Файл: Технологии управления качеством дидактического процесса. С.Н. Северин, В.В. Савчук, Брест, БрГУ, 2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

9) Подходы к качеству образования.

11) Компонентный состав качества обучения.

10) Сущность понятия «качество образования».

35) Сущностные признаки дидактического прогнозирования.

39) Классификации методов прогнозирования.

44) Сущность экспертизы в педагогическом контексте.

45) Экспертиза как метод исследования.

31) Образовательная и педагогическая прогностика. Сущность понятия «педагогическое прогнозирование». Научные подходы к педагогическому прогнозированию.

33) Дидактическое прогнозирование как технология управления качеством дидактических систем и процессов.

30) Линейный, концентрический, блочно-модульный способы проектирования программных продуктов.

26) Закономерная связь «содержание - технология». Признаки технологичности дидактического процесса.

4) Функция дидактической системы и се компонентов.

18) Нормы педагогического проектирования.

19) Технология педагогического проектирования.

17) Типы (виды) педагогического проектирования.

14) Специфика гуманитарного проектирования. Проектирование как социокультурный феномен. Подходы к определению сущности понятия «педагогическое проектирование». Гуманитарное проектирование – это технология «работы с будущим», включающим в себя разработку замыслов преобразования мира и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим, но именно таким, как было задумано. Такого ряда деятельность необходима при проектировании многокомпонентных динамических систем, к которым можно отнести и образовательные системы.

В соответствии с современными методологическими, культурологическими, науковедческими положениями проектирование предстает как социокультурный феномен, основными характеристиками которого выступают: - направленность целевых усилий на заранее планируемые преобразования; - обращенность к реальности будущего, рождающегося в мышлении и обеспечивающего благодаря рефлексии; - нацеленность на развитие проектируемого объекта. В процессе проектирования состояние определенного объекта не только прогнозируется, но и преобразовывается, что предполагает его развитие, тотальную трансформацию структуры, качественно новый уровень функционирования. Проектирование – это не только разработка проекта, но и его практическая реализация. Проект- это представление о будущем результате образовательной деятельности и процессе его достижения. В педагогике «проектирование рассматривается как: - Наукоемкая образовательная деятельность. - Средство развития субъектов проектирования. - Как система норм. - Как технология управления качеством образовательного процесса. - Педагогическое проектирование обеспечивает преобразование сферы образования на системной прогностической основе. Именно проектирование позволяет технологически грамотно организовать и реализовать ОП, обеспечивая тем самым его максимальную качество. Проектирование выступает как инструмент управления качеством ОП, как технология управления ОС, обеспечивающая ее «режим развития». Ключевым моментом пед.проектир. является представление учебного материала в виде системы по­знавательных, исследовательских, практических и др. задач. Целью-доминантой педагогического проектирования выступает развитие его субъектов. Основными нормами педагогического проектирования выступают систем­ность, наукоемкость, междисциплинарность, синтетический, интегрированный харак­тер, нормированность, технологичность, целезаданность и прагматичность, инноваци­онность, рефлексивность, качество и эффективность как це­левые приоритеты. Педагогическое проектирование как деятельность по разработке целей, содержа­ния, методов и форм педагогического взаимодействия имеет синтетический, интегри­рованный характер.


34) Дидактическое прогнозирование как инвариантный компонент (процедура) педагогического проектирования. Место, роль и характер дидактического прогнозирования в процессе педагогического проектирования. Дидактическое прогнозирование является инвариантным компонентом педагогического проектирования и позволяет на научной основе спроектировать адекватные изменяющемуся контексту возможные сценарии развития ДС, тем самым обеспечивает качество и эффективность будущего ДП. Необходимость в прогнозировании при педагогическом проектировании возникает, как минимум, дважды: непосредственно перед проектированием и по его завершении. Можно выделить условно два вида прогнозирования в зависимости от последовательности их использования в процессе педагогического проектировании: «пред-проектное»(проектирование цели,сод-я,форм методов) и «пост- проектное»(проверка) прогнозирование. Прогнозирование может осуществляться на грех уровнях:1.на уровне государственных структур, осуществляющих содержательно­нормативное проектирование (специалисты, разрабатывающие образовательные стандарты, типовые учебные планы, типовые программы);2.на уровне проектировщика. осуществляющего теоретическое, содержательно-процессуальное и локально-методическое проектирование (преподаватели, разрабатывающие учебные программы);3.на уровне структур учреждений образования, осуществляющих оценку качества разработанных программных продуктов (например, сектор контроля качества).


35) Сущностные признаки дидактического прогнозирования.

Признаком дидактического прогнозирования, определяющим его сущность является наукоемкость. Прогнозирование качества функционирования и развития разноуровневых и разновекторных ДС (моделей) необходимо осуществлять с позиции современной науки. Дид. прогнозирование является законосообразной деятельностью, в основе которой лежит анализ достоверных объективных междисциплинарных данных о ретроспективном и современном состоянии ДС вуза, научная оценка их реальной значимости и прогностических возможностей, анализ существующих закономерностей и тенденций развития, использование научных методов, обладающих прогностическим потенциалом, при построении вариативных сценариев развития ДС вуза. Наукоемкость прогнозирования обусловливает необходимость его технологизации:научного обоснования разработки и последующего использования прогностического инструментария. Наукоемкость дидактического прогнозирования обеспечивается знанием-пониманием дидактических закономерностей и выявлением системных связей между компонентами ДС вуза.Прогнозированию присуща контекстность (не изолированное рассмотрение объекта прогнозирования, а с учетом его многосторонней обусловленности различными факторами и условиями, его соотнесенности с определенным контекстом/ контекстами) и стохастичность (существование поля неоднозначных путей развития ДС вуза в виду перманентного влияния на нее субъективных и объективных факторов, условий, контекста и его динамики) Стохастичность обусловливает невозможность однозначного определения вектора развития ДС вуза и предполагает, в логике системно-модельного подхода, разработку и сосуществование вариативных (альтернативных) прогнозов (прогностических моделей), определение наиболее вероятных тенденций развития, выбор наилучшего сценария развития с учетом ряда факторов, условий, связей и зависимостей, динамики контекста. перманентность (непрерывность) осуществления ДПр. Рефлексия(норм и регулятивов, используемых методов, методик, алгоритмов) пронизывает весь процесс прогнозирования, позволяет определить детерминанты, обеспечивающие качество ДП. качество его результатов.

38) Алгоритм прогнозирования качества дидактического процесса. Характеристика процедур нормативного прогнозирования. Алгоритм прогнозирования качества ДП вкл. процедуры:1)рефлексия и систематизация междисциплинарных данных о ДС;2)выявление и рефлексия закономерностей и тенденций развития ДС; 3)критический анализ «прогностического фона» (факторов и условий, определяющих специфику реализации ДП). определение системообразующих факторов и условий, детерминант, обеспечивающих качество ДП, качество его результатов;4)определение («расчет») коррелята факторов и условий;5)разработка возможных механизмов минимизации негативных факторов, снижающих качество ДП и увеличивающих ресурсозатратность;6)описание условий, создание которых будет способствовать повышению качества ДП и сокращению ресурсозатрат;7)разработка системы критериев и показателей, отображающих качество проекта ДП и отдельных его составляющих;8)разработка методов оценки качества ДП.9)оценка качества (экспертиза)ПП;10)конструирование исследовательских прогностических моделей: сценариев, описывающих возможные и наиболее вероятные варианты функционирования экспортируемых проектов ДП.11) оценка «рисков» и возможных негативных последствий внедрения экспертируемых проектов ДП.12)конструирование нормативных прогностических моделей: рекомендаций/ указаний, описывающих варианты конкретных шагов по коррекции ПП и обеспечению оптимального качества ДП в условиях того или иного контекста;13)верификация разработанных прогностических моделей и их корректировка.14)консалтинг авторов ПП и сопроектирование. Нормативное пр-е. - процедурами 4-9, 12-14. На четвертом этапе прогнозирования производится «расчет» коррелята факторов и условий и конструируется (в логике системно-модельного подхода) ряд альтернативных моделей прогностического фона, наиболее реально отражающих возможные варианты сочетаний фоновых факторов и условий, в которых будет осуществляться ДП. Следующие два этапа прогнозирования предполагают разработку соответствующих разработанным моделям возможных механизмов минимизации негативных факторов, снижающих качество ДП и увеличивающих ресурсозатратность, и описание условий, создание которых будет способствовать повышению качества ДП и сокращению ресурсозатрат.


36) Виды дидактического прогнозирования: исследовательское (поисковое) и нормативное. Специфика нормативного дидактического прогнозирования. Исследовательское прогн-е определяют как мысленное моделирование перехода от настоящего к будущему, как прогнозирование возможного направления развития объекта исходя из объективно сложившихся закономерностей. Под нормативным прогнозированием понимают моделирование перехода от будущего к настоящему, прогнозирование желательного, идеального, оптимального состояния объекта в будущем, поиск наилучшего пути достижения некоторой конечной цели в определенный будущий момент. Результаты исследовательского прогнозирования задают импульс для осуществления нормативного прогнозирования - наукоемкой деятельности; направленной на определение оптимальных сценариев реализации ДП, обеспечивающих его качество в конкретном контексте, и разработку конкретных мер по обеспечению соответствующего качества проектов ДП. Прогнозирование качества ДП не исключает исследовательского прогнозирования, однако, носит преимущественно нормативный характер. Атрибуты нормативного прогнозирования: связь с исследовательским прогнозированием, ориентация на заданную цель и систему критериев, практикоориентированный (прикладной) характер. Нормативное прогнозирование невозможно в отрыве от исследовательского, оно опирается на результаты последнего. Нормативный подход в прогнозировании должен обязательно сочетаться с поисковым во избежание односторонности оценок и дезориентации управления. Нормативное прогнозирование качества ДП невозможно без предварительного анализа тенденций и закономерностей развития ДС. определения «фоновых» факторов и условий, влияющих на реализацию ДП. Нормативное прогнозирование как компонент проектирования предполагает разработку критериев и показателей, описывающих оптимальный проект будущего ДП, оценку на их основе качества проектов и разработку рекомендаций по их радикальному изменению, частичной корректировке либо внедрению. Нормативное прогнозирование всегда осуществляется на основе заранее поставленной цели и предполагает определение совокупности распределенных во времени и взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение поставленной цели оптимальным образом. Ценность нормативного прогн-я как инструмента управления качеством ДП заключается в том. что оно позволяет не просто выявить возможные проблемы и определить альтернативные сценарии реализации будущего ДП, а оценить их возможную эффективность, сопоставить полученные значения, найти среди них оптимальное и на этой основе выработать конкретные рекомендации для повышения качества проектов ДП и обеспечения качества ДП в будущем.


37) Алгоритм прогнозирования качества дидактического процесса. Характеристика процедур исследовательского прогнозирования. Алгоритм прогнозирования качества ДП вкл. процедуры:1)рефлексия и систематизация междисциплинарных данных о ДС;2)выявление и рефлексия закономерностей и тенденций развития ДС; 3)критический анализ «прогностического фона» (факторов и условий, определяющих специфику реализации ДП). определение системообразующих факторов и условий, детерминант, обеспечивающих качество ДП, качество его результатов;4)определение («расчет») коррелята факторов и условий;5)разработка возможных механизмов минимизации негативных факторов, снижающих качество ДП и увеличивающих ресурсозатратность;6)описание условий, создание которых будет способствовать повышению качества ДП и сокращению ресурсозатрат;7)разработка системы критериев и показателей, отображающих качество проекта ДП и отдельных его составляющих;8)разработка методов оценки качества ДП.9)оценка качества (экспертиза)ПП;10)конструирование исследовательских прогностических моделей: сценариев, описывающих возможные и наиболее вероятные варианты функционирования экспортируемых проектов ДП.11) оценка «рисков» и возможных негативных последствий внедрения экспертируемых проектов ДП.12)конструирование нормативных прогностических моделей: рекомендаций/ указаний, описывающих варианты конкретных шагов по коррекции ПП и обеспечению оптимального качества ДП в условиях того или иного контекста;13)верификация разработанных прогностических моделей и их корректировка.14)консалтинг авторов ПП и сопроектирование. Исследовательское прогнозирование-процедуры 1-3 и 10-11. На 1 этапе осуществляется их критическая рефлексия и систематизация с помощью фактографических и экспертных методов прогнозирования. 2этап прогнозирования — анализ ретроспективного и актуального состояния ДС вуза - является обязательным и позволяет выявить основные закономерности ее функционирования и тенденции развития. 3 этап прогнозирования предполагает осущ.критического анализа «прогностического фона», т.е. факторов и условий, определяющих специфику реализации ДП.

23) Уровни проектирования содержания дидактического процесса. Уровни проектирования: 1). Концептуальный. Ориентируется на создании концепции объекта или на их прогностич модельн представлении. ( модель образоват стандартов) Продукт носит универсальный характер и может служить методом для создания аналогичных продуктов. 2) Содержательно-нормативный ур. Предполагает получение продукта со св-вами соответств диапозона, его возможн. Использ. И функционал назначен. (типовой учебн план)3) Процессуально-технолог. Выводит проектн деят в реал процесс , где необходимый продукт готовый к практич применению. (учебн программа по дисциплине) .