ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Национальное счетоводство. Система макроэкономических показателей
1. Содержание и функции национального счетоводства. Понятие национального богатства
2. Валовый национальный продукт
4. Номинальный, реальный и потенциальный внп
5. Показатели снс, рассчитываемые на базе внп
6. Внп как синтетический показатель эффективности экономики
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
1. Циклическое развитие экономики. Фазы экономического цикла
3. Особенности циклического развития командной экономики
1. Понятие макроэкономического равновесия
3. Ценовые и не ценовые факторы, влияющие на спрос
4. Совокупное предложение и факторы его определяющие
5. Равновесный уровень цен и реальный внп
Тема 5. «Классическая и неоклассическая теория макроэкономического анализа»
1. Классическая модель макроэкономического равновесия. Закон Сэйя
2. Особенности неоклассического подхода к макроэкономическому равновесию
3. Макроэкономическая модель Вальраса
Тема 6: «Кейнсианская модель макроэкономического равновесия»
1. Основные положения Кейнсианской теории эффективного спроса
5. Макроэкономический анализ потребления и сбережения
3. Функции потребления. Кейнсианский крест
4. Макроэкономический анализ инвестиций и сбережений
5. Инвестиционный мультипликатор
6. Кейнсианский подход к решению проблемы макроэкономического равновесия. Парадокс бережливости
7. Кризис теории эффективного спроса. Неокейнсианство
Тема 6: «Макроэкономические проблемы формирования рынка труда»
1. Безработица как социально-экономическое явление
3. Особенности рынка труда в современной России
4. Кривая Филипса в краткосрочном периоде
5. Взаимосвязь между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде (стагфляция)
Тема 7: «Деньги. Финансово-кредитная система»
1. Деньги как продукт развития обмена. Эволюция денег
3. Денежная система. Виды денег. Денежные агрегаты
4. Предложение денег. Денежный мультипликатор
Тема 8: «Инфляция и антиинфляционное регулирование»
1. Инфляция на основе роста спроса (инфляция покупателей)
2. Инфляция на основе роста издержек производства
5. Антиинфляционная политика государства
Тема 9: «Фискальная политика государства»
1. Сущность и функции налоговой системы
2. Классификация и виды налогов
Тема 10: «Распределение доходов и проблема бедности в экономике»
2. Виды экономических циклов
В экономике выделяют:
1) Краткосрочные циклы (Китчена) их продолжительность 2-4 года. Эти циклы связаны с необходимостью переориентации общественного производства с одних товаров на другие.
2) Среднесрочные (Жугляр, Маркс), их продолжительность в 19 веке 10-12 лет, сейчас от 5 до 8 лет. Их существование связано с обновлением основного капитала и с необходимостью новых инвестиций.
3) Строительные циклы 18-20 лет. Их существование обусловлено необходимостью создания отдельных элементов основного капитала (жилых домов, производственных сооружений).
4) Длинные волны Кондратьева 45-60 лет. Автор связывал существование таких циклов с обновлением основного капитала длительного пользования (трубопроводы).
В современных теориях существования больших циклов связывают коренными изменениями в научных знаниях. Принципиальные изменения в науке, определяющие структурные сдвиги в экономике, проявляются, как правило, через 30-50 лет. Новые системы машин и технологии в начале обеспечивают интенсивный рост экономической эффективности, а затем тиражирования этого производственного потенциала не даёт возможности повысить эффективность производства, происходит экстенсивный рост экономики (наступает понижательная часть волны Кондратьева, которая заканчивается «ямой Кондратьева»). Все виды циклов как бы входят друг в друга, при этом в зависимости от стадии больших циклов, фазы малых, либо усиливается, либо ослабевают. Если подъем промышленного цикла совпадает с повышательной частью волны Кондратьева, то подъем наиболее выражен и наоборот.
3. Особенности циклического развития командной экономики
(см. Журавлева, Ведяпин – Экономическая теория)
Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad – as)
1. Понятие макроэкономического равновесия
Экономические системы любого ранга стремятся к равновесию. Равновесие возникает в том случае, когда балансируется система общественных потребностей и наличные экономические ресурсы для их удовлетворения. Уровень потребностей в рыночной экономике определяется с помощью спросовых ограничений. Экономические ресурсы увеличиваются за счёт их интенсивного использования, а это возможно только в том случае, когда права собственности на них свободно перекупаются.
Процесс согласования спроса и предложения происходит на макро и микро уровне. На микро-уровне равновесие возникает когда спрос равен предложению, этому состоянию рынку соответствует равновесная цена и равновесный объём продаж. Микроэкономическое равновесие мы рассматривали при неизменных ценах на все другие блага и при неизменном уровне доходов.
Т.к. на макро-уровне описание ведется с помощью агрегатированных величин, то рассматривается равновесие на рынке товаров, денег, труда. В этом случае на рынке товаров ВНП по доходам = ВНП по расходам.
Если переходить к потреблению и сбережению, то С+S=C+I. Следовательно, инвестиции равны сбережениям, при этом в классической теории инвестиции и сбережения зависят от процентов S(r)=J(r). В кейнсианской модели сбережение это функция дохода S(V)=J(r).
На рынке труда предложение труда равно спросу. Спрос на труд определяется реальной предельной доходностью на него. Предложение труда зависит от реального уровня зарплаты.
На рынке денег равновесие реализуется через уравнение обмена Фишера MV=PQ, М - количество денег в обращении, V - скорость обращения одной денежной единицы, P - общий уровень цен в экономике, Q - количество благ реализуемых на рынке.
PQ = реальный ВНП.
Макроэкономическое равновесие может быть реальным и идеальным.
Идеальное равновесие – мысленно представленное равновесие, при котором на всех микрорынках обеспечивается равновесие спроса и предложения. Это осуществляется в случае, когда все рыночные структуры представлены рынками совершенной конкуренции.
Реальное равновесие – это равновесие, сложившееся в условиях существующей формы конкуренции. В этом случае возможно неравновесное состояние на отдельных рынках. Реальное равновесное состояние эффективно, если оно обеспечивает экономический рост. Обеспечение реального равновесия предполагает существование в экономике резервов в виде безработицы, производственных мощностей и запасов.
2. Совокупный спрос
Модель AD – AS служит основой для исследования макроэкономических колебаний в экономике для выявления причин колебаний, что дает возможность вырабатывать экономическую политику. Совокупный спрос – это тот объём продукции, который субъекты экономики готовы купить по каждому из сложившихся уровней цен за определённый период времени. Иными словами AD – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, производимые в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос, и уровнем цен в экономике.
Если со стороны правительства нет ограничений, и в экономике отсутствует инфляция, то в этом случае рост AD стимулирует увеличение объема спроса и занятости.
Если же экономика близка к состоянию полной занятости, то стимулирование роста совокупного спроса не приведет к экономическому росту, а вызовет лишь инфляцию.
Носителями AD вызывают 4 агрегированных субъекта экономики. Главную роль играю домохозяйства. На их долю приходится свыше 50% совокупного спроса. Спрос домохозяйств зависит: 1) от доходов, которые они получают от экономической деятельности; 2) от размера имущества, находящегося в их распоряжении; 3) от численности населения и от системы распределения доходов по группам населения.
Предпринимательские фирмы определяют основную часть инвестиционного спроса. Под ним понимается их спрос на основной и оборотный капитал. Инвестиционный спрос – это наиболее мобильная часть совокупного спроса. Он опережает во времени изменения спроса на потребляемые товары. В этой связи общий инвестиционный спрос делится на индуцированный (инвестиционный спрос, связанный с необходимостью перехода на производство новых потребительских благ) и автономный (инвестиционный спрос, связанный с восстановлением изношенного основного капитала).
Спрос госсектора включает спрос на потребительские товары и инвестиции, которые осуществляет государство. Государственный спрос имеет тенденцию к увеличению, что связано с регулирующей функцией государства.
Спрос заграничного сектора зависит: 1) от уровня богатства других стран; 2) от уровня цен на отечественную и иностранную продукцию; 3) от курса валют.
Последние 2 фактора определяют коэффициент реальных условий обмена ,Pв - уровень внутренних цен, Pz – уровень цен за границей, L – обменный курс отечественной валюты (показывает сколько единиц отечественной валюты дают за одну единицу иностранной).
3. Ценовые и не ценовые факторы, влияющие на спрос
Совокупный спрос, так же как и индивидуальный спрос, предполагает обратную связь между величиной цен и совокупным спросом. Увеличение общего уровня цен ведет к снижению совокупного спроса и наоборот. В соответствии с этим кривая совокупного спроса имеет падающий слева на право характер.
Падающий характер кривой AD нельзя объяснить микроэкономическими причинами. Движение совокупного спроса происходит под влиянием специфических ценовых и не ценовых факторов. Причем, ценовые факторы приводят к движению совокупного спроса по данной кривой, а неценовые смещают кривую AD влево, вправо по каждому из уровней цен.
Выделяют 3 макроэкономических ценовых детерминанты:
Эффект процентной ставки
Эффект богатства
Эффект импортных товаров.
Процентная ставка – это плата за деньги. При всеобщем повышении цен и при данном объеме денежной массы увеличивается спрос на деньги. Субъектам экономики требуется их больше даже для сохранения прежнего уровня покупок. Это приводит к росту процентных ставок. Деньги становятся дорогими, что приводит к сокращению покупательной способности субъектов экономики, т.е. наблюдается обратная связь между ростом уровня процентной ставки и спросом на реальный ВНП.
Эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков). Часть богатства субъектов экономики представляется в форме высоколиквидных активов. При повышении уровня цен владельцы активов с фиксированными доходами теряют часть своих доходов, а следовательно могут меньше купить. При дефляции владельцы активов с фиксированными доходами наоборот богатеют.
Эффект импортных товаров. Общее повышение цен на внутреннем рынке приводит к двум эффектам: во-первых, субъекты экономики переориентируют свой спрос с национальных товаров на импортную продукцию, во-вторых, иностранные покупатели нашей продукции уходят с нашего рынка. Все это приводит к тому, что чистый экспорт сокращается и совокупный спрос падает.
Неценовые детерминанты:
1) Уровень благосостояния домохозяйств: чем выше доходы домохозяйств, тем выше совокупный спрос по всем уровням цен. При этом с ростом доходов имеет место запаздывание совокупного спроса домохозяйств. Это обусловлено тем, что доходы с определённого момента все больше не проедаются, а накапливаются. Таким образом, с ростом доходов кривая AD смещается вправо. Верно и обратное.