Файл: Методические рекомендации по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка заключение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Односложные слова без стечения согласных: дом, мак.

Двусложные слова.

Открытый слог + открытый слог (рама, раки).

Открытый слог + закрытый слог (замок, кулак).

Закрытый слог + открытый слог (парта, пилка).

Закрытый слог + закрытый слог (ландыш, фонтан).

Одно сложные слова со стечением согласных в конце слова (бант, волк).

Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, слон, кран).

Двусложные слова разной звуковой структуры с изученными гласными.

В ходе звуко-слогового анализа у детей формируется направленность внимания на звуковую сторону речи. В активный словарь вводятся слова термины: звук, буква, слог, слово, ударение, гласный, согласный.

В дальнейшем работа со звуками и буквами будет рассматриваться одновременно, и такая работа называется звукобуквенный анализ. П.С. Жедек предлагает два типа звукобуквенного анализа слов: фонетико-графический разбор и фонетико-орфографический разбор [19]. Главная особенность фонетико-графического разбора заключается в том, что для разбора используются слова, запись которых не требует применения правил правописания. Задача фонетико-орфографического разбора нацелена с одной стороны на развитие орфографической зоркости учащихся, с другой – на освоение правил правописания. Соотношение звуков и букв не только графически, но и орфографически – путь к грамотному письму. Эта работа должна идти с постепенным усложнением:

1. Побуквенное печатание слова по схеме. ______|_______ (Например, бусы)

2. Слоговая запись слова по схеме. |______|_______ (Например, Нина).

3. Запись целого слова под диктовку с опорой на схему и последующей проверкой записанного слова. ___|___ (рука)

4. Запись слова с безударной гласной в корне слова с опорой на схему _о_|__ (стоит)

Такого рода задания помогают ученикам увидеть, сколько в слове гласных звуков – красный цвет, синий цвет – твёрдый согласный, зелёный цвет – мягкий согласный. Схема помогает понять, какие звуки в слове. Сверху от условного значка размещается буква, которая обозначает звук в данном слове. Все это облегчает процесс письма без дополнительного напряжения.

Работа над звукобуквенным анализом слов, окажет положительное воздействие на формирование фонетико-фонематического восприятия. Важно, чтобы такая работа проводилась систематически с применением дидактических игр и разнообразных приёмов подачи слов.

Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса. Как пишет М.Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов».[25]


Многие сегодня знакомы с таким способом формирования орфографической зоркости, как письмо с пропусками, применяемое в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова [37]. Если просто дать детям установку пропускать при записи место, где сомневаешься, то лишь немногие смогут осознанно этим воспользоваться, так как сомневаться большинство детей и не умеют. Отсюда и возникает необходимость специально организованной системы обучения

Предлагаемая методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова.

На первом этапе работы дети учатся опознавать признаки орфограммы, то есть безударные гласные. Затем необходимо учить обнаруживать ударные и безударные гласные, хорошо слышать звуки, определять их характеристики. Поэтому следует включать в уроки следующие упражнения:

– назовите гласные звуки в слове «земля». Охарактеризуйте их.

– назовите слова, в которых гласные буквы не соответствуют звукам: река, шары, враги.

– какой гласный звук никогда не произносится без ударения.

– в слове «собака» назовите буквы, несоответствующие звукам.

На этом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударный и безударный гласный. Учащиеся также знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таких словах ошибку сделать нельзя (горка, брюки, буфет).

На втором этапе работы следует познакомить со звуковой записью слов. Сначала это обозначение звуков условными значками, принятыми в азбуке, то есть кружочки красного, синего и зелёного цвета. В начале для отдельных звуков [а], [у] и так далее. Затем для простейших слов с постепенным усложнением [мак], [котик], [написал]. Важное условие – постепенность. Сначала учитель пишет транскрипции сам. Когда дети привыкнут к таким записям и смогут прочитать их, они будут сами транскрибировать слова. Затем в звуковой записи слова определяется позиция каждого звука (слабая и сильная) [cасна]. И только после этого можно писать слова с пропуском орфографии в слабой позиции [б.бры], [дом.к].

Далее усваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.


Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой в корне, приставке, суффиксе, окончании её нужно сначала узнавать. Таким образом, первоклассники учатся не выбирать букву, а пока только обнаруживать «опасности письма».

На последнем четвёртом этапе учащиеся знакомятся с орфографией как явлением, когда имеется выбор букв. Ребёнок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Например: с о\а ва, ёл о\а чка, н а\о лил. Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю, а в конце слова – у, а, я. (сырок, парта).

Задания на этом этапе могут быть следующие:

– подобрать гласную букву так, чтобы получилось слово: Д…м (у, о, ы, е), п…л (у, а, о, е).

– записать мену букв в словах: гора, сова, налил.

– в предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв: Вет…р с сил…й н...л...та...т. (Вет е/и р с сил о/а й н а/о л и/ет а е|и т).

Такая система действий удобна тем, что дети сначала учатся определять характеристики звука, его место в слове, позицию, потом решают можно ли писать букву на месте звука или нет. Через некоторое время дети станут записывать слова с пропусками «опасных» мест сразу по слуху. В первом классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов. Данная методика находит конкретное воплощение во втором и в третьем классах.

Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.

Известно, что списывание включено в программу обучения только как один из видов упражнений, цель которых – сформировать у детей умение безошибочно копировать текст. Со многими проблемами учитель сталкивается при обучении детей списыванию. Первоклассникам не всегда понятно, что значит списать предложение. В лучшем случае дети механически переписывают готовый текст, то есть каждую букву из текста переносят в тетрадь, используя побуквенное списывание. Каков же наиболее продуктивный вид списывания? Как определить условия его эффективности? Ответ на эти вопросы дала П.С. Жедек, предлагая специальный алгоритм этого вида работы, основанный на теории речедвижений [20].

Первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком, конечно же так, как мы говорим, не глядя при этом в текст.


Второй этап работы – обратить внимание ребенка на орфографическую форму списывания предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически, и затем проговорить его орфографически, не глядя в текст. Эти два этапа осуществляются до самого процесса письма, они являются подготовительными. На этих этапах можно построить так называемые опорные схемы, которые в период обучения грамоте часто используются. Так, при записи предложения – Кота зовут Барсик. – сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему.

|__о______ ____о_______ |________ .

Составление опорных схем даёт установку на правильное написание слов не только с безударными гласными, но и запоминание других орфограмм (раздельное написание слов, заглавная буква, оформление предложения).

На третьем этапе ребенку необходимо для усиления орфографической ориентировки необходимо выделить орфограммы. П.С. Жедек предлагает выделять орфограммы, используя целую систему подчеркивания в соответствии с классификацией орфографии (так, например, орфограмма слабой позиции – одной чертой, сильной позиции – двумя чертами)

На четвёртом этапе, можно приступать к записи предложения, обязательно диктуя себе орфографически. Хорошо известно, что дети, только начинающие учиться писать, как правило, проговаривают быстрее, чем записывают. Преодолеть эту трудность можно лишь при условии, что удастся синхронизировать операции проговаривания записи элементов слова и их записи. Сделать это самому ученику крайне сложно, ему необходима помощь учителя. Эффективным средством, которое можно использовать для достижения этой цели, является организация письма в заданном темпе: ученики проговаривают элементы записанного слова вместе с учителем, который выбирает темп проговаривания, ориентируясь на наиболее медленно пишущих учеников. Затем темп проговаривания и письма постепенно ускоряется. На этом этапе необходимо также исключить возможность повторного обращения к слову в процессе его записи.

На пятом этапе остается лишь осуществить действие самоконтроля – проверка и сравнение с образцом, причем и здесь наши подчеркнутые орфограммы помогут, они будут основными контрольными точками.

Алгоритм списывания, предлагаемый П.С. Жедек, выглядит так:

– внимательно прочитай предложение;


– повтори его, не заглядывая в текст;

– подчеркни в предложении все орфограммы;

– прочитай предложение орфографически;

– повтори предложение ещё раз, орфографически, проговаривая все звуки;

– закрой текст, начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы;

– сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы [20].

Для того чтобы дети чётко усвоили этот алгоритм, его можно представить в виде модели, которую предложила учитель гимназии Т. А. Решетова [38].

Такой способ действий имеет место в методике, представленной М. С. Соловейчик в методических рекомендациях к учебнику для первого класса [21]. Когда детям предлагается задание списать, они сначала восстанавливают этот алгоритм, а затем приступают к работе.

Таким образом, целесообразно начинать обучение грамоте одновременно с обучением орфографическому проговариванию. Следует при работе по предупреждению орфографических использовать метод языкового анализа и синтеза, к ним относятся: звуко-буквенный анализ, словообразовательный и морфемный анализ, морфологический и синтаксический анализ. Также можно использовать метод запоминания. Он предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся и применяется в основном для усвоения слов на непроверяемых правилами. Вместе с этим следует использовать следующие группы орфографических упражнений – грамматико-орфографический разбор, списывание, диктанты, лексико-орфографические упражнения и изложения.
2.2. Методические рекомендации по предупреждению

орфографических ошибок у младших школьников на уроках

русского языка

Работа над орфографией начинается в период обучения грамоте и носит преимущественно пропедевтический характер: ученики практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые мягкие, звонкие глухие).

В этот период ученики знакомятся с такими орфограммами : заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, заглавная буква в начале предложения и точка в конце, правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание безударных гласных, написание парных звонких-глухих согласных, написание непроверяемых безударных гласных, разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак.

Наибольшую сложность