ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принесли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - устранение организационных механизмов, не позволяющих клубным работникам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демократизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить следующей формулой; от работы для населения - к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству масс. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реа­лизации демократических, конституционньгх прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности.

Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социально-культурной деятельности, отказаться от господствовавших долгое время организационно-хозяйственных принципов управления социально-культурной сферой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписания и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.

На протяжении многих десятилетий складывался традиционный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хозяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд обнаружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваиваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на механическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но всегда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые потребности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовлетворять их силами только одних традиционных культурных учреждений и институтов.

Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.


Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, национальной замкнутости.

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность куль­турных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину социальная защита деятелей культуры всех категорий — как профессионалов, так и любителей.

В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы — основной инструмент под­держки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи куль­турных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партии и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, коммерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий соци­ально-культурной деятельности.


Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осоз­нать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем соци­ально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными ис­точниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, уме­ния, навыки, специальные профессиональные качества, сформирован­ные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общно­стями и группами.


Основные задачи курса:

  1. знакомство с историческим опытом возникновения и развития социально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, просвещения, искусства;

  2. знакомство с теоретико-методологическими основаниями социально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятийным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономер­ностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соот­ветствии с современными условиями;

  1. характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находят отражение деятельность многочисленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп населения, а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отношений;

  2. выявление и изучение реально существующей системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;

  3. формирование представлений о содержании ресурсной базы социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее эффективного использования нормативно-законодательных документов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-демографического контингента, морально-психологического фактора;

6) раскрытие многообразия и многозначности технологической базы, изучение основных методов и технологий социально-культурной деятельности, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей.

Контрольные вопросы.

  1. Современная трактовка понятия СКД. СКД – как воспитательная деятельность.

  2. Термин культура. Человек как носитель и творец культуры. Культура как результат. Культура как деятельность.

  3. Социально-культурная сфера и отрасль культуры. Определите границы этих понятий .

  4. Культурные ценности. Понятие.

  5. Обещечеловеческие ценности.

  6. По происхождению:

  7. по их сущностной характеристике:

  8. по их создателями и пользователям

  9. Культурные ценности в соответствии. «Основами законодательств РФ о культуре».

  10. Социально-культурные ценности каждого народа.

  11. Типология духовных ценностей (по Б.С.Ерасову).

  12. Типология духовных ценностей (по А.В.Соколову).

  13. Понятие культурного продукта, благ и услуг.

  14. Материальные продукты

  15. Нематериальные продукты.

  16. Понятия «творческая деятельность».

  17. Культурное наследие.

  18. Культурное достояние.

  19. Государственная культурная политика.

  20. Сферы культурной деятельности государства.

  21. Раскройте содержание право граждан на культурную деятельность. (Основы законодательства РФ в культуре).

  22. Взаимосвязность понятий «социальная активность» и «социальная деятельность».

  23. Понятие «деятельность». Основополагающие признаки деятельности.

  24. Понятия поведения и деятельности.

  25. Назовите свойства и черты СКД.

  26. Понятия деятельности и общения.

  27. СКД отличается …

  28. Понятие «социализация личности».

  29. СКД как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей.

  30. Социально-культурная деятельность.

  31. Современная социально-культурная ситуация.


1Соколов B.C. Социокультурная деятельность как феномен. - СПб., 1996. - С. 12. 66

2Еросов Б.С. Социальная культурология. -М., 1996. -С. 115-116. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996

3Л>еваЛ.П. Деятельность и общение. - М., 1978. -С.49\

Мансуров Н.С. Активность личности в социалистическом обществе.-М., 1976.-С. 40.

4Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. -М, 1991

5Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г., Красилышков 10.Д., Лисовский В.Т., Фельдштейн Д.И. и др. ПС СССР по народному образованию, АПН СССР; ВНИК «Школа-микрорайон». - М., 1990.

27