Файл: Методические рекомендации по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка заключение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


называния объясняемой орфограммы;

диктант из слов с данной орфограммой, взятых из контрольной работы, с объяснением условий ее выбора;

другие упражнения по выбору учителя (подбор однокоренных слов, составление словосочетаний или предложений, образование разных форм слова),

работа по учебнику, работа с карточками и так далее.

Работа над одним видом орфограммы обычно рассчитана на 5 – 6 мин.

Практика показывает, что можно выбрать общий способ исправления орфографических ошибок с учетом характера орфограммы, представляющей собой последовательного выполнения определенных действий и основывающей на общем способе решения орфографических задач:

произнеси слово;

разбери слово по составу и определи место ошибок в слове(этот пункт вносится после изучения темы «Состав слова»;

определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;

вспомни (прочти) правило;

выполни указания правила в таблице;

выбери ошибки на то же правило и исправь их;

приведи примеры на то же правило.

Задание на дом предусматривает повторение учениками всех слов, над которыми велась работа, а также заучивание правописания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок.

Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками», имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом: учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.


Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся

Система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:

использование цифрового обозначения орфограмм.

дифференцированное исправление ошибок учителем.

сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.

использование памятки в работе над ошибками.

Данные приёмы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму и стремление оформлять свои мысли грамотно.
1.2. Классификация орфографических ошибок и их предупреждение
Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка. Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется, обобщается.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для учащихся начальных классов важными являются такие орфографические темы: «Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях»; «Правописание согласных (звонких и глухих), непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов»; «Слитно-раздельные и дефисные написания». Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.

Орфографические ошибки – это один из видов ошибок в русском языке. Они делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические.



Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам относятся:

нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и «Ц»: шырокий, жыр, ещо, делаеш;

искажение написания значащих частей слова, а именно основы, корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза;

неправильное написание начальной формы слова: адютант, шеснадцать и т.д.;

неправильный перенос слов: пос-тупить, соз-нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов;

нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов;

неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешиход и др.;

ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.

Фонетико-орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам.

К фонетико-орфографическим ошибкам относятся несколько их разновидностей:

отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков: (ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков (прыкрыть, зимный, прыбыл); ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков (просба, менше, возми); отражение на письме произносительных особенностей южнорусских диалектов (береть, знають);

отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков учащимися: ледакция (вместо редакция), соколад (вместо шоколад).

Грамматико-орфографические ошибки – это такие образования форм или построения словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим законам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки называют языковыми. Они подразделяются на грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические.


К грамматико-морфологическим ошибкам относятся:

употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора;

искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У спортсмен не было времени.; В зале не было зрителев.

образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм множественного числа: Он упал без сознаний; Учитель обращал вниманий на людей.;

употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У орла была крыла.;

образование формы единственного числа от существительных имеющих только форму множественного числа: Ножница моя пропала.;

использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли, освободившие от снега;

употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы заехали к товарищу.;

неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне подошел товарищ, с мной не разговаривает.

Грамматико-орфографические ошибки называются грамматико-морфологическими тогда, когда нарушение норм литературного языка связано с изменением и образованием формы слова.

К этой категории ошибок относятся:

неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом.;

неправильное управление вида глагола: Антону все время стало хуже (становилось); Я решил покупать себе собаку. (купить);

несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь.; Я поехал купить собаку, долго думая.;

несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому что она не спала.

Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические ошибки на следующие темы:

В I классе:

жи, ши (например: ершы, пружына…)

ча, ща (например: рощя, трещят…)

чу, щу (например: хлопочют, блещют…)

ударные и безударные гласные (польцы, сталы…)

парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос
)

а также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней гласной.

Во II классе:

правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок, галстуг…)

правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто, помедоры…)

правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)

не с глаголами (негорит, неидет…).

В III классе:

правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…)

изменение имен прилагательных по падежам (утренния…)

правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова, шепчит, светет…).

Также в III классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Одной из причин появления орфографических ошибок является незнание орфографической нормы к моменту письменной работы.

Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изучаемые к моменту письменной работы и на изучаемые в школе. Нормы, не изучаемые к моменту письма, относятся либо к программе данного класса, либо к программе следующих классов. Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе. Из данного факта вытекают следующие методологические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности (например: в начальной школе не изучается тема «Наречие», поэтому ошибки в написании наречий учитель не учитывает при оценке орфографической грамотности).

Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость. Например, такая физкультминутка поможет снять психофизическое напряжение:

Мы ладошкой потрясем,

Каждый пальчик разомнем.

Раз, два, три, четыре, пять