Файл: Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Становление и развитие философии

16. Всеединство бытия

3. Философия как разновидность мировоззрения

6. Специфика философского знания

1. Предмет и методы философии

7. Функции философии

9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

11. Основной вопрос философии и 2 его стороны

11. Основной Вопрос Философии

12. Материализм и идеализм в философии

14. Материальное и идеальное

15. Самоорганизация бытия

17. Движение и развитие, диалектика

21. Бытие как мир идей.

22. Пространство и время

24. Детерминизм и индетерминизм

25. Эволюционная и креационная модели

26. Познание, творчество, практика

27. Вера и знание

28. Понимание и объяснение

29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

30. Понятия истины

32. Филосовская методология

5.Философствование как исследование.

18.Множественность форм бытия.

1. Формы бытия.

20.Теория хаоса(синергетика)

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

34. Рационализм и эмпиризм.

35. Интуитивизм.

36. Феноменология.

37. Прагматизм

38.Логическое мышление: дедукция и индукция.

Индукция и дедукция

39. Формально-логический закон мышления

40. Логика и язык

41. Научное познание.

43. Рост научного знания и нтр.

44. Научная методология.

45. Человек, общество, культура.

46. Человек как философская проблема

47. Человек и природа.

48. Учения о душе.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

49. Философская антропология 20-го века.

50. Человек- культурное существо. Человек

Культура и природа человека

52. Что такое природа человека. Природа Человека

53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

54. Сознание и самосознание личности.

55. Сознание и бессознательное.

56. Существование человека.

57. Философия любви.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

58. Свобода и ответственность.

59. Формирование и развитие форм культуры.

Материальная культура

Духовная культура

Информационная культура

Физическая культура

Виды культуры

Культура общества

62. Девиантное поведение.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

64. Религиозные ценности и свобода совести.

65. Основной жизненный цикл общества.

66. Культура и цивилизация.

67. Трудовая теория стоимости.

Теории стоимости

68. Человеческий и социальный капитал.

Ваш человеческий и социальный капитал

69. Глобальные проблемы современности.

Список глобальных проблем

Попытки решения

Глобальные проблемы современности

Третья важная сфера проблем, касающихся науки и нравственности, это проблемы, с одной стороны, взаимодействия науки с сопредельными областями знания, а с другой - взаимодействия теории с экспериментальной областью в самой науке, где совершается выход за пределы теории - в жизнь. Вначале - о соотношении науки и других форм духовного освоения мира. Вернее, о том, как ученые соотносятся в своем сознании с этими другими формами. А соотношение это не всегда пронизано добротой, благожелательностью и стремлением к взаимопониманию. Ученые, особенно представляющие точные науки, в своем отношении ко всему иному (не научному, неученому) нередко бывают высокомерны, проявляют гордыню. Последняя же есть не что иное, как смертный грех, т.е. качество чрезвычайно скверное, заставляющее человека видеть мир через кривое стекло. При этом достается не только представителям искусства (этот конфликт когда-то вылился в нашей стране в дискуссию между "физиками и лириками"), но и собратьям-гуманитариям, дисциплины которых расцениваются как "болтовня". Впрочем, действительно талантливым и масштабным ученым подобный порок гордыни не присущ. Многие из них прекрасно осознают и понимают важность для человека не только музыки или изобразительного искусства, но и литературы, истории, философии - всей совокупности гуманитарного знания.  Интересен вопрос о соотношении науки и эзотеричекого знания. Эзотерика (тайноведение) пришла к современному человеку из глубины веков, когда она считалась "священной наукой". В ней есть немало идей об устройстве мира и судьбах человека, которые могут быть востребованы сегодня, хотя и в иной терминологии, в иной понятийной сетке. Целый ряд современных ученых усмотрели прелюбопытные параллели между передовой физикой и древним знанием, в экспериментах проверили характеристики эзотерического опыта, изучают эффекты, всегда считавшиеся оккультными, в лабораторных условиях. Научная этика велит ученым, не связанным с эзотерической парадигмой, относиться к этому виду миропонимания с достаточным уважением. Можно не принимать смыкания эзотерики и науки, но записывать всех занятых изучением нетривиальных феноменов в шарлатаны тоже не стоит. Нравственность ученого оказывается в подобных вопросах связана с его открытостью к новому, непонятному, необъясненному, с его умением разумно осмысливать шокирующие факты, которые не могут быть вписаны в привычный образ мира. Лучше, когда противостояние "подлинные ученые - ученые-мракобесы", "догматики - пионеры познания" не возникает в острой форме, ведущей к взаимному шельмованию и ярлыкам.  Научная этика в огромной степени связана с таким пластом исследований, как эксперимент, который есть не что иное, как проверка теоретической гипотезы на практике, ее всестороннее испытание с варьированием условий. Эксперименты исходно проводились в естественных науках, изучающих природные процессы. Активное экспериментирование начинается в Новое время, когда идет общий процесс рационализации и десакрализации действительности. Научный эксперимент предполагает в своем изначальном варианте, что субъект-экспериментатор воздействует на объект - природное нечто, не обладающее качествами субъективности. Камень, дерево, металл не могут откликнуться, отозваться, вступить с исследователем в диалог. Они безропотно переносят любое воздействие, сопротивляясь лишь пассивно, самим фактом своего существования. Чтобы упорно экспериментировать, надо быть уверенным, что у субстанций нет ощущений, подобных человеческим. Иначе говоря, научный эксперимент как бы по определению выносится за пределы нравственности. Широкомасштабное экспериментирование над природой в XX в., массированное воздействие техники и разнообразных технологий, ядерные испытания, отравление земли, воздуха и воды химическими отходами продолжают линию атаки на "бездушную природу", и практика эта все более приводит к нарушению экологического баланса и угрозе жизни человечества. Поэтому здесь обнаруживается выраженный нравственный мотив: не щадить природу - значит не щадить человека. С возникновением этого нравственного мотива возрождаются и древние, давно забытые и осмеянные представления о том, что земля - живое существо, огромный сложный организм. Грубое вмешательство доставляет планете боль, и продолжение испытаний вполне можно числить по ведомству зла. Еще более остро стоит вопрос об экспериментах на животных. Известно, что знаменитой павловской собаке даже поставлен памятник. Действительно, и лекарства, и отравляющие вещества испытывают на животных: кроликах, крысах, лабораторных мышах. На них же проверяют протекание болевого шока, рост опухолей и множество других вещей. Эти эксперименты выглядят полезными и моральными, только если мы абстрагируемся от страданий, которые испытывают ни в чем не повинные существа, попавшие в руки экспериментаторов. Исследователи утверждают, что без такого рода опытов нельзя будет помочь человеку, но как бы то ни было, в представление о доброте и нравственности подобные действия никак не вписываются. Возможно, что с дальнейшим развитием компьютерной техники придет пора, когда люди откажутся от экспериментирования по отношению к "братьями меньшими" и будут исследовать необходимые процессы в рамках информационного моделирования. Еще более тесно научное экспериментирование оказывается связано с нравственностью, когда речь идет о людях. Было бы наивно думать, что на них не экспериментируют. Однако даже если не брать опыты на заключенных, которые проводились в фашистских концлагерях и порой негласно проводятся в тюрьмах, то поле экспериментирования с объектом "человек" оказывается все равно чрезвычайно велико. Мы не оговорились. Когда человек подвергается эксперименту, он становится объектом - как камень, как металл, как лабораторная мышь. Его рассматривают как инертное пассивное начало, которым можно манипулировать, которое не в силах проявить свою субъективность: характер, волю, протест. Нечто подобное возможно увидеть в психологии. Разумеется, психологи не хотят причинить зла участникам своих экспериментов, но, ставя их в положение манипулируемых, обманываемых, разоблачаемых, они вольно или невольно низводят их до уровня лабораторных животных. В особенности опасными оказываются эксперименты, связанные с межличностными отношениями и самооценкой индивида, его представлением о собственной личности. Игровая ситуация, созданная в эксперименте, искусственно организованное столкновение воль и характеров способны повредить "образу я" и "я-концепции" человека, породить в нем комплексы, вызвать озлобление и недоверие к миру. Очевидно, что к экспериментам в психологии должны применяться особо строгие моральные критерии, а сам процесс экспериментирования требует точности и тонкости построения, использования косвенных форм выяснения истины. Не менее, а может быть, и более опасными в силу своего размаха являются социальные эксперименты. Собственно, такое историческое событие, как большевистская революция 1917 г. в нашей стране, тоже может быть рассмотрено как своего рода исторический эксперимент: попытка проверить ленинский вариант марксовой гипотезы о социалистической революции. В. И. Ленин исходил из теоретической концепции К. Маркса, он внес в нее существенные коррективы и в подвернувшейся ситуации попытался осуществить план мировой революции. Но поскольку эксперимент с мировой революцией не удался, пришлось прибегнуть к ряду новых экономических и социальных экспериментов, первым из которых после гражданской войны был НЭП. Дальнейшую историю мы знаем и можем утверждать, что проверки теоретических конструкций на целых государствах и поколениях людей стоят этим людям и государствам очень дорого. Аналогичным по размаху и негативным последствиям экспериментом явилась попытка применять в современной России принципы крайнего рыночного либерализма. Даже локальные экономические и организационные эксперименты, проводимые, казалось бы, без фундаментальных потрясений и протекающие под контролем власти, все равно зачастую приносят огромные трудности тем, кто живет на "подопытных территориях": они попадают в неудобное, необычное положение, начинают временно жить по другим правилам, чем вся остальная страна, в связи с чем без контроля с их собственной стороны меняется их повседневная жизнь, а порой и судьба. Именно поэтому при проведении любых социальных экспериментов и ученые, и организующие данный опыт власти, должны помнить о моральной стороне происходящего, о своей ответственности перед населением. Конечно, теория, прежде всего социальная, тоже может быть нравственной или безнравственной, однако истинный моральный смысл она приобретает именно тогда, когда путем эксперимента внедряется в жизнь.



62. Девиантное поведение.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии.Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современнойдевиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возр Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мерастных, профессиональных и прочих.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

          Задатки - наследственные свойства центральной нервной системы человека. Могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Даже самые прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные.           Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности, динамика овладения знаниями, умениями, навыками. Способности развиваются в процессе деятельности человека. Способности - индивидуальные качества личности, обеспечивающие успех в деятельности.              Талант - высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.            Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности.


Ученые сегодня единодушны в том, что бесталанных людей нет, а есть люди, занимающиеся не своим делом, что каждый человек владеет огромным множеством в среднем равноценных возможностей, хранящихся в организме в виде задатков. Возможности нормального человеческого мозга -практически неограниченны. Так, память человека способна вместить в себя 1020 единиц информации, т.е. столько, сколько хранится ее в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Наши способности еще далеко не познаны и выходят часто за привычные границы (феномены - извлечение корней 31-й степени в уме из числа в 27 цифр, решение задач быстрее ЭВМ, игра в шахматы на 40 досках, знание 150 языков мира и т.п.). Главная задача человека превратить потенциальные задатки в реальные способности. А для этого требуются:           - сила воли           - целеустремленность           - настойчивость           - упорство - регулярность занятий (а не периодичность) и тренировок Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми. Познание себя, самоанализ очень важны для человека. Ведь только зная, «что во мне», человек может наиболее полно охарактеризовать свое реальное «Я», а зная «Я реальное», человек стремится приблизиться к «Я идеальному». Процесс самопознания: - это выявление сущности своего «Я» - определение своих способностей - формирование отношения к своей внешности - самооценка уровня знаний, навыком, умений, поведения и т.п. - определение индивидуальных ценностей


64. Религиозные ценности и свобода совести.

Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

65. Основной жизненный цикл общества.

Где-то на нашем земном пути (от природно-естественного к технологическому состоянию) мы потеряли ощущение общности и необходимости передачи традиций. Это изменение в нашей системе ценностей является разрывом в культуре человечества, оно дисфункционально. Если мы позволим этому продолжаться, в конце концов, мир изменится нежелательным образом. Мы старательно ищем свое будущее в космосе, но одновременно выпускаем из рук связь с прошлым. А ведь именно наше прошлое — наши предки — являются хранителями знания о том, как достигнуть звезд. Хранители знания и мудрости Во многих аборигенных культурах, так же как и в древности, люди старшего поколения считались мудрейшими. Как это и было повсюду в минувшие времена, сегодня представители старшего поколения в далеких от нас племенах по-прежнему пользуются почетом и уважением. Именно к ним обращаются за советом, когда надо определить "текущую политику" племени. Они также и духовные лидеры, ведущие племя к Высшим Мирам. Они также дедушки и бабушки, к их советам прислушиваются, потому что они обладают мудростью, приходящей только с Жизненным опытом. Во всех древних культурах молодые члены сообществ заботились о своих стариках, когда те уже не могли себя обслуживать. У их дверей оставляли пищу, воду, дрова — с любовью и уважением к их долгому пребыванию на Матери-Земле. Просто тогда быть стариком было почетно. Потому что все понимали, что старики несли в себе секреты Жизни и воспоминания, которые являются корнями существования. Подобно большинству аборигенных племен нашего времени, все древние народы знали, что наше будущее мы создаем нашими мыслями и решениями, и что без знаний и мудрости старшего поколения эти мысли и решения могут поставить нас на грань вымирания. Поэтому дедушки и бабушки племени, сохранявшие живую память о прошлом, помогали совершать правильные шаги в будущее. В наше же время люди старшего поколения — если только они не скопили достаточно денег, чтобы защититься от собственных детей и общества — чувствуют себя бесполезными и забытыми, ожидая в домах престарелых своего уже недалекого конца. Никто не приходит к ним с уважением за мудрым советом. Никто не заботится о них — даже их собственные дети. Причина же в том, что в сегодняшнем мире значение имеет только молодость. Только молодость пользуется почетом и уважением. А те, кто уже больше не молод, всячески стараются скрыть этот факт различными способами — начиная от пластической хирургии и кончая маленькими спортивными автомобилями. Средства массовой информации и кино без конца вбивают обществу в сознание, что живут по-настоящему только молодые и что только молодость дает Жизни смысл. "Момент розы" В какой-то мере, подобно свежераспустившейся розе, молодость действительно может рассматриваться как цель Жизни. Как роза, мы начинаемся с малого зернышка — такого крошечного, что его едва можно увидеть невооруженным глазом. Потом мы растем, чтобы появиться на свет, выходя младенцами из чрева матери, подобно тому, как зародыш растет из семени розы, чтобы превратиться в маленький побег, выбившийся из-под земли. Люди и розы растут до тех пор, пока не превратятся во взрослых особей. Потом наступает период размножения. Будущая человеческая мать становится красивой, сексуально привлекательной, и головы всех мужчин поворачиваются в ее сторону. Роза же на этом этапе почти мгновенно распускается волшебной красотой, и насекомые притягиваются, как магнитом, к ее царственной красной сердцевине. В сегодняшнем нашем мире поступки и ценности человечества ориентированы в основном именно на этот момент молодости и страсти, с его быстрым, даже агрессивным движением, и нередко с полным отсутствием сострадания. Такое поведение характерно для сексуального завоевания, и оно соответствует ситуации, когда самцы сражаются из-за самки. Этот мгновенный расцвет, этот плодоносящий момент наибольшей страсти, стал единственным аспектом Жизни, избранным Западом на роль божества — ценою всего остального. Старение и Жизненный Цикл Но эффективно ли такое культивирование лишь молодой энергии для общества в целом? Имеет ли смысл хвататься за нее как за единственную истинную ценность, отказываться отпустить ее, рассматривать ее как Большой Дар Жизни? Что если в Жизни существует некая цель, сокрытая за иллюзорностью внешнего мира? Что если наша Жизнь, как говорят наши предки, на самом деле не более чем виток спирали, бесконечно вращающейся и ведущей нас обратно к Истоку? И что если для того, чтобы нам остаться верными нашему высшему предназначению, мы должны быть готовы в надлежащий момент передать управление именно старшему поколению — чтобы именно оно сделало решающий и необходимый крутой поворот? Мы выражаем признательность всем старикам, живущим в наших городах в их старых телах, с их невостребованной мудростью. Ведь старики — это не только прошлое, но, что гораздо важнее, наше будущее. Кроме младенцев, еще не умеющих говорить, только они знают, что такое завершение Жизненного Цикла. И только старики, активно участвуя в нашей жизни, смогут подсказать нам, когда настанет время для решающего поворота.