ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
§ 2. Основные понятия наследственного права
§ 3. Законодательство о наследовании
§ 2. Форма и порядок совершения завещания
§ 3. Отмена и изменение завещания. Недействительность завещания
§ 5. Особые завещательные распоряжения завещателя
Осуществление, оформление и охрана наследственных прав
§ 1. Осуществление наследственных прав
Что же касается производственных кооперативов, то наследник может быть принят в кооператив, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Если в приеме в кооператив наследнику отказано, то он вправе получить от кооператива действительную стоимость унаследованной доли (пая) либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами ГК, других законов или учредительными документами данного юридического лица.
В ст. 1176 ГК оставлен открытым вопрос, может ли наследник в судебном порядке оспорить отказ в приеме его в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив. На этот вопрос надлежит ответить утвердительно. Если может быть обжаловано в суд решение об отказе в защите гражданских прав, принятое в административном порядке, то дорога в суд тем более не закрыта в тех случаях, когда отказ в защите исходит от органов управления соответствующего хозяйственного товарищества, общества или кооператива. А то, что отказ наследнику в приеме в хозяйственное товарищество, общество или кооператив воспринимается им как нарушение его гражданских прав, сомнений не вызывает. Но если суд установит, что отказ в приеме основан на законе и учредительных документах соответствующего юридического лица, ему не останется ничего иного, как вынести решение об отказе в удовлетворении заявленного наследником требования.
Куда более радикальные изменения произошли в определении объема прав, коими располагает наследник потребительского кооператива. Эти изменения зафиксированы в ст. 1177 ГК.
В ранее действовавшем законодательстве на пути, который должен был пройти наследник, дабы заступить место умершего члена потребительского кооператива, ставилось немало препонов. Достаточно напомнить, что если умирал член жилищно-строительного кооператива, паевой взнос которого за квартиру не был полностью погашен, то наследник, по общему правилу, мог претендовать на принятие его в кооператив и на закрепление за ним квартиры лишь тогда, когда он проживал в ней вместе с умершим членом кооператива. Если же он проживал где-то на стороне, то дело ограничивалось выплатой ему погашенной части паевого взноса за вычетом амортизационных отчислений. Кооператив отказывал такому наследнику в приеме в члены кооператива, ссылаясь на то, что в кооперативе есть члены кооператива либо проживающие совместно с ними члены их семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Если же наследник обращался в суд, то суд отказывал ему в заявленном требовании о приеме в кооператив, ссылаясь на то, что наследник, не проживавший совместно с умершим членом кооператива, не имеет преимущественного права на вступление в кооператив в силу гражданско-правовых оснований.
Не меньшие трудности возникали и на пути тех, кто желал заступить место наследодателя в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан. Так, в законе об указанных объединениях было предусмотрено, что если садовые, огородные и дачные земельные участки находятся в собственности граждан, то они могут быть унаследованы на общих основаниях как по закону, так и по завещанию. А вот если указанные участки предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, то они могут наследоваться только по закону.
Положение усугублялось тем, что Примерные уставы жилищно-строительного, дачно-строительного, гаражного и иных кооперативов в свое время опрометчиво были признаны утратившими силу, в результате чего в правовом регулировании имущественных, членских и других отношений, возникающих в указанных кооперативах, образовался вакуум, что отнюдь не способствовало наведению в этих кооперативах элементарного порядка. Правда, положение несколько стабилизировалось после того, как законами о собственности (вначале СССР, а затем и РСФСР) было установлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за предоставленное ему в пользование помещение или строение, приобретает на него право собственности. Впоследствии это положение было закреплено и в части первой ГК (см. п. 4 ст. 218 ГК).
Из этого высшими судебными органами (вначале Верховным Судом СССР, а затем и Конституционным Судом РФ) были сделаны принципиально важные выводы.
Во-первых, членство в кооперативе является сугубо добровольным. Никто не может быть силком затащен в кооператив, точно так же как никого нельзя насильно удерживать в кооперативе.
Во-вторых, с того момента, когда член кооператива полностью погасил свой паевой взнос, он становится собственником предоставленного ему помещения или строения, будь то квартира, дача, гараж, со всеми вытекающими из этого последствиями. Он может распорядиться этим помещением или строением по своему усмотрению, в том числе в порядке наследования, причем никакого согласия кооператива в лице его органов управления для этого не требуется. Став собственником соответствующего помещения или строения, гражданин может оставаться членом кооператива, а может в любое время из него выйти.
Те же права принадлежат и наследнику, который по завещанию или по закону унаследовал помещение или строение, на которое наследодатель при жизни приобрел право собственности.
Выработанные в ходе предшествующего развития законодательства и судебной практики положения во многом предопределили содержание ст. 1177 ГК. Но законодатель на этом не остановился, а пошел значительно дальше.
Как и в отношении производственного кооператива, установлено, что в состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай, А далее следуют положения, которые применительно к производственному кооперативу, поскольку он покоится на принципе трудового участия членов кооператива в его деятельности, в ст.1176 ГК не сформулированы.
Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительного кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в кооператив.
Какие выводы из этих положений могут быть сделаны?
Во-первых, наследник члена потребительского кооператива имеет право быть принятым в кооператив, независимо от того, о каком потребительском кооперативе идет речь, каков порядок уплаты в этом кооперативе паевых взносов и имеется ли по этим взносам задолженность, а также независимо от того, каково целевое назначение этих взносов: расходуются ли они на погашение задолженности по ссуде, выданной умершему члену кооператива, как это имеет место в жилищно-строительном кооперативе, или на какие-то иные цели, предусмотренные законом или уставом кооператива (например, уставом сельского потребительского общества). Таким образом, наследник имеет право быть принятым в кооператив, хотя бы на день открытия наследства задолженность по ссуде погашена не была, а следовательно, наследодатель собственником соответствующего помещения еще не стал.
Во-вторых, вступление в потребительский кооператив — это право, но отнюдь не обязанность наследника. Но если задолженность по ссуде еще не погашена, то наследник, дабы закрепить за собой помещение, которое впоследствии перейдет в его собственность, должен в кооператив вступить, хотя и сможет из него выйти, как только приобретет на помещение право собственности.
В-третьих, не вызывает сомнений, что отказ в приеме в кооператив, чем бы он ни мотивировался (например, тем, что паевой взнос полностью еще не выплачен), наследник может оспорить в судебном порядке.
Пункт 1 ст. 1177 ГК рассчитан на сравнительно простую ситуацию, когда лишь один наследник претендует на то, чтобы быть принятым в кооператив. Значительно сложнее обстоит дело, когда пай умершего члена кооператива перешел к нескольким наследникам и на прием в кооператив претендует не один, а несколько наследников. Кому из них следует отдать предпочтение при приеме в кооператив, а кому ограничиться выплатой причитающихся им сумм или выдачей вместо них какого-либо имущества в натуре? Решая этот вопрос, необходимо обратиться к п. 2 ст. 1177 ГК, законодательству о потребительских кооперативах и к учредительным документам того кооператива, о котором идет речь. Полезно привлечь и ст. 1168 ГК, которая в этом вопросе может служить каким ни на есть ориентиром. Если наследство открылось после смерти члена жилищного, дачного или иного кооператива, призванного удовлетворять жилищно-бытовые потребности граждан, то преимущественным правом на вступление в кооператив должен пользоваться тот наследник, который при жизни наследодателя совместно с ним пользовался соответствующим помещением или строением и другого жилого помещения не имеет. При определении же порядка, способов и сроков компенсации наследников, которые в кооператив не будут приняты, могут быть использованы правила ст. 1170 ГК. Возникающие между наследниками споры о том, кто из них имеет преимущественное право на вступление в кооператив, о порядке, сроках и способах компенсации, а также иные споры подлежат разрешению судом.
Вопросы наследования земли, безотносительно к тому, когда, кому и на каком правовом основании земельный участок был предоставлен, должны решаться с учетом положений нового Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 30 октября 2001 г. Согласно этим положениям граждане могут быть собственниками земельных участков; землепользователями, т. е. владеть и пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами, т. е. владеть и пользоваться земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков, т. е. владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или по договору субаренды; обладателями сервитута, т. е. иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками.
Земельным кодексом предусмотрено, что после введения Кодекса в действие, т. е. с 30 октября 2001 г., гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование или на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования, равно как и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан до введения Кодекса в действие, за ними сохраняется. В постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. подчеркивается, что в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под своим имуществом в данном случае следует понимать имущество, принадлежащее лицу на только на праве собственности, но и на ином вещном праве. Следовательно, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав как право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя и землевладельца именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъято иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ГК РФ такие вещные права на земельные участки как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения подлежат защите применительно к правилам о защите права собственности1.
Гражданин, обладающий земельным участком на праве бессрочного (постоянного) пользования, не вправе им распоряжаться. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, также не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право бесплатно, но при том однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Отправляясь от этих положений, обратимся к раскрытию содержания ст. 1181, которая определяет порядок наследования земельных участков.
Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Отметим, прежде всего, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком на общих основаниях может перейти к наследникам как по завещанию, так и по закону.
Если же земельный участок принадлежал гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, то он в состав наследства не входит, а потому и не может быть закреплен за наследниками на том же праве, на каком принадлежал самому умершему. Объясняется это тем, что распоряжение земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование, не допускается, причем никаких исключений для перехода участка по наследству не предусмотрено (ср. п. 4 ст. 20 и п. 2 ст. 21 ЗК). Наследники, которые унаследовали находящиеся на земельном участке объекты недвижимости, могут либо взять этот участок в аренду, либо приобрести его у государства или соответствующего муниципального образования в собственность за плату.