ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Становление и развитие философии
3. Философия как разновидность мировоззрения
6. Специфика философского знания
9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
11. Основной вопрос философии и 2 его стороны
12. Материализм и идеализм в философии
17. Движение и развитие, диалектика
24. Детерминизм и индетерминизм
25. Эволюционная и креационная модели
26. Познание, творчество, практика
29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
5.Философствование как исследование.
18.Множественность форм бытия.
33. Познание как отражение действительности в сознании людей
38.Логическое мышление: дедукция и индукция.
39. Формально-логический закон мышления
43. Рост научного знания и нтр.
45. Человек, общество, культура.
46. Человек как философская проблема
1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.
49. Философская антропология 20-го века.
50. Человек- культурное существо. Человек
52. Что такое природа человека. Природа Человека
53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
54. Сознание и самосознание личности.
55. Сознание и бессознательное.
58. Свобода и ответственность.
59. Формирование и развитие форм культуры.
63. Задатки способности талант и гениальность человека.
64. Религиозные ценности и свобода совести.
65. Основной жизненный цикл общества.
67. Трудовая теория стоимости.
68. Человеческий и социальный капитал.
Ваш человеческий и социальный капитал
15. Самоорганизация бытия
Открытие самоорганизации в системах неорганической природы, а именно в физике и химии, имеет большое научное значение. Оно показывает, что процессы самоорганизации могут происходить в фундаменте самого здания материи. Эти процессы показывают связь живой материи с неорганической. Недавно возникшая теория самоорганизации открытых систем синергетика (Дополнительно) (от греч. «содружество») объясняет процесс самоорганизации следующим образом:
1. Для того чтобы шел процесс самоорганизации, система должна быть открытой. Изолированная система, в соответствии со вторым началом термодинамики, в конечном счете придет в состояние равновесия с максимальным значением энтропии.
2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией, и поэтому неспособна к какой-либо организации. Если система находится вблизи точки равновесия, то она со временем приблизится к этой точке и придет в состояние термодинамического равновесия.
3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (неоднородности). Такие флуктуации, т. е. отклонения от некоего среднего положения, способствуют разрушению старого порядка системы и созданию нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип образования порядка через флуктуации. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то становится ясным, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
4. Функционирование различных технических устройств основано на принципе отрицательной обратной связи. Суть этой связи: получаются сигналы от исполнительных органов технических устройств относительно положения системы. Управляющие органы корректируют систему и возвращают ее в прежнее состояние. В этой ситуации система всегда стабильна, ее эволюция невозможна. В открытых системах функционирует также и положительная обратная связь. Суть этой связи в том, что изменение системы не устраняются, а накапливаются. Это приводит к разрушению старого порядка и возникновению нового.
5. Самоорганизация может начаться в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, т. е. системы должны иметь некие критические размеры. В противном случае самоорганизация может не начаться.
6. Процессы, которые идут в системах, описываются уравнениями, которые являются нелинейными.
Ранние подходы к изучению самоорганизации в отдельных науках обозначились еще в XVIII веке. Они связаны прежде всего с деятельностью основоположника классической политической экономии Адама Смита. В своих работах А. Смит развивал идею о том, что спонтанный порядок на рынке является результатом взаимодействия различных, часто противоположных интересов многочисленных его участников. Такое взаимодействие приводит к установлению никем не запланированного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. Эту свою главную мысль он выразил в форме метафоры «невидимой руки», которая регулирует цены на рынке.
Эволюционная теория Дарвина стала мощным толчком для развертывания исследований о механизмах развития природных и социальных систем. Идеи самоорганизации стали проникать в физику. Однако на первых порах развитие этих идей в физике сдерживалось противоречием между выводами дарвиновской теории и выводами физики. Термодинамика на основе второго начала приходила к выводу о том, что закрытые системы развиваются в сторону деградации и хаоса. Эволюционная теория Дарвина, напротив, говорила о том, что живые системы в эволюционном процессе усложняются и совершенствуются.
Это противоречие между биологической и физической эволюцией удалось разрешить после того, как физика обратилась к понятию открытой системы, т. е. системы, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. При определенных условиях в открытых системах могут возникнуть процессы самоорганизации. Таким образом, было установлено, что ключ к пониманию процессов самоорганизации содержится в исследовании взаимодействия системы с окружающей средой.
К установлению общего взгляда на процессы самоорганизации ученые шли разными путями. Автор самого термина «синергетика», немецкий физик Герман Хакен, исследовал процессы в лазерах. Он выяснил, что частицы резонатора под воздействием поля начинают колебаться в одной фазе. В результате устанавливается когерентное или согласованное взаимодействие, которое приводит к согласованному поведению частиц.
Видный теоретик самоорганизации Илья Пригожин пришел к своим идеям из анализа специфических химических реакций, которые приводят к образованию определенных пространственных структур. Вместе со своими сотрудниками он построил математическую модель таких реакций. Впервые они были изучены российскими учеными Белоусовым и Жаботинским.
Теоретической основой модели стала нелинейная термодинамика, которая изучает процессы в неравновесных системах под действием флуктуаций. Если такая система удалена от точки термодинамического равновесия, то под действием флуктуаций в ней будет происходить разрушение старого порядка и создание нового. Структуры и системы, которые возникают при этом, Илья Пригожин назвал диссипативными. (Дополнительно) Они образуются за счет диссипации (рассеивание энергии) системой в окружающую среду и получения из окружающей среды новой энергии.
За исследования по термодинамике диссипативных структур И. Пригожину была присуждена Нобелевская премия по химии.
Другой видный теоретик самоорганизации, немецкий ученый М. Эйген, показал, что открытый Ч. Дарвином принцип естественного отбора действует и на уровне химических молекул. Он показал, что сложные ограничения молекулярной структуры возникают благодаря эволюционному процессу отбора.
Благодаря этим наработкам в 70-е годы нашего века начинает формироваться новая междисциплинарная наука, которая получает название «синергетика». Эта наука возникает на стыке философии, физики, химии, биологии и математики. Она исследует механизмы возникновения новых состояний, структур и форм в результате разрушения старых. Синергетика опирается на принцип положительной обратной связи, т. е. когда изменения в системе не устраняются, а накапливаются и приводят к образованию нового порядка.
С точки зрения самоорганизации условием развития любых динамических систем является взаимодействие этих систем с окружающей средой. Благодаря такому взаимодействию в системе возникает и поддерживается неравновесность, которая способствует разрушению старых и образованию новых структур.
При анализе эволюционных процессов постепенные изменения системы характеризуют как случайные, а их совокупный результат как необходимый. Теория самоорганизации позволяет раскрыть механизм взаимосвязи случайных и необходимых изменений. Случайные изменения системы происходят на микроуровне. Этот процесс является незаметным, пока изменения не достигнут некой критической точки, после которой спонтанно (самопроизвольно) возникает новый порядок или структура. В критической точке существует, по крайней мере, два пути изменения системы. В математике это обозначают термином «бифуркация» или раздвоение. Какой путь при этом выберет система, зависит в значительной мере от случайных факторов. Но когда путь выбран, в дальнейшем движение системы подчиняется определенным законам. Таким образом, теория самоорганизации утверждает, что эволюцию системы необходимо рассматривать как единство двух прямо противоположных процессов – необходимости и случайности.
Теория самоорганизации оказалась способной объяснить многие эволюционные процессы, которые происходят в биологических, экологических и даже социально-культурных системах. Правда, на этом пути встречается много трудностей, которые ждут своего разрешения. Главное же преимущество теории самоорганизации состоит в том, что она позволяет взглянуть на мир с новых позиций и объяснить многие явления.
Несмотря на существенное отличие социальной эволюции от биологической, между ними существует также и большое сходство. Недаром некоторые ученые характеризуют социальную эволюцию как продолжение биологической, но только уже другими средствами.
При анализе эволюции социальных систем необходимо учитывать два фактора:
Первый. Человек является биосоциальным существом. Следовательно, его эволюция подчиняется неким всеобщим законам материального мира.
Второй. При анализе эволюции социальных систем необходимо вскрыть закономерности, которые присущи именно социальной форме движения материи.
Учет этих двух факторов будет способствовать правильному пониманию эволюции социальных систем.
Формирование человеческого рода, его выделение из животного царства, и прежде всего из отряда приматов, по современным представлениям началось примерно 10 миллионов лет назад. Раньше считалось, что ближайшими предками человека были австралопитеки, которые жили 3 миллиона лет назад. Теперь установлено, что они имели общим предком обезьяноподобное существо, которое назвали рамапитеком, оно жило примерно 12 – 14 миллионов лет назад. Рамапитеки первоначально жили в лесах, но потом, в силу геологических условий вынуждены были покинуть их и начать обживать степи. Поскольку передвигаться по степи было удобнее без передних конечностей, то рамапитеки приобрели способность к прямохождению.
Прямохождение было первым серьезным изменением, которое способствовало быстрому эволюционному процессу рамапитеков.
В дальнейшем эволюция предчеловека была связана с появлением орудий труда. Первые каменные орудия труда появились примерно 2,6 миллиона лет назад. Переход к трудовой деятельности благотворно сказался на развитии тех органов, которые были непосредственно с ней связаны. Речь идет о развитии руки, увеличении объема мозга и возникновении языка, как средства общения. Ученые считают, что становление такого человека произошло примерно 100 тысяч лет назад.
Развитие трудовой деятельности привело к возникновению родов, племен. Роды и племена были вынуждены общаться друг с другом. Это привело к обмену деятельности, к возникновению экономических связей. На этой стадии развития человеческого общества возникает мораль и право.
Социальная эволюция, как и эволюция природы, происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. В среде периодически происходят изменения. К этим изменениям должны адаптироваться живые организмы и социальные системы. В природе такая адаптация происходит в результате естественного отбора. Изменения живых организмов дальше происходит по законам генетики.
В социальных системах, в отличие от биологических, опыт приспособления к окружающей среде генетически существовать не может. Однако общество выработало свой особый способ передачи информации потомкам. Этот способ обычно характеризуют как традицию. В традицию включены все способы передачи опыта, начиная от простейших навыков и правил поведения и кончая сложнейшими приемами профессиональной деятельности.