных установок жизнедеятельности подрастающего поколения, актуализируют необходимость осмысления целей и задач субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации. Вне обоснования процесса субъектно-развивающей социализации обучающегося достаточно сложно разрешить проблему опережающей подготовки «инновационного» выпускника образовательной организации к жизни в динамично обновляющихся сферах инфраструктуры российской действительности, формирования у него ориентационных и адаптационных свойств, позволяющих адекватным образом реагировать на вызовы глобального социально-экономического развития общества, накапливать опыт активных действий по освоению современной социальной действительности.
Субъектно-развивающая социализация обучающегося представляет собой непрерывный процесс осознанного усвоения культурного опыта общества, социально значимых ценностей, норм, образцов поведения при активной роли субъекта образования, его устремленности к самоопределению, самореализации, саморазвитию, обусловленный продуктивно-рефлексивными способами поведения личности в структуре общественных отношений. Данный процесс детерминирован всем ходом развития человечества, определяется типом социальных отношений, социокультурой, способом жизнедеятельности, взаимодействием субъекта и социума. Каждая ступень развития социума трансформирует социокультурное пространство ценностей, систему взаимоотношений, нормативов и установок, путей освоения образовательных и социальных ролей, направления изменения функционала агентов и институтов субъектно-развивающей социализации.
Глобальные тенденции модернизации социокультурных процессов, происходящих в обществе, предопределяют становление определенного типа социализированного обучающегося с его характерными чертами (до- индустриальный социум с преобладающими отношениями личной зависимости от господствующего класса и подчинения обусловливает формирование пассивности, догматизма мышления и способов поведения обучающегося как объекта процесса социализации; в индустриальном обществе ценным выступает личная независимость, принадлежность обучающегося как субъекта социализации к определенной субкультуре, коллективный индивидуализм; постиндустриальное общество, «общество знаний», «информационное общество» актуализирует непрерывное обучение, самосовершенствование и творчество, активность в достижении оптимального уровня субъектно-развивающей социализации).
Осмысление идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации социально обусловлено в контексте внешних факторов прогрессивного развития социума: культурных (сохранение и передача «культурного гена», обеспечивающего установление универсальных нормативов, традиционных установок, обычаев, способов поведения, выкованных культурным наследием социума и образовательной практики, формирование планетарного самосознания человечества, достижение качества становления развивающейся личности обучающегося, ценностно-смысловую ориентированность в контексте культуры); социальных (направленность социокультурных изменений в обществе, модернизация содержания основного функционала социальных институтов, пересмотр нормативов жизнедеятельности подрастающего поколения, ориентир на успешную интеграцию обучающегося в многообразие реалий действительности, расширение сфер самореализации и самоутверждения, апробация вариативных социально-образовательных практик подготовки обучающегося к оптимальной жизнедеятельности в обществе с учетом тенденций государственной политики и существующей образовательной парадигмы).
В этой связи значимым выступает обоснование диалектического единства преемственности «традиций (прошлого) — инноваций (настоящего и будущего)», отражающего процесс передачи накопленного педагогического наследия в современную образовательную практику (основанный на прошлых передовых разработках, ориентированный на реалии сегодняшнего дня, устремленный в будущее), в комплементарном синтезе составляющий значимый компонент функционирования научного знания в контексте развития идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации.
Этапность общественного и образовательного прогресса задает возникновение нового качества субъектно-развивающей социализации обучающегося. Современный социализированный обучающийся не представляется хуже или лучше обучающегося предыдущего поколения, он просто является другим. Ему предстоит жить в обществе знаний, приоритетом в котором выступает компетентность и информация, поэтому ему необходимо ускоренное освоение социокультурного опыта общества, приобретение обширных междисциплинарных знаний, определяющих нацеленность социальных установок на непрерывное образование, освоение культуры, развитие «компетентности к обновлению компетенций», формирование способов инновационного поведения в соответствии с тенденциями развития общества.
Актуальными при этом выступают позиции В. А. Сухомлинского, который определяет задачу образовательной организации как не просто передачу знаний, но открытость перед каждым субъектом образования, даже характеризующимся заурядностью и затруднениями в интеллектуальном развитии, тех сфер развития его духа, «где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Обучающийся образовательной организации рассматривается при этом в контексте активной, самостоятельной, социально адаптированной личности, соизмеряющей собственные потребности и общественные (государственные) интересы.
Образовательная практика школы нуждается в целостном анализе творческого наследия отечественной педагогической мысли и современных подходов к оптимальной модели субъектно-развивающей социализации обучающегося, которые в интеграционном единстве, реальной полноте и целостности конденсируют в себе традиции и инновации, оригинальные подходы к решению становления индивидуально-личностных качеств, широкого мировоззренческого и культурного кругозора социализированного обучающегося, формирования социально ориентированных мотивов и инновационного мышления, накопления социального опыта личностно-средового взаимодействия. При этом система образования мыслится как «вход во дворец, имя которому — знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, рассматриваемые как величайшее благо нашего строя, нашего общества..и обязательные для любого представителя молодого поколения страны[9].
Обращенность в прошлое и осмысление опыта современной образовательной практики обусловливают характер субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте постепенного изменения идейно-смыслового стержня ее интегральной природы как масштабного и многоуровневого процесса, играющего значимую роль в жизнедеятельности как социума, обусловливая сохранение социальной культуры, самовоспроизводство общественной жизни, так и обучающегося, приобретающего качества, которые необходимы для жизнеосуществления в обществе. «Традиционность — инновационность» во взаимопроникно- венной преемственности идей субъектно-развивающей социализации обучающегося задают определенную систему социокультурных взаимосвязей, образовательных ориентиров, отношений освоения, усвоения, присвоения образовательного и социального опыта, воспроизводства традиционных и новационных матриц социального поведения, обусловливают повышение уровня адаптации предоставляемых образовательных услуг к обновлениям, происходящим в постиндустриальном социуме и соответственно в системе образования. Проецируясь друг на друга, традиции и инновации конструируют специфичное образовательное пространство для передачи социокультурных знаний обучающемуся в образовательной организации с учетом преемственности в педагогических воззрениях и накопленном педагогическом опыте, в рамках которых осуществляется совершенствование и упорядочение имеющихся в науке идей субъектно-развивающей социализации обучающегося.