Файл: Методические рекомендации по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка заключение.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы, обобщения.
Выводы по второй главе:
1. В школе на уроках русского языка при работе над орфографическими ошибками используются следующие методы и приемы работы: метод языкового анализа и синтеза (звукобуквенный анализ слов и словосочетаний, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический анализ, синтез на уровне звуков и букв, синтез слов); метод запоминания (зрительные диктанты, использование плакатов, словарей, буквенное проговаривание слов, письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную моторику); метод решения грамматико-орфографических задач. Эти методы и приёмы позволяют учащимся обнаруживать орфограммы и не допускатьв них ошибки.
2. Для того, чтобы предупредить орфографические ошибки, нужно использовать несколько рекомендаций: на первых уроках ученикам предлагать готовые графические образцы (косы – коса, сосны - сосна). Можно предложить детям творческие работы, письмо с пропуском букв, письмо под диктовку, письмо по памяти, объяснительный диктант, а также решение орфографических задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы я пришла к выводу о том, что работа над ошибками – это неотъемлемая часть системы обучения русского языка, одна из важнейших видов работ в формировании орфографической грамотности.
Оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа орфограмм, которые являются основой в данной работе.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму и стремление оформлять свои мысли грамотно.
Также была рассмотрена и изучена классификация орфографических ошибок.
Орфографические ошибки – это один из видов ошибок в русском языке. Они делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические.
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Одной из причин появления орфографических ошибок является незнание орфографической нормы к моменту письменной работы.
Умение обнаруживать орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей навыка видеть орфограмму и знакомство с основными орфографическими правилами нужно начинать еще в период обучения грамоте.
Целесообразно начинать обучение грамоте одновременно с обучением орфографическому проговариванию. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. Добиваясь от детей слитного произнесения слова, учитель переводит их на орфоэпический уровень, то есть учит произнесению слова в соответствии с нормами русского литературного произношения.
Были рассмотрены методы и приемы работы над орфографическими ошибками у младших школьников. В школе используются метод языкового анализа и синтеза, метод запоминания, метод решения грамматико-орфографических задач.
Рассмотрены методические рекомендации по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка. Описано достаточно много игр, упражнений и других видов работ по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников.
Результаты данного исследования, безусловно, не исчерпывают необходимость дальнейшего изучения этого вопроса. Сегодня в методической литературе и учебных пособиях еще достаточно мало материала, ориентированного на его использование в групповой работе на уроках русского языка. Разработкой таких материалов возможно заняться в дальнейших исследованиях по теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика./ Ужгород, 2018.
2. Арутюнов, А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка / А.Р., Арутюнов. Русский язык, 2018. – 361 с.
3. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач/О. С., Арямова// Начальная школа. – 2018. №4. – с. 28-32.
4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К., Бабанский. – М.: Педагогика, 2019. – 68 с.
5. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т. Н. Бакурина //Начальная школа. –2018. №2. – с. 54-57.
6. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н., Богоявлениский // Начальная школа.–2019. №4. – с. 37-40.
7. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я., Булохов // Начальная школа.– 2018. №1. – с. 20-38.
8. Буркова, Т.В. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию / Т. В., Буркова // Начальная школа.– 2019. №11. – с. 68.
9. Волина, В.В. Веселая грамматика / В.В., Волина. – М.: Знание, 2018. – 42 с.
10. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников / П. Я., Гальперин Вопросы психологии // – 2019. №5. – с. 76.
11. Гизатуллина, Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно / Д.Х., Гизатуллина. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 35-62 с.
12. Горецкий, В.Г. Об обучении грамоте/В. Г. Горецкий Начальная школа// – 2018. №9. – с. 12-29.
13. Гошезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В., Гошезо. –М.: Просвещение, 2019. – 108-117 с.
14. Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка / Е. С., Грабчикова // Начальная школа. – 2019. №3. – с. 48.
15. Грушников, П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах / П.А., Грушников. – М.: Просвещение, 2018. – 97 с.
16. Двужилова, Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов / Л. В., Двужилова // Начальная школа. - 2019. №4. – с. 56-57.
17. Двужилова, Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи / Л. В., Двужилова // Начальная школа.– 2019. №2. – с. 33-37.
18. Ераткина, В.В. Работа над непроверяемыми написаниями / В. В., Ераткина // Начальная школа.– 2019. №6. – с. 94.
19. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию / П.С.Жедек, М.И., Тимченко // Начальная школа. -2018. №8
20. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах/ П.С. Жедек, М.С. Соловейчик. – М.: АРКТИ, 2019. – 267 с.
21.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 2020.
22. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.А. Светловская. – М.: Просвещение. – 2018. – 74-89 с.
23. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2018. №12. – с. 94-99.
24.Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М.Р., Львов. – М.: Академия, 2019. – 268 с.
25. Львов, М.Р. Хрестоматия по методике русского языка/ М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2018. – 175-190 с.
26. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С., Рождественский. – М.: ВЛАДОС. – 2019. – 46-52 с.
27.Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : Пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 2019. - 158, с.; 22 см.
28.Приступа,Г.Н.Основы методики орфографии в средней школе / Проф. Г. Н. Приступа ; Рязан. гос. пед. ин-т. - Рязань :2018. - 319 с.; 20 см.
29. М. М. Разумовская. Методика обучения орфографии в школе / учитель : Рыжова М. В. Передо мной книга – М: Просвещение. – 2020 – с 84-90.
30. Ушакова Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И. Ушакова // Русский язык в школе. 2018. №4.
31. OOP_NOO_2021-2022.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
32. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | ГАРАНТ (garant.ru)
33.Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2018
34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .- М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
35. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: НОРМА, 2019. - 448 c.42-48
36. Ушинский, К. Д. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 2. Русская школа / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 448 c.
37. mp-gr.pdf (lbz.ru)(Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова)
38.Решетова Т.А./Модели при обучении первоклассников чтению и письму / Т. А. Решетова // журнал Начальная школа : Науч.-методич. журнал / М-в образования РФ . – 2018 . – N8 . – С. 58 – 61.