Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из писем выпускников: «То невероятное количество событий и творческих заданий, которыми я жила в начальной школе, сплотило мою семью. Родители никогда не проверяли моих домашних зада­ний, но мы всей семьёй готовили костюмы, рисовали плакаты, ис­кали иллюстрации к сочинениям» (Наташа М.); «В классе устраива­лись чаепития, в которых принимали участие наши родители. Это создавало атмосферу почти семейного уюта и дружелюбия» (Маргоша Р.); «Родители сопровождали детей на экскурсиях, в выездах за город, помогали оформлять учебные стенды, рисовали, делали фотографии, приглашались на все праздники, многие приходили с младшими детьми. Важно, чтобы родители не теряли контакт с ре­бенком, не просто смотрели, как он растет, а участвовали в его жиз­ни, видели, как он общается со сверстниками, видели его старания и достижения (Володя С.).

Из всего этого и складывается настоящая, яркая, самобытная, интересная школьная жизнь - насыщенная, наполненная массой впечатлений и дел.

Из писем выпускников: «Нам прививали любовь к красивому и учили нас замечать волшебство вокруг. Например, однажды зимой вместо обычного начала первого урока нам вдруг сказали; «Смот­рите, как красиво снег падает на фоне фонаря». И мы погасили свет, столпились у окна и смотрели. Каждую зиму я по несколько раз вспоминаю то утро» (Маргоша Р.); «У нас был праздник «15 рес­публик, 15 сестёр». Надо было выбрать какую-нибудь союзную республику, узнать о культуре этой страны, совместно с друзьями подготовить о ней рассказ, смастерить национальный костюм, оформить газету, станцевать на празднике национальный танец. Это был праздник. И это было воспитание патриотизма, а также толе­рантности к чужим культурам» (Наташа М.); «Начальную школу я вспоминаю с радостью, ведь каждый день был для меня как празд­ник, очень желанный и долгожданный. Мне настолько нравилось ходить в школу, что во время болезни я была самым несчастным ребенком на свете» (Ксюша К.).

Роль классного руководителя

Отношения в коллективе, организация жизни и коллективная деятельность не возникают сами по себе. Не случайно Сухомлин- ский в своих произведениях вновь и вновь возвращается к главной фигуре школы - воспитателю классного коллектива, считая, что для учеников он должен быть товарищем, единомышленником, увле­ченным интересной деятельностью. И среди всех воспита­телей выделяет учителя начальных классов, подчеркивая: «Он дол­жен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать».


Из писем выпускников: «Мир, огромный и интересный, с Вами становился понятней и безопасней. Сейчас я с удивлением пони­маю, что я знаю больше, смотрю шире, и вникаю глубже, чем мно­гие вокруг (Оля К.); «Все, чему Вы нас научили, бесценно. Мне сложно представить, как бы сложилась моя жизнь, не будь в ней Вас. Ваше отношение к нам и к окружающему миру было хорошим примером. Сейчас мне 21 год, и я абсолютно счастливый человек! Я живу и наслаждаюсь жизнью. Я люблю эту жизнь, я занимаюсь любимым делом и никуда не спешу. У меня, как и у всех людей, бывают проблемы, но я отношусь к ним проще, ведь это не конец света. Я до сих пор уверена, что дружба и любовь спасут мир. Я считаю, что обучение у Вас сыграло большую роль в том, как сложилась моя жизнь» (Ксюша В.); «Именно Вы научили меня ду­мать, анализировать и понимать. У Вас получилось сделать из нас не просто класс, а лучших друзей. На протяжении многих лет мы так же общаемся и поддерживаем связь, готовые помочь друг другу в любой момент (Саша Т.)

Перечитывая произведения В.А. Сухомлинского, соотнося тео­ретические положения классика педагогики с воспоминаниями вы­пускников школы, мы ещё раз обнаружили важность начальных лет школьной жизни. Были выявлены значимые для личностного разви­тия признаки современной начальной школы, такие как: забота о людях и ответственность за них, ценность каждой личности в кол­лективе, ответственность за свои решения, взаимодействие с роди­телями, интересная школьная жизнь и роль в этой жизни классного руководителя.

2.2 Актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активи­зации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувство­вать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возмож­ности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красо­ты и величия.


Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества».

Патриотическое воспитание может служить основой для обо­гащения словарного запаса, формирования навыков правильного употребления грамматических категорий, развития связной речи детей.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошколь­ников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание дошкольников по Сухомлинскому.

Патриотизм - любовь к своему народу, семье, к родной приро­де, родному городу или селу, к родному слову; чувство долга, от­ветственности и верности своей Родине; стремление отдать силы на преобразование Родины; ненависть к врагам Родины.

Патриотические ценности - Родина (Отечество) - «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «красо­та», «любовь», «верность», «традиции», «народ» и др.

В нашем ДОУ в течение нескольких лет создан и действует проект «Плюшевый мишка». Почти у каждого ребёнка есть игрушка - плюшевый мишка. С ним хочется и спать, и есть, и гулять, и, мо­жет быть, даже купаться. Ребенок готов таскать своего друга везде с собой, разговаривая с ним, ухаживая за ним, обучая его.

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели групп, родители воспитанников, учите­ля начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Вид проекта: социально-познавательный.

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре стран Мира, городов нашей страны и родного города Выборга.

Задачи проекта:

  • дать первоначальные географические представления о карте мира, о больших и малых городах нашей страны;
  • развивать у воспитанников познавательный интерес к исто­рии родного города, достопримечательностям, символике, традициям.
  • формировать у воспитанников патриотическое чувство гор­дости за свой край, город.
  • привлечь родителей к совместной деятельности по реализа­ции проекта.
  • создание условий для ознакомления с другими странами и городами России с помощью обмена плюшевыми мишками.

Ожидаемые результаты:

  1. Привлечены семьи воспитанников, расширены их знания и представления о родном городе.
  2. Сформированы и обогащены знания детей об истории горо­дов сотрудничества и родного города, их культурных ценностей.
  3. Дети ознакомлены со странами зарубежья и другими горо­дами нашей страны, их культурой, достопримечательностями.
  4. Воспитаны нравственно-патриотические качества дошколь­ников посредством любви и гордости к своей малой Родине.

Черты гражданина-патриота по В.А. Сухомлинскому: гармония разума, мыслей, идей, чувств, поступков; убеждённость.

Таблица 1 - Реализация проекта по развивающим областям

Социально- коммуника­тивное разви­тие

1. Решение проблемной ситуации.

2. Знакомство детей с родным городом Выборгом: обогащение в группах уголков по патриотическому воспитанию по теме «Моя малая родина - Выборг».

  1. Чтение литературы и рассматривание иллю­страций, символики, достопримечательностей горо­да Выборга.
  2. Просмотр фильмов, презентаций и видеороли­ков о Выборге. Прослушивание гимна и песен о г. Выборге.
  3. Экскурсиии (примерные виды экскурсий):
  • для изучения ландшафта: городской парк «Бата­рейная гора», парк «Монрепо» и др.;
  • по местам воинской славы: экскурсия на Красную площадь, на площадь Выборгских полков и др.;
  • для изучения символики г. Выборга: экскурсия к лосю, Железнодорожная площадь и др.
  1. Межсетевое взаимодействие.
    1. МБУК «Межпоселенческая библиотека Муни­ципального образования «Выборгский район» Ле­нинградской области».

Примерные темы: «Выборг, глазами детей», «Вы­борг - город воинской славы», «Ленинградская об­ласть - наш край родной» и др.

    1. МБУК «Историко-культурный музейный центр города Выборга». Примерные темы: «Выборг - глазами туристов», «Карельский быт», «Карельская семья» и др.

4.3. «Гильдия экскурсоводов»: игра-квест «Старый город Выборг».

4.4 Выборгский театр драмы и кукол «Святая кре­пость».

Познаватель­ное развитие

Непрерывная образовательная деятельность «Мой город». Примерные темы: «Достопримечательности г. Выборга», «Водоемы Ленинградской области», «Символика г. Выборга», «История г. Выборга» и др.

Речевое развитие

Беседы. Составление описательного рассказа о до­стопримечательностях г. Выборга. Пересказ легенд, истории о символах и исторических местах г. Выборга.

Художествен­но- эстетическое развитие

Создание продуктов детского творчества с симво­ликой и (или) достопримечательностями г. Выборга. Выставка детско-родительских работ на тему «Наш город Выборг».

Физическое развитие

Пешие экскурсии по городу. Подвижные игры.


Международные реализованные проекты

Сотрудничество с США (2014-2015 уч. г.). Участниками про­екта были приобретены игрушки: бурый мишка и мишка с симво­лом Олимпиады в Сочи 2014 года, символика города Выборга и т. д.

Американские дети, имеющие различные нарушения: опорно­двигательные, инвалиды по слуху и зрению, - в ответ прислали нашим детям долгожданную посылку со своими рисунками и дру­гими подарками.

Сотрудничество с Израилем (2015-2016 уч. г.). Нам рассказа­ли много интересного о детских садах, о школах, о военной подго­товке, о климате, о жизни, о быте израильского народа. Образова­ние в детских садах построено на изучении религиозных праздни­ков, песен, танцев. Посещение государственного детского сада - обязательное условие. Дети идут в детский сад с трёх лет, в школу - с пяти с половиной - шести лет.

Сотрудничество с Финляндией (2016-2017 уч. г.). К нам в детский сад приехали родители с детьми, которые представляли один из детских садов Финляндии. Финские гости привезли плю­шевого мишку с символом Финляндии, сладости и рисунки фин­ских детей. В музыкальном зале мы вместе пели песни о дружбе и танцевали. Показали гостям наш детский сад.

Сотрудничество с Черногорией (октябрь, 2017 г.). В Черного­рии дети изучают с детского сада четыре языка: английский, серб­ский и два на выбор. В школу идут с шести лет. Дети и педагоги с любовью собрали и прислали нам гербарий экзотических растений, рисунки, национальные сладости. В ответ мы отправляли посылку, отражающую особенности нашего города, нашей страны.

Сотрудничество с Китаем (2017-2018 уч. г.). Из Китая нам прислали множество фотографий, видео о работе детского сада из города Shenzhen. Мы переписываемся с детским садом спортивной направленности. В саду 6 групп по 35-36 детей в каждой. В группе работают три воспитателя, на занятия детей делят на две, а иногда на три подгруппы. Развита исследовательская деятельность. Как и все дети мира, очень любят слушать сказки, читать книги. В мае мы отправили посылку в Китай. К началу учебного года будем с нетер­пением ждать ответную.

Проекты по России:

«Шадринск (дети с ОВЗ) - Выборг» (2015-2016 уч. г.).

«Выборг - Санкт-Петербург (дети с ТНР)» (2016-2017 уч. г.). «Выборг - Екатеринбург» (2016-2017 уч. г., январь - март).

«Выборг - Уфа» - (2017-2018 уч. г., два проекта - декабрь - февраль).

«Выборг - Киров» (2017-2018 уч. г., апрель - май).

«Выборг - Далматово, Курганская область» (2017-2018 уч. г).

Подробнее с реализованными проектами можно ознакомиться в социальных сетях https://ok.ru/detskor, https://vk.com/club135460107. Мы не только сами активно участвуем в проекте, но и помогаем другим детским садам и школам найти партнеров для сотрудниче­ства. Приглашаем педагогов присоединиться к нашим проектам. У нас красивые благодарности для организаторов проекта.