Файл: Технологии управления качеством дидактического процесса. С.Н. Северин, В.В. Савчук, Брест, БрГУ, 2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

9) Подходы к качеству образования.

11) Компонентный состав качества обучения.

10) Сущность понятия «качество образования».

35) Сущностные признаки дидактического прогнозирования.

39) Классификации методов прогнозирования.

44) Сущность экспертизы в педагогическом контексте.

45) Экспертиза как метод исследования.

31) Образовательная и педагогическая прогностика. Сущность понятия «педагогическое прогнозирование». Научные подходы к педагогическому прогнозированию.

33) Дидактическое прогнозирование как технология управления качеством дидактических систем и процессов.

30) Линейный, концентрический, блочно-модульный способы проектирования программных продуктов.

26) Закономерная связь «содержание - технология». Признаки технологичности дидактического процесса.

4) Функция дидактической системы и се компонентов.

18) Нормы педагогического проектирования.

19) Технология педагогического проектирования.

17) Типы (виды) педагогического проектирования.

1) Дидактическая система как подсистема образовательной системы. Сущность понятий «дидактическая система» и «дидактический процесс». С целью управления дидактической системой (ДС), необходимо представить ее как системный объект. «Система» рассматривается как совокупность связанных компонентов, ко­торые образуют определенную целостность, единство. Любая социально-­гуманитарная система характеризуется «человеко-размерностью», т.е. представляет собой сложную, исторически развиваю­щуюся систему, включающую в себя (как компонент) человека, и соразмерную с его действиями. Краевский определил систему как целостный комплекс компонентов, которые связаны таким образом, что с изменением одного компонента изменяются и другие. Сущность понятия «дидактическая система» предпола­гает: - описание с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более широкой системы; - параметрическое описание - основанное на эмпирических наблюдениях опи­сание свойств, признаков и отношений исследуемого объекта; - морфологическое описание - определение компонентного состава объекта и его структуры (системы связей между компонентами), выделение системообразующих связей, обеспечивающих целостность системы. С позиции ученых, между компонентами системы могут устанавливаться следующие виды связей: взаимодействия, порожде­ния. преобразования, строения, функционирования, развития и управления; функциональное описание - описание функций каждого компонента в систе­ме. Основная функ­ция ДС как подсистемы образовательной системы вуза заключается в обеспечении не­обходимых и достаточных условий для организации качественного и эффективного взаимодействия педагогов и студентов, направленного на формирование и развитие у них компетентности в различных областях. ДП рассматривается как ДС в ди­намике. Взаимодействие компонентов ДС порождает ДП - целенаправленное взаимо­действие педагогов и учащихся, направленное на освоение последним содержания обучения с использованием средств обучения (т.е. форм, методов, технологий).

2) Компоненты дидактической системы. ДС «в статике» целесообразно рассматривать как подсистему образовательной систе­мы, основными компонентами которой являются цель, содержание, формы, методы и технологии обучения, ресурсы и результаты. Связи таких компонентов как педагоги и учащиеся с вышеуказанными порождают реальный ДП как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой ДС. При этом цель выступает системообразующим компонентом ДС, определяющим содержание, методы, формы, технологии педагогического взаимодействия. С позиций системного подхода между компонентами ДС вуза можно установить следующие связи: 1.структурные связи (прямые и обратные), определяющие направленность взаимодействия между компонентами системы; 2.генетические связи / связи порождения, возникающие между целью как сис­темообразующим компонентом ДС и другими ее компонентами; 3.связи взаимодействия, вызывающие при изменении одного из компонентов ДС соответствующие изменения других; данные связи устанавливаются также между участниками ДП и опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаи­модействия; 4. связи преобразования между целью и результатами обучения, реализуемые через другие компоненты ДС (содержание, формы, методы, технологии обучения, ре­сурсы), обеспечивающие это преобразование; между учащимися и педагогами, обеспе­чивающие их развитие. Анализ связей, существующих между компо­нентами ДС, позволяет сделать вывод, что они носят не детерминированный (при­чинно-следственный), а целесообразный характер.


5) Специфика функционирования и развития дидактической системы. Для любой ДС, согласно системному подходу, характерно определенное поведе­ние, т.е. смена состояний жизнедеятельности. Существует два режима жизнедеятельно­сти ДС: режим функционирования и режим развития. Режим функционирования: Цель: Обеспечение воспроизводства адек­ватного конкретному контексту со­стояния ДС, поддержание ДС в оп­тимальном «рабочем состоянии», обеспечение качества и эффек­тивности ДП. Условия осуществления: Осуществляется в неизменных ус­ловиях, предполагает относительно устойчивое состоя­ние ДС. Характер изменений: Изменения носят локальный, адап­тивный характер, направлены на достижение в данном контексте наилучших результатов при рацио­нальных расходах времени, сил и средств. Направленность: Обратимость, цикличность, осуще­ствление регулярной, повторяю­щейся деятельности. Управление качеством: Предполагает получение результата заданного качества за счет обеспе­чения качества ДП. т.е. поиска и внедрения целесообразного, адек­ватного контексту, оптимального сочетания содержания, форм, мето­дов и технологий обучения исходя из имеющихся ресурсов и условий,в которых осуществляется ДП. Режим развития: Цель: Обеспечение перехода ДС к качест­венно новому состоянию, повыше­ние качества и эффективности ДП. Условия осуществления: Осуществляется в изменяющихся условиях, предполагает неустойчи­вое состояние ДС. Характер изменений: Изменения носят радикальный, сис­темный характер, предполагают качественные структурные преобра­зования ДС и ее компонентов, появ­ление новых системных, интегра­тивных качеств. Направленность: Необратимость, ни одно из состоя­ний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на бо­лее поздней выходит на более высо­кий уровень. Управление качеством: Предполагает повышение качества результатов посредством управле­ния не только качеством процесса, но и качеством целеполагания. кон­текста (ресурсов и среды). С целью обеспечения оптимального функционирования и развития ДС вуза, перманентного повышения качества и эффективности обучения необходимо наукоем­кое управление ДС, которому уделяется все большее внимание в контексте технологизации сферы образования и внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях.


18) Нормы педагогического проектирования.

Нормы пед. Проектирования: систем­ность, наукоемкость, междисциплинарность, синтетический, интегрированный харак­тер, нормированность, технологичность, целезаданность и прагматичность, инноваци­онность (обеспечение «режима развития» образовательной системы), рефлексивность (перманентная рефлексия процедуры и результатов), качество и эффективность как це­левые приоритеты.Наукоемкость проектирования обеспечивается знанием-пониманием педагогиче­ских закономерностей, в частности:Содержание педагогического процесса детерминировано его ценностно­целевыми приоритетами. Единство содержательного и процессуального аспектов педагогического про­цесса. Качество педагогического процесса («цель - результат») закономерно обуслов­лено условиями, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие, оптимальным ресурсообеспечением. «Ядро» педагогического проектирования состав­ляет связка (пентада) «ценности - цели - содержание - инструментарий - ресурсо- обеспечение». Целезаданность и прагматич­ность-нацеленность на получение совершенно определённого, практически значи­мого результата на основе междисциплинарного прогностического знания.Педагогическое проектирование как деятельность по разработке целей, содержа­ния, методов и форм педагогического взаимодействия имеет синтетический, интегри­рованный характер. В нем прослеживается соединение технократического и гумани­тарного, исследовательского и прогностического, логического и иррационального, ре­продуктивного и творческого, информационно-образовательного, личностно и соци­ально-преобразовательного начал. Проектирование предполагает интеграцию уровней проектирования (от теоретического до локально-методического).

19) Технология педагогического проектирования.

Технология пед. проектирования включает процедуры мониторинга, диагностики, прогнозирования, целеполагания, структурирования содержания и методического инструментария, ресурсообеспечения, разработки методики (технологии) педагогического взаимодействия, экспертизы про­екта и рефлексии.Управление пед. процессом начинается с мониторинга его актуального состояния. Функции мониторинга заключаются в выявлении и моделировании актуального состояния педагогического процесса.. Результаты мониторинга, диагностики целевой группы, результаты междисциплинарных научных исследований, объектом которых выступал педагогический процесс, являются источниками прогнозирования вероятно­стного состояния объекта управления. Результатом прогнозирования является прогноз - суж­дение о вероятностном состоянии педагогического объекта, сово­купность прогностических моделей, отражающих это состояние. Цель как идеальный прогнозируемый результат являет­ся системообразующим компонентом любой дидактической системы (процесса), опре­деляющим содержание, методы, формы, технологии взаимодействия.


Следующий этап проектирования - педагогическая интерпретация, конкретизация стратегической цели на уровне содержания обучения и воспитания как на теоретиче­ском уровне, так и на уровне реаль­ного педагогического процесса. Следующий этап проектирования заключается в структурировании содержания педагогического взаимодействия, в педагогической интерпретации на уровне содержа­ния «древа целей». Далее проектировщик осуществляет конструирование системы педагогических (методы, методические приемы, формы, технологии) и материально-технических средств, обеспечивающих качественное освоение содержания (видов опыта). Далее проектировщик осуществляет формирование оптимального ресурсообеспечения (Интернет-ресурсы; локальная сеть, компьютерные обучающие программы, мультимедийные презентации и др.).


17) Типы (виды) педагогического проектирования.

Типы пед. проектирования:1) психолого-пед.проектирование образовательных процессов-обучение как освоение способов деятельности, формирование как освоение со­вершенной формы действия, воспитание как взросление и социализацию;2)социально-пед. проектирование образовательных институтов и об­разовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.Виды проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:1)социально-пед. проектирование, направленное на изменение соци­альной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами. Соци­ально-педагогическое проектирование выполняет функцию педагогического упорядо­чения социокультурной среды, выявляя и изменяя внешние факторы и условия, кото­рые влияют на социализацию человека. 2)психолого-пед. проектирование, целью которого становится преоб­разование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов. 3)образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качест­ва образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов. В рамках образовательного проектирования создаются проекты развития образования в государстве в целом и в отдельных регионах. Объектами образовательного проектирования являются качест­во образования и управление качеством, развитие образовательных систем и инсти­тутов. Объектами педагогического проектирования - качество и управление качест­вом педагогического процесса,развитие педагогиче­ского процесса, реализуемого в рамках образовательных систем, и институтов.