ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Национальное счетоводство. Система макроэкономических показателей
1. Содержание и функции национального счетоводства. Понятие национального богатства
2. Валовый национальный продукт
4. Номинальный, реальный и потенциальный внп
5. Показатели снс, рассчитываемые на базе внп
6. Внп как синтетический показатель эффективности экономики
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
1. Циклическое развитие экономики. Фазы экономического цикла
3. Особенности циклического развития командной экономики
1. Понятие макроэкономического равновесия
3. Ценовые и не ценовые факторы, влияющие на спрос
4. Совокупное предложение и факторы его определяющие
5. Равновесный уровень цен и реальный внп
Тема 5. «Классическая и неоклассическая теория макроэкономического анализа»
1. Классическая модель макроэкономического равновесия. Закон Сэйя
2. Особенности неоклассического подхода к макроэкономическому равновесию
3. Макроэкономическая модель Вальраса
Тема 6: «Кейнсианская модель макроэкономического равновесия»
1. Основные положения Кейнсианской теории эффективного спроса
5. Макроэкономический анализ потребления и сбережения
3. Функции потребления. Кейнсианский крест
4. Макроэкономический анализ инвестиций и сбережений
5. Инвестиционный мультипликатор
6. Кейнсианский подход к решению проблемы макроэкономического равновесия. Парадокс бережливости
7. Кризис теории эффективного спроса. Неокейнсианство
Тема 6: «Макроэкономические проблемы формирования рынка труда»
1. Безработица как социально-экономическое явление
3. Особенности рынка труда в современной России
4. Кривая Филипса в краткосрочном периоде
5. Взаимосвязь между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде (стагфляция)
Тема 7: «Деньги. Финансово-кредитная система»
1. Деньги как продукт развития обмена. Эволюция денег
3. Денежная система. Виды денег. Денежные агрегаты
4. Предложение денег. Денежный мультипликатор
Тема 8: «Инфляция и антиинфляционное регулирование»
1. Инфляция на основе роста спроса (инфляция покупателей)
2. Инфляция на основе роста издержек производства
5. Антиинфляционная политика государства
Тема 9: «Фискальная политика государства»
1. Сущность и функции налоговой системы
2. Классификация и виды налогов
Тема 10: «Распределение доходов и проблема бедности в экономике»
1. Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, чтб сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
3. Распределительная (или перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и других.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
4. Фискальная функция. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
2. Классификация и виды налогов
Государство, создавая налоговую систему, исходит из необходимости эффективной собираемости налогов. Это означает их своевременное и полном объеме поступление при минимуме затрат на изъятие. В этой связи используются разные формы изъятия налогов.
В первую очередь налоги делятся на прямые и косвенные. Для прямых налогов характерно, что в качестве объекта налогообложения выступают доходы или имущество субъектов экономики.
Прямые налоги взимаются в форме непосредственного изъятия части доходов или стоимости имущества субъектов экономики. Это означает, что плательщиками налогов являются собственники дохода или имущества.
Прямые налоги носят адресный характер, т.е. точно определены те субъекты, с которых они будут взиматься.
При установлении прямых налогов ставки по ним дифференцированы в зависимости от размеров доходов или оценки стоимости имущества.
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги – это налоги, которые взимаются по кадастровому методу с имущества субъектов экономики. Кадастр – оценка имущества как объекта налогообложения.
К реальным налогам относятся земельный налог, налоги на ценные бумаги.
Личные налоги – это налоги на доходы или имущество субъектов экономики, взимаемые у источников доходов или по декларации. К ним относится налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль фирм, налог с наследства и дарения.
При личном налогообложении объекты учитываются индивидуально по каждому плательщику, а также учитывается финансовое и семейное положение субъекта.
Кроме реальных и личных к прямым налогам относятся взносы в фонд социального страхования. Это специальные платежи физических и юридических лиц государству для оказания последним социальных услуг. С помощью взимания средств в фонды социального страхования государство обеспечивает бесплатные медицинские услуги, помощь безработным, пенсионное обеспечение. Таким налогом является Единый социальный налог. Он взимается в размере 26 % от фонда оплаты труда. Эти взносы фирмы относят на свои издержки и тем самым включаются в цену производимых товаров. В конечном итоге плательщиками этого вида социального взноса являются покупатели продукции фирмы.
Косвенные налоги.
Косвенным налогам присуще то, что ими облагаются товары и услуги, в основном, потребительского назначения. Косвенные налоги взимаются с плательщиков косвенным образом путем включения их в цену товара, услуги или тарифа. Это ведет к удорожанию блага для потребителя.
Косвенные налоги не носят адресного характера по отношению к плательщикам. Они адресны по отношению к товару, услуге или тарифу, т.е. эти налоги платит тот, кто желает купить товар. Косвенные налоги не учитывают уровень доходов потребителей. К косвенным налогам относятся:
Акцизы. В качестве основных объектов выступают ликероводочная продукция, табачные изделия.
Налог на добавленную стоимость. Взимается по фиксированным ставкам (в данный момент 18%) с той части стоимости товара, которая добавлена в процессе производства данной фирмой, предпринимателем. В качестве добавленной стоимости рассматривается заработная плата, амортизация, расходы на электроэнергию, транспортные расходы, реклама и прибыль.
Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, которыми облагаются импортные, экспортные или транзитные товары. Их плательщиками являются все внешнеторговые организации.
В зависимости от цели государство устанавливает фискальные, протекционные, антидемпинговые и преференциальные пошлины.
Фискальные имеют своей целью увеличивать доходы казны за счет экспортно-импортных операций.
Протекционные устанавливаются с целью защиты собственных производителей товара.
Антидемпинговые пошлины устанавливаются для защиты внутреннего рынка от недобросовестных иностранных конкурентов.
Преференциальные пошлины устанавливаются на товары, в возе которых заинтересовано государство.
Налоги можно классифицировать также по уровням взимания. Чаще всего используется трехуровневая система. Выделяют федеральные налоги, региональные и местные.
Налоги также делятся на общие и целевые. Общие изначально не имеют прямого целевого назначения, а целевые взимаются для решения конкретных социально-экономических проблем и имеют особую кассу.
Особенности налоговой системы России
В Российской Федерации используется трехуровневая система взимания налогов. Она включает федеральные налоги, налоги субъектов федерации и местные налоги.
К федеральным налогам относят НДС, акцизы, налоги на доходы банков и страховых фирм, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налоги на воспроизводство материально-сырьевой базы, за пользование природными ресурсами, частично налог на прибыль фирм, налог на доходы физических лиц, налоги на наследство и дарение, за пользование общенациональным названием.
Всего налоговая система включает приблизительно 200 федеральных налогов. В качестве главных выделяют налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц.
Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения является валовая прибыль. Для расчета налога из валовой прибыли вычитается необлагаемая прибыль или облагаемая в особом порядке (прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции).
Прибыль после изъятия налога образует чистую прибыль предприятия.
Налог на добавленную стоимость введен с 1992 года, так же как и налог на прибыль.
Сначала ставка была 28%, затем 20%, а сейчас снижена до 18%. На сельскохозяйственную продукцию и ряд товаров потребительского назначения – 10%.
Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства. Тем самым при его исчислении исключают повторный счет. При взимании НДС субъект и носитель налогов не совпадают. Налогоплательщики имеют возможность перекладывать его уплату на покупателей продукции. Тем самым, НДС – налог на конечных покупателей продукции.
От уплаты НДС освобождаются услуги в сфере образования, культуры, спорта, городского пассажирского транспорта.
Налог на доходы физических лиц выплачивается физическими лицами при получении ими дохода или в конце года по декларации.
База налога включает в себя заработную плату, дивиденды по акциям, проценты по паевым вкладам, натуральные выплаты.
К налогам субъектов федерации относятся платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество предприятий.
Местные налоги включают налог на имущество физических лиц, на строительство промышленных предприятий, земельный налог, сборы за право на торговлю и т.д.