ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культуры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.
Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить определенного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоровью общества.
Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общества, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармонизации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».
В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат различные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сложившейся в духовной жизни, культуре современного социума.
Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основной массы населения в социально-культурную деятельность.
Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обострило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наряду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, конструктивной основой социализации личности.
Причин возросшего во многих регионах страны активного интереса к изучению и освоению национальной культуры немало. После обвального падения официальной партийной идеологии возникла мировоззренческая пустота, определенный духовный вакуум, который очень целенаправленно пытаются заполнить культом «золотого тельца». Многие средства массовой информации, например, буквально обожествляют власть денег, внушая изначально безнравственную мысль о том, что все способы обогащения прекрасны, хотя любому думающему человеку ясно, как трудно совмещаются бизнес и мораль в наших сегодняшних условиях криминализированного рынка.
Культ богатства явно не соответствует русской духовной традиции, исконно русскому мировоззренческому идеалу. Эта мысль великолепно выражена в словах российского ученого, педагога, философа Павла Флоренского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души».
Признавая неизбежность реформирования, мы одновременно опираемся на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояли, стоят и будут стоять и русская классическая музыка литература, живопись, и устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла.
Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привязанности, интереса и любви к родным местам, бережного отношения к окружающей природной и социальной среде.
Например, для социокультурной ситуации в обществе в течение долгих лет были характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отставание социально-культурной сферы является результатом многолетней изоляции страны от широких контактов с цивилизованными странами мира, оторванности от своих исторических корней. Всё это значительно сужает возможности для реализации эффективной социально-культурной политики, в то время как объективная потребность в такой политике резко возрастает.
Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подростковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.
Корни этого явления произрастают из той социокультурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, социального неравенства в обществе, остаточным принципом финансирования культуры, образования, а также недооценкой интеллектуального, творческого труда.
Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований в области семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства.
В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «социальных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.
Очевидна и необходимость умения правильно интерпретировать социально-культурную ситуацию, правильно определять, какие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными. Время постоянно рождает вес новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.
Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.
Анализ практического опыта и научных исследований свидетелъствует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов собственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализации множества социально-культурных, творческих проектов и инициатив. В современных сложных условиях особенно возрастает роль традиционных очагов культуры в Центре, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.
Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост демократизации и гуманизации социально-культурного пространства.
Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития общественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенародного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу государства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении принадлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и формирование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понимания особенностей обыденного сознания.
Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвязи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологически некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъектами.
Главные приоритеты в регулировании и управлении социально-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объекту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, референтной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридических и физических лиц, выступающих в качестве непосредственных участников социально-культурных процессов. Среди них -государственные и негосударственные (общественные, коммерческие) структуры.
Социально-культурная деятельность характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь Ресурсы используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение Десятилетий между демократической природой культуры и авторитарно-бюрократической системой управления ею; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.
В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания детей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными социально-культурными услугами интенсивно развивается любительство. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество традиционных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.
Что касается участия государственного (муниципального), экономического (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.
Действующие в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распространении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.
В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учреждения культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам побывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.
В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-досутовой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стратегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусства и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая региональная социально-культурная политика часто подменялась администрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организационного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом - развитием инициативы и самодеятельности населения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывали творческую инициативу на местах, воспитывали исполнителей, способных работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вышестоящих инстанций.