Файл: Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Становление и развитие философии

16. Всеединство бытия

3. Философия как разновидность мировоззрения

6. Специфика философского знания

1. Предмет и методы философии

7. Функции философии

9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

11. Основной вопрос философии и 2 его стороны

11. Основной Вопрос Философии

12. Материализм и идеализм в философии

14. Материальное и идеальное

15. Самоорганизация бытия

17. Движение и развитие, диалектика

21. Бытие как мир идей.

22. Пространство и время

24. Детерминизм и индетерминизм

25. Эволюционная и креационная модели

26. Познание, творчество, практика

27. Вера и знание

28. Понимание и объяснение

29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

30. Понятия истины

32. Филосовская методология

5.Философствование как исследование.

18.Множественность форм бытия.

1. Формы бытия.

20.Теория хаоса(синергетика)

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

34. Рационализм и эмпиризм.

35. Интуитивизм.

36. Феноменология.

37. Прагматизм

38.Логическое мышление: дедукция и индукция.

Индукция и дедукция

39. Формально-логический закон мышления

40. Логика и язык

41. Научное познание.

43. Рост научного знания и нтр.

44. Научная методология.

45. Человек, общество, культура.

46. Человек как философская проблема

47. Человек и природа.

48. Учения о душе.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

49. Философская антропология 20-го века.

50. Человек- культурное существо. Человек

Культура и природа человека

52. Что такое природа человека. Природа Человека

53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

54. Сознание и самосознание личности.

55. Сознание и бессознательное.

56. Существование человека.

57. Философия любви.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

58. Свобода и ответственность.

59. Формирование и развитие форм культуры.

Материальная культура

Духовная культура

Информационная культура

Физическая культура

Виды культуры

Культура общества

62. Девиантное поведение.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

64. Религиозные ценности и свобода совести.

65. Основной жизненный цикл общества.

66. Культура и цивилизация.

67. Трудовая теория стоимости.

Теории стоимости

68. Человеческий и социальный капитал.

Ваш человеческий и социальный капитал

69. Глобальные проблемы современности.

Список глобальных проблем

Попытки решения

Глобальные проблемы современности

41. Научное познание.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: — объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы. Уровни научного познания: - эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей; - теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение. Универсальные - анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Структура теории • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п. • Идеализированный объект данной теории. • Логика и методология, применяемые для построения теории. • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью. Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение (Н) и эксперимент (Э): 1. Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. 2. Н) Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; Э) Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования. 3. Н) Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств; Э) Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств. К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез. Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая. Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания. Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании. Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. К универсальным методам познания относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д. К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического. Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей. Логический метод - связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен. Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному. Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.


42. позитивизм. Структура научного познания, его методы и формы.

Позитиви́зм (фр.positivisme, от лат.positivus — положительный) — философское учение и направление в методологиинауки, определяющее единственным источником истинного, действительного знанияэмпирическиеисследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Структура теории • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п. • Идеализированный объект данной теории. • Логика и методология, применяемые для построения теории. • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью. Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение (Н) и эксперимент (Э): 1. Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. 2. Н) Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; Э) Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования. 3. Н) Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств; Э) Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств. К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез. Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.


43. Рост научного знания и нтр.

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Ге­гель сформулировал ее положения так, что «истина есть про­цесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии, особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материа­листической диалектики с учетом социокультурной обуслов­ленности этого процесса. Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него действительно были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения. Дело в том, что для логического позитивизма в целом были характерны: а) абсолютизация формально-логической и языковой проблематики; б) гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков (в ущерб естественным); в) концентрация исследовательских усилий на структуре «готового», ставшего знания без учета его генезиса и эволюции; г) сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к формальному анализу языка науки; д) игнорирование социокультурного контекста анализа знания, и т.д. Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д. В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, пред­ставленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Особенно активно проблему роста (развития, изменения знания) разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в., сторонники постпозитивизма К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, разви­тию науки, а не только к формальному анализу ее «застыв­шей» структуры, представители постпозитивизма стали стро­ить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершаю­щихся в мире. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т. е. эволюци­ей растений и животных. Рассмотрим идеи двух крупных представителей данного направления — К. Поппера и Т. Куна. Первой концепцией роста научного знания стала концепция К. Поппера. Он, в част­ности, считает, что не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции. Для Поппера рост знания не является кумулятивным (накопитель­ным) процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарви­новский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не про­стое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспроверже­ние научных теорий и их замену (с помощью критического метода) лучшими и удовлетворительными теориями. Свою модель роста научного знания Поппер изображает схемой: Р1—ТТ—ЕЕ—Р2, где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — противоположная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой решается исходная проблема, ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и эксперименталь­ных проверок, Р2 — новая, более глубокая проблема, для ре­шения которой нужно построить новую, более глубокую и бо­лее информативную теорию. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Т. Куном (введшим в широкий оборот понятие «парадигма»), включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция», где происходят распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа од­ной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход единой парадигмы и другой че­рез научную революцию (например, в конце XIX — начале XX в.) является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. В период научной революции упраздняются все наборы методологических правил, кроме одного — того, который вытекает из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако это упразднение должно быть не «голым отрицанием», а «сняти­ем», с сохранением положительного. Для характеристики это­го процесса сам Кун использует термин «реконструкция пред­писаний». Научные революции знаменуют смену типов научной рациональности. Ряд авторов (В. С. Степин, В. В. Ильин) в зави­симости от соотношения объекта и субъекта познания выделя­ют три основных типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки: 1. классическая (XVII—XIX вв.); 2. неклассическая (первая половина XX в.); 3. постнеклассическая (современная) наука.



44. Научная методология.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработкизнанийв рамках конкретной дисциплины:физики,химии,биологии, информатики и других разделах науки.

Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Эта система формируется на основе объективных законов и закономерностей действительности. В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности, например, в области правоведения, ученый должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления[1]. Данную процедуру необходимо выполнить, ибо далеко не каждый исследователь может создать оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы много последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Потому-то основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям, используя проверенные методологические приёмы для обоснования результатов собственных разработок.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

45. Человек, общество, культура.

Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке - социальная или биологическая - является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение - культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях - общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности.

Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов. Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы.