Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
Так, например, принципиально важными для развития идей субъектно-развивающей социализации обучающегося в образовательной организации являются позиции В. А. Сухомлинского о приоритетности гуманизации в образовании, признании обучающегося высшей ценностью воспитания и обучения как единого процесса; необходимости организации творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов со-единомышленников и обучающихся; нацеленности на расширение мировоззренческих представлений обучающегося, развитие у него критичности мышления, умений и навыков самостоятельного освоения и использования информации, приобщение к способам самообразовательной деятельности и стимулирование инициативы[10]. Субъектно-развивающая социализация обучающегося в образовательной организации в данном контексте рассматривается как педагогически сопровождаемый и вместе с тем лично регулируемый процесс, обусловливающий становление качественно иного статуса современного обучающегося как социально успешного, самостоятельного и ответственного, гармонично развитого участника учебного процесса[11].
Обращаясь к наследию гения — В. А. Сухомлинского, подчеркнем его мысль о значимости гармонического развития обучающегося, во-первых, «как творца в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества, во-вторых, как потребителя материальных и духовных благ, в-третьих, как нравственной и культурной личности, как ценителя и бережливого хранителя культурных ценностей, созданных человечеством, в-четвертых, как активного общественного деятеля, гражданина и, наконец, как создателя новой семьи, построенной на высокой моральной основе»[12]. При этом субъектно-развивающая социализация рассматривается как «закономерно-планомерный процесс передачи социумом накопленного социального и образовательного опыта обучающемуся, предполагающий «авторство» субъекта образования (т.е. матрица эталонов субъектно-развивающей социализации задает индивидуальное построение пути собственного развития обучающегося), включающий его в систему социальных отношений в социуме, призванных выявлять, культивировать индивидуальный потенциал личности, ее творчество, индивидуальную креативность[13].
Использование идей Сухомлинского определяет организацию особой деятельности педагога, «заботливо» сопровождающего процесс субъектно-развивающей социализации обучающегося в образовательной организации, гармонизируя его взаимоотношения с «Другими» в целях расширения сфер общения, познания и деятельности (с окружающим миром, микро- и макросредой), минимизируя препятствия, школьные неврозы, проблемные области обучения и воспитания, осложняющие активизацию механизмов саморазвития индивида. Фасилицирующее взаимодействие педагога и обучающегося организуется в контексте «очеловечивания знаний», «гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно» (синтезируя умственный, духовный и физический труд обучающегося), «радости познания» (жить, чтобы мыслить в напряжении человеческого духа; плоды поиска, творчества, труда мысли, души), «чувствования духовного мира каждого обучающегося», объединения множества интересов и увлечений при осуществлении эмоционально-интеллектуальной эстафеты («знания педагога — чувство педагога — чувство обучающегося — знание обучающегося»), выстраивания «взаимоотношений духовного общения умудренного жизнью наставника и его питомца на основе обмена духовными ценностями, взаимной отдачи сердечной доброты, участливости»[14].
Успешность субъектно-развивающей социализации обучающегося определяется на основе взглядов В. А. Сухомлинского в контексте характеристик результативности деятельности педагога:
1) его готовности к реализации нововведений при организации учебно-воспитательного процесса;
2) вариативности использования нововведений, способности быстрой ориентировки в изменяющейся ситуации;
3) исследовательских умений, выраженных в широте научных интересов, интересе к самообразованию, устремленности расширить диапазон имеющихся знаний;
4) способности к сотрудничеству, передаче опыта, не замыкаясь в собственном образовательном пространстве;
5) конструктивности как качества, которое способствует пополнению идей, поиску путей разрешения поставленных задач, достижению результативности педагогической деятельности;
6) мобильности в организации учебно-воспитательного процесса, выражаемой в варьировании методов, форм, средств обучения и воспитания с учетом состояния образовательной практики, психологического комфорта в образовательной организации;
7) использования приемов поддерживающего, корректирующего обучения, позволяющего воссоздать реальность жизненных ситуаций, применять доступные обучающемуся методы рефлексии и самооценки;
8) толерантности как спокойного восприятия всевозможных ошибок, просчетов, стимулирования проявленности инициативы;
9) умения осуществлять индивидуально-личностный подход к обучающемуся, выражаемый в воздержании от преждевременных оценок способностей, уровня его знаний;
10) позитивного отношения к личности обучающегося, принятия его таким, какой он есть[15].
Таким образом, интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося, рассмотренных с учетом образовательных тенденций постиндустриального социума и преемственности накопленных педагогических знаний и опыта определяют качественное преобразование в осмыслении явлений и взаимообогащении педагогических воззрений относительно: предоставления современному обучающемуся как наследнику предшествующей культуры человечества — субъекту собственной жизнедеятельности, субъекту образования, выбор многообразия нравственных ценностей, позитивных смыслов освоения социальной действительности; значимости организации «фасилицирующих отношений» гармонизации личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума, инициирующих выработку собственного стиля мышления, перспективных ориентиров и логику действий в системе образования, направленность продуктивной жизнедеятельности в социуме, вариативность индивидуальных способов социально-личностного становления, раскрытие в обучающемся способности к творческому саморазвитию и самореализации на уровне социальных отношений, поведения, социального взаимодействия, социального самоконструирования, самореализации.
ГЛАВА 2 ВЗГЛЯДЫ СУХОМЛИНСКОГО НА НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ И НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»[16]. Эти слова В.А. Сухом- линского из книги «Сердце отдаю детям» мы, студентки факультета педагогики и методики начального обучения педагогического института имени А.И. Герцена, впервые прочитали сорок лет назад. Тогда мы имели за плечами собственный десятилетний опыт обучения в школе и были полностью с этими словами согласны. После окончания института находили книгах В.А. Сухомлинского ответы на вопросы, которые неизбежно возникали при работе в школе. Педагогическая деятельность вновь и вновь возвращала нас к текстам Василия Александровича как ориентиру гуманной педагогики.
Первая публикация книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» состоялась в 1969 году, в 1974 году книга была отмечена Государственной премией в области науки и техники, в последующие годы переиздавалась более 60 раз, вышла на 32 языках народов мира. И хотя прошло полвека, мысли, высказанные В.А. Сухом- линским, в современном мире не только не утрачивают актуальности, они становятся руководством к действию в обществе, названном социологами тревожным.
Что из педагогического наследия В.А. Сухомлинского является наиболее значимым в жизни современной школы?
Нами проведен контент-анализ писем поддержки современного учителя бывшими его учениками - выпускниками разных лет. Сейчас это взрослые люди, уже ставшие родителями и обеспокоенные судьбой современного образования. Письма поддержки помогли выявить основные признаки, значимые для развития личности человека и делающие современную начальную школу привлекательной для детей и родителей.
Забота о людях, ответственность за людей
В современном мире учитель не является единственным источником информации, есть книги, телевизор, Интернет. Хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Потом постепенно приходит интерес к учёбе, в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. В этом большую роль играют складывающиеся отношения. Не зря говорят: ребёнок любит не математику, а учителя, который математику ведёт. Именно отношения и возможность научиться их устанавливать делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят[17].
Василий Александрович выделял как главную силу, объединяющую людей в коллективе, заботу человека о человеке, ответственность человека за человека[18], особо подчеркивая значение младшего школьного возраста в воспитании человечности и нравственную силу творения добра для людей.
В наших классах каждую неделю проводится общий сбор, где планируется и обсуждается жизнь коллектива. Ребята вместе с учителем думают, как сделать окружающую жизнь лучше, решают, кому нужна помощь, забота. Такими людьми - «объектами заботы» - становятся родители, учителя и ребята нашей школы, дети из детских садов и интернатов, инвалиды и ветераны. Для них мы проводим праздники, готовим концерты, ставим спектакли. И ребята взрослеют в таких делах, чувствуют себя значимыми.
Из писем выпускников: «Уже в таком маленьком возрасте мы учились общаться, выслушивать чужое мнение и отстаивать свое. На этих сборах мы пели хором песни, и я, как, наверное, и каждый, чувствовал себя частью большой и дружной семьи» (Володя С.); «Я навсегда запомню тот день, когда нас впервые познакомили с необычными детьми (инвалидами), первое впечатление было неоднозначным. Сейчас я понимаю, что именно это научило меня состраданию, сочувствию и уважению» (Ксюша В.); «Осталось ощущение причастности к чему-то общему, объединяющему, радость от получившегося результата» (Максим И.); «Мы учились думать, и думать не только о себе, учились делать выводы, помнить, что мы все разные и имеем на это право» (Оля Ш.); «Чувствовать ответственность за того, кто рядом, я научилась в школе. А ещё у меня появилась ответственность за тех, кому хуже, чем мне. На всю жизнь запомнила посещения ветеранов и больных людей, запомнила их трогательную благодарность и слезы умиления от того, что сделала для них я. Это был очень ценный опыт» (Наташа М.)
Ценность каждого человека для коллектива
В книге «Разговор с молодым директором школы» В.А. Сухомлинский писал: «Коллектив не является чем-то абстрактным и безликим; он состоит из личностей... влияние одной личности на другую и выражается в том, что в ней есть что-то неповторимое, непохожее на других людей».
В коллективе современной начальной школы каждый ребенок значим, потому что он не повторим, он - особенный. При обсуждении разных событий и ребята, и взрослые рассказывают друг о друге, вспоминают, кто и что интересного предложил и сделал, думают, кому сказать спасибо за особенный вклад в общую деятельность, в общую заботу. Ценность коллектива - в утверждении в каждом уважения к самому себе, в развитии чувства собственного достоинства.
Из писем выпускников: «Класс живет и дышит каждым учеником, каждый имеет свою ценность и может ее развивать, и все ему помогают» (Варя Б.); «Нам давали понять, что каждый человек индивидуален, показывая всем остальным лучшие его стороны. Кто-то хорошо рисует, а кто-то поет, кто-то умеет кататься на горных лыжах, а кто-то хорошо танцует или просто очень добрый и отзывчивый. И каждый чувствовал себя значимым и был более уверен в себе» (Володя С.).
Ответственность за свои решения
Значимая для окружающих людей коллективная деятельность приучает ребят с первых дней школьной жизни брать на себя ответственность. Важно не подвести товарищей, хорошо сделать то, за что отвечаешь.
Из писем выпускников: «Было интересно взять на себя обязательство. И это было трудно, потому что заведено было так: сказал - сделал. Сейчас это называют самоуправлением, и некоторые говорят, что в средней школе дети еще не доросли до самостоятельных решений. Нас дорастили до этих решений в начальной. Нас учили принимать взрослые решения в детских вопросах, оставляя за нами право оставаться детьми».
Взаимодействие с родителями
Книга «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского убеждает в необходимости педагогического образования для родителей дошкольников. В Павлышской школе считали, что с родителями надо много говорить о воспитании, пока ещё ребенок не учится в школе, и поэтому открыли школу для отцов и матерей детей от 2 до 6 лет.
В нашей школе проводятся совместные занятия с дошкольниками - детьми 6-7 лет - и их родителями. Дети и родители знакомятся со школой, учителями и учениками, ходят на занимательные уроки. Много времени и сил требует изучение детей и родителей класса, установление товарищеских отношений и анализ складывающихся ситуаций. Большое значение имеет общение с родителями, благодаря которому и складываются дружеские отношения. На родительских собраниях устанавливается теплая творческая атмосфера, в которой возникают идеи новых проектов, рождаются спектакли и квесты. Родители, как и дети класса, участвуют в подготовке и проведении классных дел, их добрые дела подмечаются детьми, которые берут пример со взрослых. Хорошее не проходит незамеченным (это основной педагогический секрет). День начинается с общей песни и вопроса: «Дети, что нового вы заметили в классе?» Родители чувствуют заботу о собственном ребенке и внимание к себе и заботятся друг о друге и учителе.