ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельности о го начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобное «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются куль­турная среда, культурное пространство, действительно открытые Для самодеятельности.

На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов.

Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предло­жением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. предполагающую наличие трех обязательных, элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных инсти­тутов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого про­цесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объек­тивных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким обра­зом, конкретное своеобразие и проявление общественных отноше­ний в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участника­ми социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации), Они могут носить либо сугубо фор­мальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.


В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты обще­государственного масштаба, микросреда - это сфера действия ма­лых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение че­ловека, включает в себя множество составных элементов — микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в се­мье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и. на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолют­ной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общест­венно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации соци­ально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициа­тивы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социаль­ных решений.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизне­способной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного го­рода предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтрализовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенство­вание отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.


Однако все эти острейшие, злободневные социальные проблемы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, социально открытая культурная среда жизненно необходима для чело­века, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просвети­тельного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой — является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессио­нальные, этнические, конфессиональные и т.д.

В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и; практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.

Социально-культурная деятельность различных слоев населения в нашей стране всегда исторически была связана со стремительно развивающимся социумом. Конкретным результатом социальной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочисленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой интеллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты ликбеза разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.

В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учрежде­ний на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возрастания уровня и многообразия духовных потребностей людей породили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современ­ным ожиданиям и представлениям населения.


Многочисленные социальные инициативы и начинания, не­прерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необ­ходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность совре­менных институтов социально-культурной сферы - клубов, театров, парков, музеев, художественных студий и т.д.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не все­гда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходя­щим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.


Современная социально-культурная ситуация

Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде, Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации – ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряженности - с другой.

До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищенных слоев населения.

Общество оказалось неспособным защитить ребенка от насилия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растет подростковая преступность. Статистика свиде­тельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников поступали в детские дома из семей, где родители полностью деградировали.