ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Лекция 2. Категориально-понятийный аппарат теории СКД
Вводная: СКД, социально-культурное взаимодействие, понятийный аппарат, социально-культурная среда, современная социально-культурная ситуация.
Современная трактовка понятия СКД (ее сути, задач и содержание) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как КПР.
Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная много функциональная сфера деятельности, одна из соответствующих социальной работы, ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворения и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Таким образом, социально-культурная деятельность является социально и педагогически, организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.
Социально-культурная деятельность - является одной из областей современного педагогического и культурологического знания. Объектом и предметом социально-культурной деятельности является социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, возможные пути и формы активного взаимодействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Человек как носитель и творец культуры в праве рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного развертывания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых перемен, средством интеграции общества.
Термин «культура» ассоциируется с созданием человеком «второй природы» начиная с первого акта окультуривания им предметов природы и создание на этой основе орудий труда. Культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура – великое богатство, накопленное человеком в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.
Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные – в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д.
Все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурной деятельности».
«Социальное» и «культурное» растворенные друг в друге, ибо в любом социальной явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и социальные технологии. В этой связи социально-культурная деятельность правомерно рассматривать и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающий консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение человека.
В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) – создание традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляция, превращения их во внутренние качества личности.
Сегодня культура, заполняет и насыщает все социальное пространство и все социальные секторы и институты, которые являются субъектами культурной деятельности, т.е. занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.
Взаимодействие субъектов в социально-культурной деятельности
В категории ((социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное)), под которым прежде всего подразумевается человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения. складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает; индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.
Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.
В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем сегментацию информационного пространства, специализацию среде информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.
Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного ее наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.
Понятийный аппарат предмета
В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры)). В статистике народного хозяйства оба этих термина используются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.
Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отличие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем; духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» получат раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.
Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работник, государственная культурная политика, основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры, механизм экономического обеспечения культурной деятельности.